О нравственном и духовном Статьи 26 апреля 2022 г. 23:08 4430 С 27 на 28 апреля мусульмане отметят Священную ночь – Ляйлятуль-Кадр, которая наступает лишь раз в году, в благословенный месяц Рамадан. Каково значение этого мусульманского праздника и в чем смысл поста, рассказывает религиовед Есбосын Смагулов. – Священный месяц Рамадан – это прекрасная возможность дать нравственную оценку своим поступкам, делать добрые дела, помочь нуждающимся. Это возможность для встреч с родными и близкими. Особое место Рамадана в мусульманском календаре связано с тем, что в этот месяц пророк Мухаммед начал получать божественное откровение. Потому духовные дела, благотворительность приобретают особое значение. Нравственный смысл оразы заключается в том, что воздержание от пищи и удовольствий способствует очищению от грехов, недобрых мыслей и дурных поступков. Человек учится терпению и осознает лишения, которые испытывают бедные и обездоленные. Подчеркну, пост – это не просто отказ от еды и питья, это нравственное и духовное очищение. Не разделяю мнение тех, кто держит оразу исключительно ради того, чтобы похудеть. Для этого есть различные диеты и физические практики. И еще. Пост в исламе – не самоистязание. Истинная религия предостерегает от крайностей. Оразу могут не соблюдать те, кому это не позволяет состояние здоровья, а также дети, беременные женщины, путники. – В настоящее время часто происходит замена казахских слов, относящихся к исламу и вере, арабизмами. Как Вы к этому относитесь? – Как писал Мартин Хайдеггер, «язык – дом бытия». Язык отражает наш духовный мир, культуру, социальные процессы, поэтому понятен интерес к этой сфере. В принципе, такие слова, как «ифтар» и «ауызашар», «сухур» и «сәресі» и многие другие воспринимаются как синонимы. Я бы не стал связывать использование тех или иных слов для разделения людей. Безусловно, желательно применять лексику, которая имеет национальные корни, не злоупотребляя заимствованиями. Но при этом мы должны понимать, что в казахском языке довольно большой пласт слов арабского или персидского происхождения, связанных с религией и духовной жизнью вообще. Например, слова «мешіт», «жамағат», «дін», «мұнара», «дұға» пришли в казахский язык из арабского, а слово «намаз» – из персидского. Они стали настолько употребительными, что уже не воспринимаются как пришедшие извне, как заимствования. Те, кто читал Абая в оригинале, знают, что в его произведениях немало арабизмов и фарсизмов, многие из которых непонятны современным читателям без специальных пояснений. Но разве от этого Абай станет менее великим и менее казахским? В любом языке имеют место процессы и активной экспансии иноязычных слов, и замены их на исконную (порой архаичную) лексику либо неологизмы, созданные на основе лексем родного языка. Причем процессы обновления языка связаны с социальной ситуацией, активизацией этнического самосознания. Мне кажется, когда начинается конфронтация на данной почве, это своеобразная болезнь роста. Споры вокруг слов «ифтар» и «ауызашар» ведутся уже много лет. Думаю, время все расставит по своим местам. Процесс формирования нормативной лексики может продолжаться десятилетиями, и к этому нужно относиться спокойно. Нет ни одного языка с застывшим лексическим фондом, разве что за исключением «мертвых» языков. – В современном казахстанском обществе можно наблюдать и бравирование соблюдением традиций… – Любое хвастовство, тщеславие, гордыня порицаются исламом. В Коране содержится прямой запрет заставлять кого-то обращаться к вере: «Да не будет принуждения в вере». Естественно, бравирование исламом – это тоже форма давления на человека. К лучшему следует привлекать добрым словом, личным примером, не унижая и не оскорбляя своим высокомерием собеседника. У нас светское общество, и каждый человек сам имеет право выбирать, соблюдать ли ему пост в месяц Рамадан, совершать ли намаз, отправляться ли в хадж, отказаться ли ему от спиртного и соблюдать ли другие халяльные требования. Во многих западных и не только странах не принято расспрашивать человека о его вероисповедании, политических взглядах, доходах и так далее. Все это относится к глубоко индивидуальным убеждениям и считается личным пространством человека, которое не стоит нарушать. Думаю, подобная этика была бы вполне уместна и у нас. В любом случае обсуждение вопросов религии требует особой деликатности. – Сейчас у всех на слуху история с финансовой пирамидой и самосожжением вкладчицы. Как ислам трактует участие в финансовых пирамидах? – Это действительно трагическая история, свидетельствующая о низком уровне и религиозной, и правовой, и финансовой грамотности наших граждан. Во-первых, хотел бы прямо сказать, что финансовая пирамида, о которой идет речь, не имеет никакого отношения к исламским инвестициям. Людей обманула реклама, утверждавшая, будто эта компания действует на основе принципов исламской экономики. Да и название Mudarabah Capital производило впечатление на слабо разбирающихся в этой теме вкладчиков. Подчеркну, ислам в основу всех отношений между людьми, в том числе экономических и финансовых, ставит этические принципы – справедливость, честность, устремленность к общему благу, отказ от потребительства и роскоши, помощь малообеспеченным. Исходя из этого, все виды финансовой и экономической деятельности должны быть направлены на получение справедливого дохода. К тому же исламская экономика отвергает неоправданный чрезмерный риск (гарар) и получение дохода, возникшего из случайного стечения обстоятельств, не заработанного, полученного не в результате приложенных усилий (майсир). Это требует от исламских компаний крайне осторожного, консервативного подхода к выбору объектов инвестирования и финансовых инструментов. Кстати, именно такой подход и позволил сохранить устойчивость финансовых институтов мусульманских стран в период глобального кризиса 2007–2008 годов, который привел к разорению многих крупных западных инвестиционных компаний. Организаторы Mudarabah Capital использовали слабые познания своих клиентов как в сфере религии, так и в сфере финансов. Судя по всему, они злоупотребили доверием людей, обманули верующих. Думаю, следствие разберется, имеют ли отношение к этим событиям исламские банки, был ли у фирмы «шариатский сертификат», куда на самом деле выводились многомиллионные суммы, полученные от вкладчиков. Однако даже по уже обнародованным сведениям можно сделать вывод о том, что создатели пирамиды преследовали далеко не халяльные цели и были весьма далеки от канонов исламской экономики. Суицид же в исламе – большой грех. Мусульманское учение отвергает самоубийство. Разве решит самоподжог проблемы этой семьи? Разве станет легче детям, если они потеряют свою мать? Каково родственникам, близким? Считаю, что в данном конкретном случае не были исчерпаны все правовые возможности решить проблему. Полагаю, что сотрудники органов внутренних дел, акиматов должны более внимательно относиться к пострадавшим. Наверное, нужна была и психологическая помощь, ведь это уже не первая акция протеста. Не лишними были бы и комментарии со стороны имамов. Беседовала Бота Женискызы
03:00 Пробудить генетический код нации, возродить интерес к кочевой культуре стремятся супруги Байдаралины
03:30 Мадина Бегалиева – первая казашка с дипломом инженера-металлурга и одна из зачинательниц женского движения в стране
05:00 В нынешнем году мы отмечаем 100-летие Кемаля Акишева – одного из основателей национальной археологической школы
04:00 Об изменчивости бытия, скоротечности времени и неустойчивости жизни размышляют в своих работах турецкие художники
04:30 Абылхан Кастеев, Морис Симашко, Герольд Бельгер и, конечно же, Наурыз стали хэдлайнерами мартовского выпуска журнала «Простор»
07:01 Один день из жизни участкового убедил в том, что в этой профессии могут работать только неравнодушные люди
08:50 Депутаты озабочены тем, что искусственный интеллект (ИИ) может привести к интеллектуальной деградации общества
22 марта 2024 г. 4:00 Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
22 марта 2024 г. 0:00 Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
22 марта 2024 г. 13:11 Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
23 марта 2024 г. 0:22 Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
28 февраля 2024 г. 3:00 Думан Орынбеков, ректор Shakarim University: Трансформация регионального вуза: молодые ученые как ключевой фактор развития
8 марта 2024 г. 5:20 Жительница Актау рассказала, как приумножить и не растерять знания казахского языка
15 марта 2024 г. 19:20 Полный текст выступления президента на третьем заседании Национального курултая