– Игорь Владимирович, вашим ведомством осуществляется контроль за охранной деятельностью на территории республики. Расскажите, как она зарождалась в качестве самостоятельной отрасли предпринимательства?– Начну с того, что с обретением в 1991 году Казахстаном независимости и переходом на рыночную экономику в стране начали создаваться фирмы, наряду с органами внутренних дел предоставляющие юридическим и физическим лицам услуги по охране жизни, здоровья и собственности.
Без малого десятилетие этот вид деятельности оставался практически бесконтрольным. Вы, наверное, помните, как крепкие парни, вооруженные винчестерами, приезжали на сигнал тревоги, поступивший из какого-нибудь кафе или магазина, и наводили там порядок. Так вот, в то время охранные фирмы, можно сказать, были предоставлены сами себе.
Важным событием стало принятие 19 октября 2000 года Закона Республики Казахстан «Об охранной деятельности», которым были установлены ее правовые основы, определены статус и полномочия субъектов, осуществляющих такую деятельность. И что немаловажно, охранная деятельность была отнесена к лицензируемому виду, что позволило государству в лице Министерства внутренних дел предъявлять к ней необходимые требования и осуществлять госконтроль за их соблюдением.
– С развитием нашего государства меняется и законодательство. На сегодня переутвержден в новой редакции ряд кодифицированных законов, подвергся пересмотру ваш отраслевой Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Возникала ли необходимость в течение прошедших 15 лет внесения каких-нибудь поправок в Закон «Об охранной деятельности»?– Да, как вы правильно отметили, стремительные темпы развития экономики в целом и динамично развивающийся рынок охранных услуг в частности требуют к себе особого внимания и необходимости совершенствования законодательства. Мы со своей стороны постоянно проводим мониторинг законодательства, касающегося нашей деятельности, и при необходимости инициируем внесение необходимых поправок.
Со дня подписания Закона «Об охранной деятельности» изменения и дополнения в него вносились 23 раза, но я не буду останавливаться на всех, отмечу только наиболее значимые из них.
Главой государства уделяется пристальное внимание охранной деятельности с самого начала ее существования. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2000 году на принятый Парламентом Закон «Об охранной деятельности» им было наложено вето с предложениями запрета деятельности на территории Казахстана охранных организаций с иностранным участием. Данные предложения депутатами были поддержаны, и на сегодня, несмотря на вступление Казахстана в Евразийский экономический союз и во Всемирную торговую организацию, данный запрет по-прежнему действует.
Позднее, в 2009 году, Президентом было поручено Правительству усилить государственный контроль в сфере охранной деятельности, в связи с чем в вышеназванный закон был внесен ряд ключевых изменений и дополнений, направленных на укрепление национальной безопасности.
В частности, охранные организации исключены из категории субъектов малого предпринимательства. Упразднены такие виды субъектов охранной деятельности, как частные охранники, охранные подразделения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также ведомственные охранные подразделения государственных органов. В результате чего остались только два субъекта – специализированные охранные подразделения органов внутренних дел и частные охранные организации.
Данные меры исключают возможность использования структурных вооруженных формирований в интересах отдельных физических лиц и финансово-промышленных организаций.
Необходимо отметить, что данная норма не затронула национальные компании и на сегодня им на законодательном уровне дано право создавать собственные охранные организации, что, в свою очередь, позволило сократить количество охраняемых органами внутренних дел объектов, таких как объекты нефтегазового сектора, железнодорожного транспорта и тому подобное. При этом нужно оговориться, что в целях добросовестной конкуренции данные охранные организации создаются лишь для собственных нужд и им запрещено осуществлять охрану третьих лиц.
На тот момент обществом неоднозначно была воспринята норма, налагающая запрет на право частных охранных организаций приобретать и использовать в своей деятельности нарезное оружие. Данные меры были приняты МВД в целях обеспечения общественной безопасности, и, как показало время, частные охранные организации вполне способны осуществлять свою деятельность без нарезного служебного оружия.
Немаловажным дополнением стало наделение охранников частных охранных организаций правами, которые их практически поставили в один ряд с сотрудниками правоохранительных органов. Так, на сегодня они вправе требовать от физических лиц соблюдения общественного порядка. В целях пресечения правонарушений и задержания нарушителей им дано право применять физическую силу, задерживать лиц, совершивших преступление или административное правонарушение. А в отдельных случаях они даже наделены правом досматривать задержанного и изымать некоторые предметы для передачи их в правоохранительные органы.
Учитывая такие полномочия охранников, существенно был ограничен круг претендентов на занятие должности охранника путем ужесточения предъявляемых к ним требований. Аналогично такое ужесточение коснулось учредителей (участников) и руководителей частных охранных организаций.
– Игорь Владимирович, наверняка полиция осуществляет сотрудничество в вопросах охранной деятельности с частным сектором. Что вы можете рассказать об этой работе?– Действительно, в вопросах негосударственной охранной деятельности нами осуществляется очень тесное сотрудничество с Ассоциацией охранных организаций РК. Это общественное объединение в 2004 году инициировало вопрос о создании наблюдательного совета Министерства внутренних дел и Ассоциации охранных организаций, на заседаниях которого вот уже более 10 лет рассматриваются наиболее актуальные вопросы охранной деятельности.
Подчеркивая значимость ассоциации и нашего с ней сотрудничества, хочу отметить, что немалая доля инициатив, направленных на совершенствование законодательства в сфере охранной деятельности, исходит именно от нее. Думаю, что годовщина принятия Закона «Об охранной деятельности» по праву может считаться профессиональным праздником Ассоциации охранных организаций.
– Какие новшества следует ожидать сектору охранной деятельности в ближайшем будущем?– Как я уже говорил, мы постоянно изучаем регулирующее нашу деятельность законодательство на предмет наличия в нем противоречий, коллизий и тому подобного. На сегодня, на наш взгляд, Закон «Об охранной деятельности» полностью соответствует всем требованиям.