Помогать, но не порождать иждивенчество

535
Алла Серикбаева

В своем выступлении на открытии первой сессии Парламента РК VIII созыва Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что приоритетной задачей остается поддержка социально уязвимых категорий граждан. Люди, оказавшиеся
в трудной жизненной ситуации, не должны в одиночку решать свои проблемы.

инфографика Натальи Ляликовой

Так, по поручению Главы государства с начала текущего года период выплат по уходу за ребенком был увеличен с одного года до полутора лет. Пересмот­рен и соцпакет, который ранее выдавался детям из малообес­печенных семей от одного года до шести лет. В итоге теперь эту поддержку деньгами уже получают более 100 тыс. несовершеннолетних.

Кроме того, выплачиваются пособия более полумиллиону многодетных семей, активно ведется подготовка к реализации инициативы «Нацфонд – детям», о которой Президент говорил в прошлом году. Продолжается оказание адресной социальной помощи малоимущим гражданам. Но, как сказал Касым-Жомарт Токаев, система государственной социальной поддержки должна стать проактивной и еще более адресной.

Сегодня многие соцуслуги перешли в цифровой формат, что значительно облегчило жизнь казахстанцев. Теперь можно определить благосостояние каж­дой семьи, а также назначить положенные выплаты в рамках гос­поддержки. Человеку не нужно обращаться за какой-либо услугой, государство само предлагает ее получить при наступлении определенной жизненной ситуации. Необходимо лишь... ответить на SMS-сообщение.

По итогам 2022 года казах­станцам было оказано 1,1 млн различных государственных услуг в проактивном формате. По сравнению с 2021-м количест­во их получателей выросло в два раза.

С 1 января текущего года в Казахстане для проактивного назначения государственных мер поддержки была запущена Цифровая карта семьи (ЦКС). Она интегрирована с аналитической системой Smart Data Ukimet, через которую доступны базы данных государственных органов. В них содержится такая информация, как уровень дохода, наличие движимого и недвижимого имущества, кредитов, состав семьи и другое.

Для автоматизированного определения уровня благополучия семьи с 2019 года используется электронная социальная карта семьи на платформе «Социальная помощь». Система производит сбор и аналитику по семье в автоматическом режиме по 19 параметрам (экономические, социальные и жилищные условия, состояние здоровья, доступ к учреждениям образования и другие) и выводит пять уровней состояния ее благополучия⁄неблагополучия (кризис­ный, экстренный, неблагополучный, удовлетворительный, благополучный). В случае наступления социального риска предоставляется возможность получить пособие или социальную выплату проактивно.

Цифровая социальная карта семьи позволяет эффективно мониторить индекс благополучия каждой ячейки общества и содержит информацию о необходимости срочного принятия мер с указанием алгоритма дейст­вий по улучшению качест­ва жизни граждан, не ожидая их обращения за помощью. Для этого потенциальному получателю направляется SMS-уведомление, в котором предоставлено право на согласие или отказ от назначения пособия. В случае согласия – деньги перечислят на банковский счет получателя. Таким образом, это своего рода «электронный уведомитель», который оповещает казахстанцев об их правах на получение того или иного вида пособия.

Такой формат оказания услуг весьма удобен, поскольку при получении социальной помощи часто возникают вопросы: куда пойти, к кому обратиться, какой перечень документов нужно собрать? Особенно это актуально для людей с инвалидностью и тех, кто проживает в отдаленных населенных пунк­тах. Теперь им не нужно собирать целую кипу документов и проходить медосмотры для получения социальных выплат.

В сентябре прошлого года сис­тему, позволяющую получать все соцвыплаты и пособия проактивно, запустили в пилотном режиме. В настоящее время ЦКС дает казахстанцам возможность без каких-либо обращений в госорганы оформить 10 видов гос­услуг: соцвыплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами; на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком; на случай потери работы; по потере кормильца; пособие родителю (опекуну), воспитывающему ребенка с инвалидностью; по инвалидности; многодетным семьям; многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа»; адрес­ная социальная помощь. Также реализовано автоматическое уведомление о возможности получения пенсионных выплат.

В планах Министерства труда и социальной защиты населения расширить Цифровую карту семьи. В следующем году ее хотят дополнить процедурами в сфере образования и здравоохранения, а в 2025-м охватить все виды господдержки.

Благодаря внедрению Цифровой карты семьи с 1 января более 43 тыс. человек получили SMS-сообщения для проактивного предоставления государст­венных услуг. При этом возможностью беззаявительного получения пособия или выплаты воспользовались свыше 5 тыс. человек.

Казахстанцы уже успели оценить преимущества нового подхода. Одна из получателей проактивных услуг с использованием Цифровой карты семьи Ольга Матвиенко из Караганды поделились своим мнением:

– В январе этого года я стала мамой замечательной малышки. В день рождения ребенка мне на телефон пришло SMS-уведомление с поздравлениями. Следуя инструкции, я оформила свидетельство о рождении, которое уже было готово через несколько дней. Также мне пришло уведомление о назначении детского пособия и выплаты за роды, которые были назначены еще до выписки из роддома. Удобно, что данная услуга доступна вне зависимости от того, где ты живешь – в городе или отдаленном селе.

Жительница столицы Алтынкыз Елеу, получив автоматическое уведомление, также оформила социальную выплату на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком.

– Я знала, что мне полагается такая выплата, но думала, что надо будет куда-то идти, писать заявление. Но потом мне пришло сообщение, на которое я ответила, выбрав удобный для себя банк. В течение месяца деньги были на моем счете, – поделилась казахстанка.

Айзада Мусуралиева из Шымкента также оценила все пре­имущества цифровизации:

– В ноябре прошлого года я родила ребенка. Мне пришло SMS-сообщение для получения согласия на оказание государст­венных услуг. Очень удобная система, экономит время, можно все оформлять не выходя из дома в течение пяти минут.

Как пояснили в Министерстве труда и социальной защиты населения, такие услуги, как пособия на рождение, по уходу за ребенком или по многодетности, предоставляются безусловно, при этом адресная социальная помощь – только при условии обязательной проверки. Кроме того, сообщения на получение АСП получают только те, кто зарегистрирован в базе мобильных граждан (БМГ).

Когда потенциальному получателю адресной социальной помощи приходит SMS-сообщение, ставится вопрос: согласен ли он на обследование материального положения семьи? Если ответ положительный, то в информационной системе автоматически формируется заявление по назначению адресной социальной помощи и направляется участковая комиссия для обследования. Кроме того, учитываются все официальные доходы семьи (за исключением 25 видов). Если же они не отображаются в информационных системах, то заявитель должен предоставить сведения о доходах или делает­ся дополнительный запрос сроком до одного месяца.

Если комиссия вынесла рекомендацию о нуждаемости в АСП и в семье нет трудоспособных лиц, на которых распространяются меры занятости, то назначается безусловная денежная помощь, и эта сумма перечисляет­ся на счет получателя. Но когда есть трудоспособные члены семьи, заключается социальный конт­ракт с дальнейшим содействием в их трудоустройстве.

Что касается сдачи документов (если, как было сказано выше, они не отображаются в информационных системах), то здесь у получателей социальных выплат есть замечания. Жительница столицы Айгерим Багжанова также посредством SMS-сообщения узнала, что ей положена АСП. Но, как она утверж­дает, собирая документы, ей пришлось «побегать».

– Процесс сбора документов для адресной социальной помощи полностью не автоматизирован. Приходится идти, сдавать документы. На сайте, где нужно оформлять АСП, не разберешься – там три уровня подписи, очень сложно. Я не вижу, что работа моего куратора-консультанта стала легче. Она так же загружена, как и была. Пока все сложно. Надеюсь, что и этот процесс автоматизируют, – выразила надеж­ду Айгерим Багжанова.

В ведомстве ответили, что работа по автоматизации данного процесса ведется. Сегодня система назначения адресной социальной помощи автоматически считает АСП с учетом установленных критериев и доходов. Как отметили в ведомстве, у других госорганов нет аналогичных технологий при назначении помощи.

При этом Глава государства отмечает, что любая помощь не должна порождать иждивен­чество. В связи с этим Мин­труда тщательно перепроверяет все данные.

Популярное

Все
Доверенность в один клик
Столичный приют «Я живой» не только спасает животных, но и помогает людям стать добрее
Жил-был Тимофей Петрович
Маэстро-ювелир Карл Фаберже часто использовал для своих изделий драгоценные и полудрагоценные камни Рудного Алтая
Гайни Хайруллина – первая казахстанская женщина-режиссер
Фастфуд и газировка играют злую шутку с подростками
Первая в стране онлайн-школа для кураторов в области искусства открылась в Атырау
Бозжира, пески Сенека и Карагие покоряют сердца путешественников
Близнецы
Никто не забыт, ничто не забыто
Крепкие корни страны, устремленной в будущее
Норвежцы ждут родственников солдата из Казахстана
Путь офицера
Отвечать за качество информации должны не только журналисты, а все создатели контента
Кавалер ордена Красной Звезды Петр Иванов мечтал дожить до векового юбилея
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Новый этап развития системы здравоохранения страны
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Больница начинается с приемного покоя
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
Глава государства обозначил серьезные вопросы в сфере туризма
Почти 300 человек приняли участие в восстановлении Парка культуры и отдыха после паводка
Более 100 руководителей разного уровня попались на коррупции в этом году
Все начинается с сервиса. Качественный продукт должен иметь приемлемую стоимость, а пока все наоборот
Чем лучше учишься, тем лучше рабочее место
В мечтах у новоиспеченных чемпионов мира среди юношей Аянат Жумагали и Нурдоса Сабыра – покорить олимпийский пьедестал
Тысячи деревьев высадили в Мангистауской области
МОК допустил первых 14 россиян к участию в Олимпиаде
Поправку Джексона-Вэника обсудили в правительстве с торговым представителем США
Казахстан сохранит телефонный код +7
Лидер Казахстана скорбит в связи с кончиной Мурата Ауэзова
Президент поздравил молодого шахматиста с победой в Индии
В сельскохозяйственных общинах неолита царил коммунизм
В Улытау обсудили планы по строительству АЭС
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Консолидация и развитие
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
У Казахстана уникальный культурный код

Читайте также

Кавалер ордена Красной Звезды Петр Иванов мечтал дожить до …
Путь офицера
Крепкие корни страны, устремленной в будущее
Никто не забыт, ничто не забыто

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]