Государственный музей искусств им. А. Кастеева на выставке «Песня о счастье» представил более 30 произведений, посвященных жизни и творчеству знаменитого казахского акына. Экспозицию организовали в честь 175-летия «великого певца нового человечества», как называл Жамбыла (1846–1945) французский писатель Ромен Роллан.
Куратор выставки Лаура Абильдаева отметила, что особый интерес представляют работы, созданные при жизни акына. К ним с полным правом можно отнести бронзовый бюст Жамбыла, выполненный московским ваятелем Иваном Андреевым. Он в 1938 году специально приезжал в Алма-Ату, чтобы с натуры срисовать живой характер акына, сохранить для будущих поколений черты его лица.
Мастеру было интересно изучить не только внешность поэта, но главное – понять его характер, который раскрывался в каждодневных делах, в отношении к людям. Возможно, что скульптор каждый день даже докучал старцу, пристально вглядываясь в его черты и глаза, чтобы уловить те возвышенно-простые чувства, которыми пронизаны стихи и песни Жамбыла. И мастеру удалось создать «живое» лицо акына, когда кажется, что вот-вот распрямятся брови, дрогнут в улыбке губы и польются стихи.
С такой же документальной точностью запечатлел Жамбыла другой его современник – украинский художник Николай Ягодкин, две работы которого поступили в собрание музея искусств им. А. Кастеева в 1983 году. Акварель «Джамбул с домброй» художник создал в довоенном 1940-м. Работа привлекает неяркими цветами казахского безворсового ковра и чапана, создавая в целом гармоничную цветовую композицию. Главным на картине остается лицо народного композитора. Он сосредоточен, погружен в свои мысли, и хотя его глаза смотрят прямо, но взгляд словно проходит сквозь зрителя, куда-то за горизонт. Кажется, это и есть тот творческий момент, когда рождается новое произведение акына.
Теплотой и добродушным юмором отличаются рисунки художника Бориса Чекалина. Он родился в России, тем не менее, приехав в 1937 году в Алма-Ату, стал увлеченно работать над образом Жамбыла. В итоге Чекалин создал около 200 произведений и набросков. Художник был уверен, что Жамбыл – это целая эпоха в жизни казахского народа, поэтому образ певца полон народной мудрости и глубоко психологичен. Работы Чекалина привлекают документальностью, они выполнены в основном тушью и карандашом, но есть и акварельные листы. Борис Чекалин дружил с акыном, подолгу гостил у него в доме, а потому имел возможность лучше, чем кто-либо другой, изучить не только самого акына, но и окружающих его людей, семью, быт и привычки.
В своих картинах неоднократно обращался к образу акына народный художник Казахстана Абылхан Кастеев. Народный характер поэзии Жамбыла удачно передали и такие замечательные живописцы, как Роман Ардатов, Аубакир Исмаилов. В портретах кисти Александра Риттиха, Абрама Черкасского, Гульфайрус Исмаиловой поэт предстает мудрым старцем и вдохновенным певцом.
– Тонким психологизмом и мастерством отличаются работы живописцев, графиков и скульпторов разных национальностей, – добавила Лаура Абильдаева. – Они творили в разные годы, но были объединены стремлением воплотить в искусстве эпический образ Жамбыла Жабаева. Акына образно называли «Гомером ХХ века», в стихах которого выразилась вечная мечта человечества о царстве добра и справедливости, надежда на счастливое будущее, стремление к которому по-прежнему объединяет людей.