О любви... к самолетам

1343
Елена Левкович

Вот вспомните, была ли у вас в детстве мечта? Ну, может, и не в детстве, а уже в более сознательном возрасте – юности, студенчестве? Знаю по себе – ты уже счастлив от того, что она, эта мечта, у тебя есть, ты знаешь, куда стремиться, о чем думать, глядя на звезды.

Мечты у всех разные. Кто-то хочет жить и не тужить на Лазурном побережье, кто-то, вот я, например, мечтает о собаке (ах, как я понимаю Сванте Свантесона!).

А вот у Марины Уткиной была мечта работать в авиации. И еще школьницей, приходя к маме на работу – в аэропорт, Марина издалека любовалась крылатыми машинами.

– Самолеты привлекали меня всегда. Чем? Ну, наверное, тем, что поначалу они казались мне поистине фантастическими существами, которые летают сами по себе. Уже позже, когда я определилась с видением себя в будущем, мне просто стало интересно погрузиться в этот особенный мир, – улыбается Марина.

Окончив школу, 18-летняя девчонка поступила в алматинскую Академию гражданской авиации – решила следовать за мечтой и стать авиадиспетчером.

– Честно сказать, родители не совсем разделяли мой восторг: мол, не женское это дело – самолетами управлять. И это при том, что я все-таки пошла им на уступки – отказалась от намерения учиться на пилота! – вспоминает Марина. – Были долгие уговоры, причем с обеих сторон, доводы, пару раз даже рыдания. Но я смогла отстоять свою мечту!

Как будет непросто на учебе, Марина поняла еще на этапе вступительных экзаменов: пришлось срочно подтягивать физику, освежать математические знания. Отдельным испытанием на прочность стала медкомиссия: на анализы было сдано все, что возможно, врачи и узисты проверили каждый сантиметр организма – условия приема на подобные специальности, и правда, неимоверно жесткие.

Но в итоге вышло так, как и хотелось: благополучно сданные экзамены, государственный грант на обучение и заветный студенческий билет будущего авиадиспетчера.

Четыре года учебы пролетели очень быстро, и в 2007 году молодой специалист-краснодип­ломник приступила к выполнению своих трудовых обязанностей – диспетчера регионального дис­петчерского центра в аэропорту Шымкента.

– На работу я шла как на праздник, хотите – верьте, хотите – нет. Я была в восторге, что получила лучшую, на мой взгляд, профессию, что теперь я имею право«управлять» самолетами! – рассказывает авиа­диспетчер. – Но я обману, если скажу, что я совсем не боялась, – ответственность на каждом из нас лежит огромная, одно неверное решение, излишне поспешное или не до конца продуманное, и последствия могут быть, сами понимаете, какими.

Объяснить простыми словами, что входит в круг обязанностей Марины, совсем непросто, извините за тавтологию. Если в общих чертах, то существует несколько «разновидностей» диспетчеров: руления, старта, круга, подхода, райцентра, посадки. Все они делают одну работу – ведут самолет, но на разных участках, «передавая» крылатую машину друг другу. Что касается Марины, то она «рулит» непосредственно на высоте, то есть, принимая «новенького» от предыдущего диспетчера, она будет на связи с экипажем воздушного судна до того момента, когда самолет выйдет из ее зоны.

Наверняка многие представляют себе подобное «общение» с пилотами как непринужденную беседу. На самом деле переговоры дозированы и строго по делу: приветствие, сводки погоды. Диспетчеров «пишут», то есть все их разговоры в эфире записываются, чтобы в случае чего поднять записи и восстановить ход событий. Строго запрещены и ругательства. Богата речь авиа­диспетчеров и фразео­логизмами, причем на английском языке. Так что поболтать по-свойски не получится.

Но тем не менее диспетчеры, особенно девушки, слышат в эфире и поздравления с праздниками, и комплименты.

– Часто мне говорят: «У вас такой приятный голос!» И это так поднимает настроение: кто-то, летящий в десятке километ­ров над землей, говорит тебе доб­рые слова, и невозможно не улыбнуться, – улыбка и сейчас появляется на лице Марины. – Конечно, я всегда благодарю в ответ, даже если это и не по «уставу». Ну как можно промолчать?

Подобные лирические отступ­ления, и правда, поднимают бое­вой дух авиадиспетчеров. Вот представьте сами: вы сидите перед большим экраном, на котором по карте региона ползут разнонаправленные стрелочки. Каждая из этих стрелочек – воздушное судно, в креслах которого летят куда-то люди, и все они – под «присмотром» диспетчера. И стрелочек таких на экране не одна и не две, а порой до 20. Параллельно каждому борту нужно давать указания, отвечать на вопросы о погоде, разрешать спрямление или смену эшелона, уход на запасной аэродром. А если внештатная ситуация?

– Терять самообладание ни в коем случае нельзя – беспокойство может передаться пилоту, а это уже очень рискованно. Бывали, конечно, ситуации, когда становилось страшно, но главное – все осмыслить и действовать дальше с холодной головой. Каждый из диспетчеров центра осознает лежащую на нас ответственность за человеческие жизни, а значит, мы не имеем права на ошибку, – уверена Марина.

Несмотря на такую напряженную работу, Марина ни разу не пожалела о выбранной стезе.

– Я уже и не представляю себя на другом месте. Да, у меня непростая работа, да, порой я очень устаю эмоционально, хочется скорее снять наушники и оказаться дома, рядом с мужем и дочкой. Но я по-прежнему считаю свой выбор единственно верным, – рассуждает молодая женщина.

То, что авиадиспетчер – непрос­тая профессия, понимает и семилетняя Анечка. «Мама водит самолеты», – по-своему трактует девочка. И ведь она, по сути, права: мама рулит большими крылатыми машинами, которые летят высоко-высоко, в дальние страны. А еще она управляет своей мечтой. 

Популярное

Все
Миссия – выстраивать мосты
В Астане стартовала 21-я Международная Жаутыковская олимпиада
Через пень-колоду или шаг вперед?
Ценовые «вольности» вокруг продовольствия
Карты, деньги, приговор
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Свекла под снегом все-таки осталась
Создатель архитектурного облика Алматы и Астаны
Капитализация KASE показала высокие результаты
Как взрослеют детские мечты
Суперпроект в масштабах региона
Молодежь и инновации – основа трансформации регионального вуза
Возводят дома, сохраняют культуру
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Маркетплейсы: счастье или травма?
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Молодежная повестка в фокусе внимания
Черный снег: назначена внеплановая проверка
Сообщество единых ценностей
Учитель, нашедший свой путь
Закон Республики Казахстан
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Сигареты подорожают в РК
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Зимнее содержание дорог не выдерживает критики
«Нацфонд - детям»: сколько денег перевели на счета достигших совершеннолетия казахстанцев
Елдос Сметов перебрался с семьей в Лондон
В Малибу горят дома звезд Голливуда
На языке текста и рисунка
Казахстан ратифицировал соглашение о функционировании группы Французского агентства развития
Закон Республики Казахстан
История таксиста: адвокат раскрыла новые детали по делу Салтанат Нукеновой
Бетономешалка повредила два авто перед падением в Астане
Назначен новый министр юстиции
Глава МЧС открыл спасательную станцию на реке Жайык
Сбалансированный подход
Извлечь металлы, переработать шлаки
Последовательность и верность традициям
Дорогу молодым!
Проблемы экономики требуется решать незамедлительно
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Год единства и созидания
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
Новые госнаграды появились в Казахстане
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом

Читайте также

Пожара можно было избежать!
Черный снег: назначена внеплановая проверка
Создатель архитектурного облика Алматы и Астаны
Сообщество единых ценностей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]