Пираты XXI века

1792
Олег ТАРАН
Фото: АФП
Возвращение легенды

На фоне мировых экономических потрясений, локальных конфликтов и геополитических противостояний проблема пиратства смотрится каким-то досадным недоразумением, которое и не заслуживает-то особого внимания. Подумаешь, пострадала какая-то отдельно взятая компания. Ну, взяли лихие ребята определенный куш, ну, постреляли немного, а некоторые, например, филиппинские "джентльмены удачи", вообще на дело стволы не берут, с одними ножами ходят, правда, с длинными. Людей почем зря они не губят, предпочитая в лучшем случае – их добро, а в худшем – получить выкуп за живых. За исключением некоторого дискомфорта у жертв нападений, и расстройства из-за сумм выкупа особого беспокойства общему мировому порядку продолжатели дела Генри Моргана и Френсиса Дрейка, вроде как, и не приносят.

Непонятно другое: отчего это пиратство, почти уничтоженное в XVIII веке, вдруг неожиданно возродилось в XX веке и последовало в новое тысячелетие? Слов нет, ремесло это древнейшее. Конечно, не такое, как две самые древнейшие профессии, но легенд и традиций у него достаточно. И уж совсем невдомек – почему в условиях развития современных технологий обнаружения и слежения, включая космическую, получается, нет возможности отследить злодеев и нейтрализовать их? Ведь еще римский полководец Гней Помпей Великий в 67 году до нашей эры, получив чрезвычайные полномочия, весьма оперативно разделался с пиратством на всем Средиземном море, причем без всякой электронной аппаратуры и компьютерной техники. Тогдашние корсары сами нарвались – разозлили римскую сверхдержаву той поры, за что и поплатились. На всякий случай напоминаю помпеевский способ борьбы с пиратством, вдруг кому пригодится. Полководец приказал построить такие же скоростные корабли, как и у пиратов, чтобы иметь возможность их догнать, разделил Средиземноморье на 13 районов и в каждый отправил свою эскадру. Римляне с боями вытеснили морских разбойников из привычной стихии в горные крепости Киликии (юго-восток Малой Азии) и там добили. Кстати, Помпею было выделено на уничтожение пиратства 120 тыс. солдат и 500 кораблей, время – 3 года. Древнеримский полководец же управился за 3 месяца.

Так что современным борцам с пиратами, быть может, следовало обратиться к примерам из истории? Если, конечно, они действительно считают уничтожение этого явления своей главной задачей… А то ведь только в 2014 году деятельность пиратов обошлась мировому сообществу в $2,3 млрд, да еще 5 000 моряков при этом в разной степени пострадали, как сообщает организация Oceans Beyond Piracy.

География явления

Мы говорим – пираты, подразумевая – сомалийские. Но это не совсем верно. За последние 3 года темнокожие флибустьеры, занимающиеся своим черным промыслом, не смогли захватить ни одного судна. Об этом было сообщено 9 июля текущего года в Нью-Йорке, на встрече контактной группы по борьбе с пиратством у берегов Сомали. Члены группы отметили, что во многом таких результатов удалось добиться благодаря международным усилиям США, Китая, Индии, России и проведенным операциям НАТО Ocean Shield и ЕС – Atalanta.

Однако и помимо обитателей полуострова Сомали, давшего название возникшей здесь стране, существует еще немало охотников до чужого добра, промышляющих флибустьерством в других регионах. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать сводки о пиратских нападениях за текущий год.

5 февраля. Нападение у берегов Нигерии на танкер, который шел под мальтийским флагом и принадлежал греческой компании. Корабль стоял на рейде в ожидании погрузки. При абордаже экипаж оказал сопротивление, в перестрелке был убит старший помощник капитана, в плен захвачены трое моряков. Пираты скрылись с заложниками, владелец судна нанял переговорщиков для освобождения захваченных членов экипажа.

21 марта. Ночью в Малаккском проливе был атакован сухогруз, шедший под флагом Маршалловых островов. Судно удалось отстоять. А другому кораблю – немецкому контейнеровозу – повезло меньше. На него напали ночью 22 марта и ограбили одного из членов экипажа.

8 июня. Атакован и захвачен малазийский танкер, с которого на другое судно была скачана нефть. Пираты также поживились личными вещами экипажа, уничтожили средства связи и навигации корабля. Затем они скрылись в индонезийском архипелаге Анамбас, находящемся в Южно-Китайском море.

11 июня. В Южно-Китайском море был захвачен малазийский танкер с бензином. Спустя неделю судно было обнаружено в прибрежных водах Камбоджи, разумеется, уже без бензина.

15 июня. В Юго-Восточной Азии местные корсары уже поднялись на борт сингапурского танкера, но увидев приближающуюся эскадру из военных кораблей Малайзии, Сингапура и Индонезии, спешно покинули судно, не успев его ограбить.

17 июня. В течение трех часов в Сингапурском и Малаккском проливах были атакованы три судна, которые находились в непосредственной близости друг от друга в 4–10 морских милях. На панамском танкере были украдены запасные части генератора. Поднятые экипажами сигналы тревоги вспугнули нападавших.

8 августа. Захвачен малазийский танкер, при штурме которого двое моряков были ранены. Пираты похитили 3,5 тыс. тонны нефти стоимостью $700 тыс. Опустошенный корабль был найден у берегов Индонезии.

Таким образом, если сомалийские пираты несколько поумерили свою деятельность, то их азиатские собратья, напротив – ее активизировали. Так, по данным Центра распределения информации ReCAAP (Соглашение о региональном сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженными ограблениями судов в Азии), если за первые 6 месяцев 2014 года они предприняли 90 атак, то за январь – июнь 2015 года – 106. Рост – 18%. При этом 56% нападений были совершены в Малаккском и Сингапурском проливах.
Отчего же и здесь нельзя покончить с наглыми корсарами по сомалийскому сценарию?

Чья добыча?

Если кто-то думает, что до сих пор на пиратстве наживаются пираты, то этот каламбур уже не совсем верен. Современное пиратство совсем неожиданно оказалось выгодно (внимание!) нечистоплотным владельцам судов. Они страхуют корабли и превращают получение страховых выплат за захват их имущества в свой бизнес.

Известен случай, когда одно судно почти две недели дрейфовало у берегов Сомали, словно напрашиваясь на пиратский абордаж. И он, в конце концов, произошел. Флибустьеры привычно затребовали с владельца $1,5 млн за судно, а тот взял и отказался, поскольку полученная страховка превышала стоимость судна. Судьба экипажа его мало волновала, а она в подобной ситуации была явно незавидной. Учитывая, что рынок перенасыщен специалистами и владельцам дешевле нанять новый экипаж, нежели выкупать старый. И ничего личного, только бизнес.

В этой ситуации пираты становятся своеобразными компаньонами подобных дельцов, но беда в том, что в результате этих махинаций на кону – судьба, жизнь и здоровье моряков. Кстати, по некоторым данным до 300 из них все еще находятся в сомалийском плену. Не это ли еще одна из причин, по которым восточно-африканские флибустьеры поумерили свой пыл? Ведь если груз с корабля еще можно как-то реализовать, а если не удается, то он есть не просит, а вот экипажи как раз нужно кормить, что – дополнительные расходы.

Впрочем, нет-нет, а моряков все-таки выкупают. Один из последних случаев произошел в марте 2015 года, когда после пятилетнего плена были освобождены четверо тайских моряков рыболовного судна. Их корабль захватили сомалийские пираты у побережья Джибути, при этом 6 членов экипажа погибли, еще 14 – отпущены год спустя. По неподтвержденным данным, жизнь и свобода тайцев обошлась в $150 тыс.

Так что, несмотря на громкие заявления о победе над сомалийским пиратством, это не совсем соответствует истине. Как видим, ребята эти потихоньку приторговывают "добычей". К тому же информация о том, что они не смогли захватить ни одного судна, еще не значит, что они перестали делать попытки. Например, в январе и феврале текущего года иранские военные моряки дважды отбивали пиратские атаки на их танкеры в Аденском заливе.

Так решаема ли эта проблема?

Антипиратство

Если вспомнить, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, то в арсенале моряков есть несколько своих способов противодействия пиратам. Это применение мощных корабельных брандспойтов, которыми запросто можно смыть абордажные команды с лодок или даже с палубы. Иногда с высоких бортов на пиратские лодки кидают пустую тару или другие тяжелые грузы, подобно осажденным защитникам крепостей. Используют разрешенное пневматическое оружие. Помогает умелое маневрирование судном. Однако активное противодействие экипажа всегда связано с риском, поскольку при сопротивлении пираты, не задумываясь, пускают в ход оружие.

Проблему могло бы решить использование частных вооруженных охранников. Поначалу, в пик разгула сомалийского пиратства, охраной судов занялись британские компании. В 2010 году они брали в среднем $80 тыс. за танкер. Затем компаний развелось множество, и стоимость вооруженного сопровождения упала в 2 раза, а некоторые компании демпингуют до $15–19 тыс. Соответственно, падает и качество сотрудников, которые не только не отличаются высокой подготовкой, но и более того надежностью. Не исключено, что ситуация из книги "Остров сокровищ", когда недальновидный мистер Трелони набрал экипаж для защиты сокровищ от пиратов из самих же флибустьеров, может повториться. Владельцы застрахованных судов в накладе-то не останутся, крайними будут опять же – моряки.

К каждому гражданскому судну военный корабль не приставить. Формировать из них конвои и заставлять дожидаться общего сбора, теряя время – нереально, поскольку у каждого корабля свой договор и положенный срок прибытия в порт назначения. Проводить боевые операции против баз пиратов – рискованно, да и может привести к обвинениям во вмешательстве во внутренние дела суверенных стран.

И еще. Морской транспорт – один из самых выгодных. И трудности, которые он испытывает из-за пиратства, тоже вносят свой "вклад" в ущерб от общемирового кризиса. Быть может, стоило бы посерьезней обратить внимание на эту проблему, поскольку пока одни рапортуют о победе над сомалийскими пиратами, другие экономят на охране, третьи, выходя в море, рискуют жизнью, здоровьем и имуществом. А тем временем на морях и океанах – "Развевается "Веселый Роджер", флибустьеры песенки поют"…

Материал подготовлен по данным зарубежных СМИ

Популярное

Все
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Трамп распорядился построить в США десять ядерных реакторов
Определился победитель Национальной школьной лиги по баскетболу
Свыше 26 млн тенге взыскали с должников Астаны в первый день рейда
Более 10 человек стали жертвами мощных ливней в Пакистане
Аида Балаева подвела итоги Недели репродуктивного здоровья
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
Фан-встреча с Димашем состоится в Лондоне
Тайны городского парка
Жамбылский областной драмтеатр испытывает ряд трудностей
Правительству США предоставят в аренду землю в Алматы – подписан закон
В СКО аграрии вышли в поля и задают темп посевной кампании
В Атырауской области почти вдвое увеличены посевные площади
Истоки тюркской письменности
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Похолодание прогнозируют в Казахстане
Новые правила регистрации мобильных телефонов
Казахстанцы могут проверить статус верификации своих телефонов по IMEI
Глава государства посетит Венгрию
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Распоряжения Главы государства о назначении
Жару сменят дожди в Казахстане
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Будет ли в столице новый сквер?

Читайте также

Эффективный социальный лифт
В Талдыкоргане состоялся областной Гражданский форум
Дикий пляж – территория опасности
Особое внимание ВИЭ-проектам

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]