Помогать, но не порождать иждивенчество

549
Алла Серикбаева

В своем выступлении на открытии первой сессии Парламента РК VIII созыва Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что приоритетной задачей остается поддержка социально уязвимых категорий граждан. Люди, оказавшиеся
в трудной жизненной ситуации, не должны в одиночку решать свои проблемы.

инфографика Натальи Ляликовой

Так, по поручению Главы государства с начала текущего года период выплат по уходу за ребенком был увеличен с одного года до полутора лет. Пересмот­рен и соцпакет, который ранее выдавался детям из малообес­печенных семей от одного года до шести лет. В итоге теперь эту поддержку деньгами уже получают более 100 тыс. несовершеннолетних.

Кроме того, выплачиваются пособия более полумиллиону многодетных семей, активно ведется подготовка к реализации инициативы «Нацфонд – детям», о которой Президент говорил в прошлом году. Продолжается оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам. Но, как сказал Касым-Жомарт Токаев, система государственной социальной поддержки должна стать проактивной и еще более адресной.

Сегодня многие соцуслуги перешли в цифровой формат, что значительно облегчило жизнь казахстанцев. Теперь можно определить благосостояние каж­дой семьи, а также назначить положенные выплаты в рамках гос­поддержки. Человеку не нужно обращаться за какой-либо услугой, государство само предлагает ее получить при наступлении определенной жизненной ситуации. Необходимо лишь... ответить на SMS-сообщение.

По итогам 2022 года казах­станцам было оказано 1,1 млн различных государственных услуг в проактивном формате. По сравнению с 2021-м количест­во их получателей выросло в два раза.

С 1 января текущего года в Казахстане для проактивного назначения государственных мер поддержки была запущена Цифровая карта семьи (ЦКС). Она интегрирована с аналитической системой Smart Data Ukimet, через которую доступны базы данных государственных органов. В них содержится такая информация, как уровень дохода, наличие движимого и недвижимого имущества, кредитов, состав семьи и другое.

Для автоматизированного определения уровня благополучия семьи с 2019 года используется электронная социальная карта семьи на платформе «Социальная помощь». Система производит сбор и аналитику по семье в автоматическом режиме по 19 параметрам (экономические, социальные и жилищные условия, состояние здоровья, доступ к учреждениям образования и другие) и выводит пять уровней состояния ее благополучия⁄неблагополучия (кризис­ный, экстренный, неблагополучный, удовлетворительный, благополучный). В случае наступления социального риска предоставляется возможность получить пособие или социальную выплату проактивно.

Цифровая социальная карта семьи позволяет эффективно мониторить индекс благополучия каждой ячейки общества и содержит информацию о необходимости срочного принятия мер с указанием алгоритма дейст­вий по улучшению качест­ва жизни граждан, не ожидая их обращения за помощью. Для этого потенциальному получателю направляется SMS-уведомление, в котором предоставлено право на согласие или отказ от назначения пособия. В случае согласия – деньги перечислят на банковский счет получателя. Таким образом, это своего рода «электронный уведомитель», который оповещает казахстанцев об их правах на получение того или иного вида пособия.

Такой формат оказания услуг весьма удобен, поскольку при получении социальной помощи часто возникают вопросы: куда пойти, к кому обратиться, какой перечень документов нужно собрать? Особенно это актуально для людей с инвалидностью и тех, кто проживает в отдаленных населенных пунк­тах. Теперь им не нужно собирать целую кипу документов и проходить медосмотры для получения социальных выплат.

В сентябре прошлого года сис­тему, позволяющую получать все соцвыплаты и пособия проактивно, запустили в пилотном режиме. В настоящее время ЦКС дает казахстанцам возможность без каких-либо обращений в госорганы оформить 10 видов гос­услуг: соцвыплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами; на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком; на случай потери работы; по потере кормильца; пособие родителю (опекуну), воспитывающему ребенка с инвалидностью; по инвалидности; многодетным семьям; многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа»; адрес­ная социальная помощь. Также реализовано автоматическое уведомление о возможности получения пенсионных выплат.

В планах Министерства труда и социальной защиты населения расширить Цифровую карту семьи. В следующем году ее хотят дополнить процедурами в сфере образования и здравоохранения, а в 2025-м охватить все виды господдержки.

Благодаря внедрению Цифровой карты семьи с 1 января более 43 тыс. человек получили SMS-сообщения для проактивного предоставления государст­венных услуг. При этом возможностью беззаявительного получения пособия или выплаты воспользовались свыше 5 тыс. человек.

Казахстанцы уже успели оценить преимущества нового подхода. Одна из получателей проактивных услуг с использованием Цифровой карты семьи Ольга Матвиенко из Караганды поделились своим мнением:

– В январе этого года я стала мамой замечательной малышки. В день рождения ребенка мне на телефон пришло SMS-уведомление с поздравлениями. Следуя инструкции, я оформила свидетельство о рождении, которое уже было готово через несколько дней. Также мне пришло уведомление о назначении детского пособия и выплаты за роды, которые были назначены еще до выписки из роддома. Удобно, что данная услуга доступна вне зависимости от того, где ты живешь – в городе или отдаленном селе.

Жительница столицы Алтынкыз Елеу, получив автоматическое уведомление, также оформила социальную выплату на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком.

– Я знала, что мне полагается такая выплата, но думала, что надо будет куда-то идти, писать заявление. Но потом мне пришло сообщение, на которое я ответила, выбрав удобный для себя банк. В течение месяца деньги были на моем счете, – поделилась казахстанка.

Айзада Мусуралиева из Шымкента также оценила все пре­имущества цифровизации:

– В ноябре прошлого года я родила ребенка. Мне пришло SMS-сообщение для получения согласия на оказание государст­венных услуг. Очень удобная система, экономит время, можно все оформлять не выходя из дома в течение пяти минут.

Как пояснили в Министерстве труда и социальной защиты населения, такие услуги, как пособия на рождение, по уходу за ребенком или по многодетности, предоставляются безусловно, при этом адресная социальная помощь – только при условии обязательной проверки. Кроме того, сообщения на получение АСП получают только те, кто зарегистрирован в базе мобильных граждан (БМГ).

Когда потенциальному получателю адресной социальной помощи приходит SMS-сообщение, ставится вопрос: согласен ли он на обследование материального положения семьи? Если ответ положительный, то в информационной системе автоматически формируется заявление по назначению адресной социальной помощи и направляется участковая комиссия для обследования. Кроме того, учитываются все официальные доходы семьи (за исключением 25 видов). Если же они не отображаются в информационных системах, то заявитель должен предоставить сведения о доходах или делает­ся дополнительный запрос сроком до одного месяца.

Если комиссия вынесла рекомендацию о нуждаемости в АСП и в семье нет трудоспособных лиц, на которых распространяются меры занятости, то назначается безусловная денежная помощь, и эта сумма перечисляет­ся на счет получателя. Но когда есть трудоспособные члены семьи, заключается социальный конт­ракт с дальнейшим содействием в их трудоустройстве.

Что касается сдачи документов (если, как было сказано выше, они не отображаются в информационных системах), то здесь у получателей социальных выплат есть замечания. Жительница столицы Айгерим Багжанова также посредством SMS-сообщения узнала, что ей положена АСП. Но, как она утверж­дает, собирая документы, ей пришлось «побегать».

– Процесс сбора документов для адресной социальной помощи полностью не автоматизирован. Приходится идти, сдавать документы. На сайте, где нужно оформлять АСП, не разберешься – там три уровня подписи, очень сложно. Я не вижу, что работа моего куратора-консультанта стала легче. Она так же загружена, как и была. Пока все сложно. Надеюсь, что и этот процесс автоматизируют, – выразила надеж­ду Айгерим Багжанова.

В ведомстве ответили, что работа по автоматизации данного процесса ведется. Сегодня система назначения адресной социальной помощи автоматически считает АСП с учетом установленных критериев и доходов. Как отметили в ведомстве, у других госорганов нет аналогичных технологий при назначении помощи.

При этом Глава государства отмечает, что любая помощь не должна порождать иждивен­чество. В связи с этим Мин­труда тщательно перепроверяет все данные.

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Танцевальный марафон на Сабантуй
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Вводится новое общежитие
Предстоит серьезное разбирательство
Разработан законопроект
Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Ярмарка вакансий
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы перера…
Предстоит серьезное разбирательство
Танцевальный марафон на Сабантуй

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]