Гульмира Илеуова, президент центра социальных и политических исследований «Стратегия»
В Казахстане доля людей, имеющих дипломы о высшем образовании, составляет почти 40%, это значительно выше, чем в других постсоветских странах, где этот показатель не доходит и до 30%.
Случилось это потому, что в свое время высшее образование было коммерциализировано до невозможности, то есть из вузов по существу сделали фабрики по выдаче дипломов. Примерно в то же время была разрушена система среднего специального образования. Когда-то казалось, что если у нас будет много носителей высшего образования, то это в определенной степени скажется на качестве человеческого капитала.
Важный аспект, на который я бы хотела обратить внимание, связан с проблемами профориентации. К сожалению, родители будущих абитуриентов часто не в состоянии подсказать детям, куда пойти учиться. В результате взрослые отдают последние деньги, режут скот и отправляют детей в угоду моде учиться на «раскачанные» специальности, не учитывая при этом, насколько они востребованы на рынке и будут ли приносить стабильный доход выпускнику.
Существует программа по переводу большинства колледжей в государственное русло для бесплатного обучения молодежи. Это хорошее прагматичное начинание, так как не обязательно получать высшее образование, если обучение в среднем специальном учебном заведении может дать хорошую профессию и, возможно, хороший доход. Однако, согласно одному из наших исследований, по этой программе возникли вопросы коррупционного характера, например, непрозрачного распределения учебных мест и так далее.
Еще одной проблемой является то обстоятельство, что в Казахстане совершенно «плоская» экономика, в которой люди с хорошим образованием зачастую не могут себя найти. И это не вопрос патриотизма или нежелания жить в Казахстане, просто, получив хорошее образование по современным специальностям, они не могут найти работу, которая удовлетворяла бы их и материально, и содержательно.
Таким образом, получается, что, наращивая количество людей, получивших образование по новым сложным специальностям и профессиям, мы готовим их к отъезду из страны. К примеру, в сельском хозяйстве, несмотря на наличие достаточно мощных компаний, общий уровень индустриализации крайне низок. В целом все реализовавшиеся ранее программы упираются в состояние экономики.
Если экономике не нужны люди с хорошим образованием и высокими притязаниями – по зарплатам, социальному статусу, карьерным перспективам, то все усилия по обучению большого количества студентов могут оказаться тщетными. Поэтому сейчас сложно сказать, что первично – образование как способ решения проблем незанятой молодежи, снижения социального давления на городскую среду и так далее либо все-таки вопросы изменения ситуации в экономике.