О постижении мировой гармонии

3924
Раушан Шулембаева, Алматы

Бессмертные наставления предков

«Понимание истоков родной культуры – это насущная необходимость, оно может быть успешным только тогда, когда осмысление мировой истории происходит одновременно с собственным развитием и процессом эволюции, – указывает в предисловии Глава государства. – Бесценен вклад тюрков – если прямо говорить, наследие казахского народа, – привнесенный в сокровищницу мировой духовной культуры и требующий всестороннего изу­чения. Влияние аль-Фараби на последующее развитие культуры и, в первую очередь, культуры народов Востока и Центральной Азии, тюркской и казахской культуры, было многосторонним и длительным… Сколько веков прошло с тех пор, как наш земляк Абу Наср аль-Фараби, признанный всеми учеными мира, названный Вторым Учителем после Аристотеля, стал известным благодаря беспрецедентным знаниям и интеллекту ученого».

Далее, цитируя мыслителя, Президент подчеркивает, что без глубоких знаний и изучения всепроникающей гармонии и красоты мироздания невозможно обрести счастье. «Понимая, что земная жизнь должна отражать чудесную гармонию космоса, ученый стремился связывать законы общественного развития с вечными законами бытия, – говорится в предисловии. – Для соз­дания совершенного общества, основанного на нормах мира, согласия и взаимопонимания, надо постигнуть изначальные принципы жизни – природу основополагающих вещей. Не зная тайны мировой гармонии, невозможно построить совершенное общество. Главная категория этического учения аль-Фараби – категория счастья».

Находясь в центре евразийского пространства, Казахстан сегодня становится эпицентром инновационных, технологических процессов. И этот факт, по словам Главы государства, ставит задачу глубокого изучения особенностей миропонимания, духовности, политики, изменений на уровне субъективного сознания и перспективы глобализации в рамках мировой истории.

«Нет сомнений в том, что все это нужно для осмысления проб­лем общественного прог­ресса в свете всеобщей истории, прогнозирования развития национального самосознания, – подчеркивает Касым-Жомарт Токаев. – Творческое наследие аль-Фараби не потеряло своего значения и в наши дни. Для современного общества имеют важное значение его выводы об управлении государством, социально-этические и политические взгляды. В трудах Юсуфа Баласагуни, Яссауи, Махмуда Кашгари заметны следы рационалистических и гуманистических идей великого тюркского мыслителя. Духовный и культурный космос, созданный идеями Абу Насра аль-Фараби, стал тем пространст­вом, в котором формировались идеи великих учителей Казахской степи – Абая и Шакарима… Пусть заповеди предков живут в наших сердцах! А их бессмерт­ные наставления золотыми буквами будут написаны на фасаде
Дешт-и-Кипчака, цивилизации, стремящейся быть вечной».

О разуме, этике и музыке

Международный клуб Абая и Институт литературы народов мира при КазНУ им. аль-Фараби стали издателями 15-томного собрания, опубликованного на трех языках – государственном, русском и английском. По словам автора-составителя сборника, писателя Роллана Сейсенбаева, в новом издании собраны воедино известные труды мыслителя и их научное осмысление казахстанскими и зарубежными учеными.

В сборник «Фараби» вошли «Книга о разуме», «Философские трактаты», «Книга о науке», «Социально-этические трактаты», «Большая книга о музыке», «Естест­веннонаучные трактаты», «Возвращение учителя», «Социально-этические трактаты». Многие из них еще не известны широкой аудитории.

– Философские труды аль-Фараби понять непросто, особенно для молодых читателей и студентов, тем не менее мы уверены, что молодежь приложит силы, чтобы обогатить свои знания этим духовным сокровищем, – сказал на презентации директор Института литературы народов мира, писатель Роллан Сейсенбаев. – Труды аль-Фараби бесценны, их издание имеет огромное значение для воспитания подрастающего поколения и популяризации духовного наследия великого учителя Востока. Новый сборник – это семь томов, изданных на государственном, еще семь – на русском и один том на английском языке. Первый том называется «Город добродетелей», второй – «Философские трактаты», затем следуют «Социально-этические трактаты», «Большая книга о музыке», «Книга о науке», «Книга о разуме» и «Возвращение учителя». Все они выпущены в рамках программы по повышению конкурентоспособности в сфере культуры и искусства, а также распространения социально важных видов литературы Министерства культуры и спорта РК.

Произведения аль-Фараби оказали прямое влияние на становление миропонимания и науки в Европе в средние века и в эпоху Возрождения. На философские трактаты нашего земляка опирались такие философы средневековья и нового времени, как Фрэнсис Бэкон, Дунс Скот, Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Бенедикт Спиноза.

На латынь и европейские языки аль-Фараби стали переводить, начиная с XIII века. А в 30-х годах прошлого столетия в Париже опуб­ликовали первую часть одного из самых известных трактатов аль-Фараби – «Большой книги музыки». В 1967-м этот труд издали полностью, причем на языке оригинала.

Казахстанская школа фара­бие­ведения, начиная с советских лет, проводит огромную работу по переводу работ мыслителя на казахский и русский языки. В связи с этим во время презентации с уважением вспоминали имена известных ученых-востоковедов Бободжона Гафурова, Артура Сагадеева, Агына Касымжанова, активно занимавшихся исследованиями творчества Абу Насра в 1960–1970-х годах. Их работы вошли в 15-томник.

«По мнению аль-Фараби, значение философии очень велико, так как философский путь, ведущий к подлинному счастью, не является набором разных догматических учений, – напомнила в своем предисловии к сборнику генеральный директор ЮНЕСКО­ Одри Азулай. – Это мудрость, которая обогащается каждым новым поколением».

«Плохой нрав – это душевный недуг»

Аль-Фараби отводил разуму первостепенную роль в деятельности человека, указывая, что «путь к истине – опора на разум». С этих слов начинается его «Большая книга о музыке», составившая четвертый том нового сборника.

На презентации говорилось о том, что до сих пор малоисследованными остаются эстетические взгляды мыслителя, которые он выражал в своих трактатах о музыке, риторике, поэтике. Даже в капитальных исследованиях, посвященных истории эстетической мысли с древнейших времен, ничего не сказано об эстетических воззрениях аль-Фараби. Хотя многие положения Абу Насра оказали значительное влияние на мировое развитие эстетической мысли и искусства.

Об этом указывал в советские годы ученый Мукаш Бурабаев, чье исследование вошло в четвертый том. К слову, только в работах казахстанских востоковедов эстетическим воззрениям Абу Насра уделено достойное внимание. Востоковеды подчеркивали, что далеко не все вопросы, затронутые в произведениях средневекового мыслителя, принадлежат прошлому. Многие его идеи перешагнули время и являются актуальными сегодня.

В формировании эстетического мышления аль-Фараби сыграли роль тюркское изобразительное искусство и могучий фольклор его соотечественников. В средние века на территории современного Казахстана происходило накопление новых ценностей в музыке, окончательно оформ­лялась особая ветвь искусства с такими специфическими жанрами, как кюй, мукамы, дастаны.

К этому периоду относятся самые ранние в мировой литературе упоминания о смычковых музыкальных инструментах. Они как раз содержатся в «Большой книге о музыке»: все известные в тот период музыкальные инструмен­ты Аль-Фараби сгруппировал по способу извлечения звука. Более того, он заложил основу науки о музыкальных инст­рументах, позднее получившей развитие на Востоке и в Европе. Музыка в классификации наук Абу Нас­ра отнесена к числу наук математических. При этом он не исключал отношения к ней как к художественному творчеству, призванному эмоционально воздействовать на слушателя.

Мыслитель был уверен, что искусство станет прекрасным и ответит добру, если эмоциональное состояние человека само изначально исполнено добрым отношением. Например, восхищение красотой природы, архитектуры, уважение к добродетельным людям, восхищение мастерством. Примером недостойного чувства, то есть вызывающего зло, Абу Наср называл безвольное поклонение недостойным изображениям, призывы к безнравственности, дурным поступкам, безрассудству, обману, войнам.

«Плохой нрав – это душевный недуг», – утверждал мыслитель. А поскольку, по его словам, от природы ничто не может быть злым, то свобода выбора добра или зла зависит от самого человека. Согласитесь, подобные идеи актуальны и в наше время. Специалисты подчеркивали, что, судя по многим произведениям аль-Фараби, он близко подошел к пониманию художественного творчества как деятельности, связанной с созданием полезных благ для счастья людей, деятельности, имеющей целью положительное воздействие на эмоции и нравственность.

Интерес к научному творчеству мыслителя Востока продолжает оставаться огромным во всем мире. Празднование 1150-летнего юбилея аль-Фараби в Казахстане проходит на государственном уровне, а ЮНЕСКО включило его в свой Календарь памятных дат и событий. Юбилей будет широко отмечаться и на других международных культурных площадках при поддержке ИСЕСКО, ОИС, ТЮРКСОЙ. Запланированы научные симпозиумы в Париже, Нур-Султане и Туркестанской области, на которые приглашены ведущие фарабиеведы более чем из 40 стран.

Аль-Фараби олицетворяет собой просвещенный Восток, эпоху исканий и устремлений к совершенству. А потому мир причислил нашего великого земляка к пантеону лучших сынов человечества. Его труды о здравом разуме, этике, науке, музыке и счастье остаются актуальными на протяжении уже более тысячи лет. Они и сегодня необходимы нам в построении современного добродетельного общества.

Популярное

Все
На «Евровидении-2024» победила Швейцария
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
В Казахстане впервые отмечают День матерей
Паводки: в Атырау приостановлено речное судоходство
Скрывавшийся от погони грузовик сбил насмерть двух человек на остановке
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Первая в истории казашка покорила Эверест
ЧМ по хоккею: Казахстан разгромно проиграл Словакии
Задержан начальник автоколонны, не обеспечивший отдых водителю упавшего в реку автобуса
Qazaqstan Barysy Grand Slam: Абдурахманов взял «бронзу»
Создан зрительный имплант размером с нейрон
Сегодня отмечается Международный день медицинской сестры
В столице прошло праздничное мероприятие ко Дню матерей
Уровень воды в реке Жайык продолжает расти
Большая вода: в свои дома вернулись свыше 54,7 тыс. человек
Свыше 6,5 тыс. мероприятий проведено в рамках акции «Таза Қазақстан»
Петербургский суд арестовал водителя упавшего в реку автобуса
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
Венесуэла начала строить мост в гайанский регион Эссекибо
На Шымбулаке временно закрывают канатные дороги
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...

Читайте также

Менторское сопровождение демонстрирует эффективность
Давайте любить спорт!
Надо только начать с себя
В Туркестанской области стартовал проект «Моя профессия – м…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]