
Какую вывеску считать рекламой? Этот вопрос уже не раз становился предметом споров между бизнесменами и представителями государственных органов. Причем, по словам юриста ТОО «Гермес–Трейд» Татьяны Добрыниной, одна и та же вывеска может трактоваться двояко даже одной и той же госструктурой. В Жетысуском районе Алматы их вывеску, например, посчитали рекламой и предъявили счет, тогда как в Медеуском и Турк-сибском ее налогом не обложили.
– На фасадах наших магазинов у входа размещены специальные рамки. Согласно Правилам благоустройства города, в них накануне праздников размещаются соответствующие материалы. В будни же место занято нейтральной картинкой, не несущей признаков рекламы, не вызывающей интерес граждан к определенным брендам. Она просто свидетельствует, что наше заведение – супермаркет, а не, например, парикмахерская, – заявила юрист.
По ее словам, платить за такую картинку налог предпринимателям весьма накладно, к тому же начисляется он без его ведома. Соответственно, нет возможности и оплатить сумму своевременно. Значит – набегает пеня.
Почему такое происходит – разъяснил главный специалист юридического отдела Управления архитектуры и градостроительства городского акимата Руслан Керимбаев. По его словам, специалисты управления мониторят объекты предпринимательства и ежемесячно направляют сведения в департамент госдоходов для дальнейшего взыскания налогов, руководствуясь Законом РК «О рекламе» и другими нормативно-правовыми актами.
Согласно закону вывеска – это информация о роде деятельности, точнее, средство индивидуализации, размещенное на фасаде, при входе, на занимаемой огражденной территории. Она не облагается налогом и не считается рекламой. Такое же отношение – к оформлению витрин и окон образцами товаров. А вот размещение дополнительной информации, которая привязана к реализации товаров, работ, услуг, уже считается рекламой.
– Соответственно, считаем, что картинки с образцами товарной продукции, размещенные на фасаде здания, а не на витринах и окнах, автоматом переходят в категорию рекламного объекта, – разъяснил представитель акимата.
По словам члена Совета по защите прав предпринимателей Виктора Ямбаева, все эти коллизии возникают из-за отсутствия четких критериев, позволяющих разделить понятия «реклама» и «вывеска».
– Но если следовать букве закона, представитель управления в любом случае должен вручить бизнесмену предписание о факте нарушения, потому что передача информации в налоговые органы может повлечь серьезные санкции, – подчеркнул Виктор Ямбаев.
По его словам, споры вызывает и понятие «средства индивидуализации». Он отметил, что проблема существует многие годы, поэтому надо четко определить методы оценки, градацию, суммы начисления, пени и штрафы. Необходимо внести поправки в нормативный акт, и в данной ситуации должна разбираться прокуратура, ибо иных механизмов пока нет. Член Совета по защите прав предпринимателей также считает: выходить из этой ситуации надо совместными усилиями, не разоряя предпринимателей штрафами и налогами.
– Мы должны в кратчайшие сроки выработать предложения по правилам, разработать четкий регламент и поставить точку в многолетнем споре, – подчеркнул Виктор Ямбаев.
Солидарен с ним и представитель Союза юристов РК Базарбек Бакытжанов, который отметил, что, согласно Закону «О рекламе», каждый из этих конкретных случаев можно истолковать двояко.
По мнению спикеров, необходимо создать конкретную нормативную базу, чтобы четко истолковывать ту или иную ситуацию. К примеру, как трактовать слоган «Скоро открытие»? Одни считают это информационной вывеской, другие – рекламой. И кто тут прав?
– Вся эта двусмысленность, не прописанные до конца регламенты создают почву для проявлений коррупции, – убежден Виктор Ямбаев.
По итогам заседания совета принято решение направить соответствующее обращение в Национальную палату предпринимателей, в прокуратуру Алматы для проверки законности и обоснованности действий управления архитектуры и градостроительства городского акимата, районных управлений департамента государственных доходов, а также для принятия мер прокурорского реагирования, направленных на защиту прав и законных интересов бизнесменов.