Вот вспомните, была ли у вас в детстве мечта? Ну, может, и не в детстве, а уже в более сознательном возрасте – юности, студенчестве? Знаю по себе – ты уже счастлив от того, что она, эта мечта, у тебя есть, ты знаешь, куда стремиться, о чем думать, глядя на звезды.
Мечты у всех разные. Кто-то хочет жить и не тужить на Лазурном побережье, кто-то, вот я, например, мечтает о собаке (ах, как я понимаю Сванте Свантесона!).
А вот у Марины Уткиной была мечта работать в авиации. И еще школьницей, приходя к маме на работу – в аэропорт, Марина издалека любовалась крылатыми машинами.
– Самолеты привлекали меня всегда. Чем? Ну, наверное, тем, что поначалу они казались мне поистине фантастическими существами, которые летают сами по себе. Уже позже, когда я определилась с видением себя в будущем, мне просто стало интересно погрузиться в этот особенный мир, – улыбается Марина.
Окончив школу, 18-летняя девчонка поступила в алматинскую Академию гражданской авиации – решила следовать за мечтой и стать авиадиспетчером.
– Честно сказать, родители не совсем разделяли мой восторг: мол, не женское это дело – самолетами управлять. И это при том, что я все-таки пошла им на уступки – отказалась от намерения учиться на пилота! – вспоминает Марина. – Были долгие уговоры, причем с обеих сторон, доводы, пару раз даже рыдания. Но я смогла отстоять свою мечту!
Как будет непросто на учебе, Марина поняла еще на этапе вступительных экзаменов: пришлось срочно подтягивать физику, освежать математические знания. Отдельным испытанием на прочность стала медкомиссия: на анализы было сдано все, что возможно, врачи и узисты проверили каждый сантиметр организма – условия приема на подобные специальности, и правда, неимоверно жесткие.
Но в итоге вышло так, как и хотелось: благополучно сданные экзамены, государственный грант на обучение и заветный студенческий билет будущего авиадиспетчера.
Четыре года учебы пролетели очень быстро, и в 2007 году молодой специалист-краснодипломник приступила к выполнению своих трудовых обязанностей – диспетчера регионального диспетчерского центра в аэропорту Шымкента.
– На работу я шла как на праздник, хотите – верьте, хотите – нет. Я была в восторге, что получила лучшую, на мой взгляд, профессию, что теперь я имею право«управлять» самолетами! – рассказывает авиадиспетчер. – Но я обману, если скажу, что я совсем не боялась, – ответственность на каждом из нас лежит огромная, одно неверное решение, излишне поспешное или не до конца продуманное, и последствия могут быть, сами понимаете, какими.
Объяснить простыми словами, что входит в круг обязанностей Марины, совсем непросто, извините за тавтологию. Если в общих чертах, то существует несколько «разновидностей» диспетчеров: руления, старта, круга, подхода, райцентра, посадки. Все они делают одну работу – ведут самолет, но на разных участках, «передавая» крылатую машину друг другу. Что касается Марины, то она «рулит» непосредственно на высоте, то есть, принимая «новенького» от предыдущего диспетчера, она будет на связи с экипажем воздушного судна до того момента, когда самолет выйдет из ее зоны.
Наверняка многие представляют себе подобное «общение» с пилотами как непринужденную беседу. На самом деле переговоры дозированы и строго по делу: приветствие, сводки погоды. Диспетчеров «пишут», то есть все их разговоры в эфире записываются, чтобы в случае чего поднять записи и восстановить ход событий. Строго запрещены и ругательства. Богата речь авиадиспетчеров и фразеологизмами, причем на английском языке. Так что поболтать по-свойски не получится.
Но тем не менее диспетчеры, особенно девушки, слышат в эфире и поздравления с праздниками, и комплименты.
– Часто мне говорят: «У вас такой приятный голос!» И это так поднимает настроение: кто-то, летящий в десятке километров над землей, говорит тебе добрые слова, и невозможно не улыбнуться, – улыбка и сейчас появляется на лице Марины. – Конечно, я всегда благодарю в ответ, даже если это и не по «уставу». Ну как можно промолчать?
Подобные лирические отступления, и правда, поднимают боевой дух авиадиспетчеров. Вот представьте сами: вы сидите перед большим экраном, на котором по карте региона ползут разнонаправленные стрелочки. Каждая из этих стрелочек – воздушное судно, в креслах которого летят куда-то люди, и все они – под «присмотром» диспетчера. И стрелочек таких на экране не одна и не две, а порой до 20. Параллельно каждому борту нужно давать указания, отвечать на вопросы о погоде, разрешать спрямление или смену эшелона, уход на запасной аэродром. А если внештатная ситуация?
– Терять самообладание ни в коем случае нельзя – беспокойство может передаться пилоту, а это уже очень рискованно. Бывали, конечно, ситуации, когда становилось страшно, но главное – все осмыслить и действовать дальше с холодной головой. Каждый из диспетчеров центра осознает лежащую на нас ответственность за человеческие жизни, а значит, мы не имеем права на ошибку, – уверена Марина.
Несмотря на такую напряженную работу, Марина ни разу не пожалела о выбранной стезе.
– Я уже и не представляю себя на другом месте. Да, у меня непростая работа, да, порой я очень устаю эмоционально, хочется скорее снять наушники и оказаться дома, рядом с мужем и дочкой. Но я по-прежнему считаю свой выбор единственно верным, – рассуждает молодая женщина.
То, что авиадиспетчер – непростая профессия, понимает и семилетняя Анечка. «Мама водит самолеты», – по-своему трактует девочка. И ведь она, по сути, права: мама рулит большими крылатыми машинами, которые летят высоко-высоко, в дальние страны. А еще она управляет своей мечтой.