Уже первая широко известная книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» принесла ей всесоюзную известность, она стала лауреатом премии Ленинского комсомола, членом Союза писателей СССР. Суровая «окопная» исповедь женщин-фронтовичек вышла в журнале «Октябрь» и «Роман-газете» (а это в ту пору миллионные тиражи), издательстве «Советский писатель» и «Мастацкая лiтаратура» (на белорусском языке). Затем книга была переведена на более чем 20 языков мира и сегодня стала классикой произведений о Великой Отечественной войне.
Надо сказать, что исповедальный документальный жанр свидетельств о войне ее героев и страдальцев открывала не Светлана Алексиевич. Была книга «Мы из огненной деревни» Алеся Адамовича, «Блокадная книга» Даниила Гранина. И это Адамовичу принадлежат слова о том, что писать о трагедиях XX века языком художественной прозы – значит оскорблять чувства людей. Там, где речь идет о катастрофах, войнах, личных трагедиях, – не место изящной словесности.
А книги Светланы Алексиевич – действительно, «памятник страданию и мужеству в наше время»: «Последние свидетели» – война глазами детей войны; «Цинковые мальчики» – свидетельства воинов-«афганцев»; «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд» – свидетельства о 90-х; «Зачарованные смертью» – о самоубийствах тех, кто не смог пережить распад СССР. Сейчас Светлана Алексиевич завершает работу над книгой под названием «Чудный олень вечной охоты». Книга включает в себя рассказы о любви: мужчины и женщины разных поколений рассказывают свои истории.
«Мы имеем уникальную работу, сделанную, может быть, впервые в русской (или, точнее, советской и постсоветской) культуре – прослежена, задокументирована, художественно обработана жизнь нескольких десятков поколений и сама реальность 70 лет социализма: от революции 17-го года через гражданскую войну, молодость и гипноз великой Утопии, сталинский террор и ГУЛАГ, Великую Отечественную войну и годы краха материка социализма – до сегодняшних дней. Это живая история, рассказанная самим народом и записанная, услышанная, выбранная талантливым и честным летописцем», – писал критик Лев Анненский в предисловии к изданию двухтомника прозы Светланы Алексиевич.
Сама Светлана Алексиевич говорит: «Я написала пять книг, но на самом деле почти сорок лет я пишу одну книгу. Веду русско-советскую хронику: революция, ГУЛАГ, война, Чернобыль, распад «красной империи»... В моих книгах «маленький человек» сам рассказывает о себе. Его никто никогда ни о чем не спрашивает, он исчезает бесследно, унося свои тайны с собой. Я иду к безмолвным. Слушаю, выслушиваю, подслушиваю. Улица для меня – хор, симфония. Бесконечно жаль, сколько всего сказано, прошептано, выкрикнуто в темноту... Все это блеснуло и тут же исчезает, а сегодня исчезает особенно быстро. Мы быстро стали жить…»
Книги Светланы Алексиевич издавались в США, Германии, Великобритании, Швеции, Франции, Японии, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и других странах. С. Алексиевич – автор сценариев 21 документального фильма и трех театральных пьес. Она лауреат множества литературных наград: премии Курта Тухольского за мужество и достоинство в литературе (Швеция), премии Андрея Синявского «За благородство в литературе», российской независимой премии «Триумф», премии «За европейское взаимопонимание-98», «За лучшую политическую книгу», премии имени Гердера и премии Ремарка (Германия), а также Национальной премии критики (США) и премии Рышарда Капущинского (Польша). Награждена Офицерским крестом ордена Искусств и литературы (Франция). В постперестроечное время писательница жила в Италии, Германии, Франции, Швеции. Два года назад вернулась в Минск.
…Когда-то Лев Толстой прозорливо писал, что настанет время, когда документальная проза, отражающая жизнь, будет востребована более вымыслов художественной. Видимо, это наступившее время и засвидетельствовал нобелевский комитет.
Белорусская писательница Светлана Алексиевич стала первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии. С чем я нас всех и поздравляю!
Ждем ответов читателей на вопросы (LubaShashkova@mail.ru):
1. Какие книги вы перечитываете, их значение в вашей жизни?
2. Что из казахстанской литературы последнего времени вам запомнилось, остановило внимание?