Как сообщили в областном управлении ГАСК, с начала года в суды направлено 127 материалов по фактам нарушений в строительной сфере. По итогам внеплановых проверок сумма штрафов, наложенных в отношении застройщиков-нарушителей, превысила 100 млн тенге.
Недавно в ходе инспекционных рейдов были составлены протоколы на 70 стройплощадках. В их числе – многоквартирный дом в селе Отеген-батыра, врачебная амбулатория в поселке Коккайнар, учебный комплекс Мойнакской ГЭС, водозабор на реке Сумбе в Райымбекском районе. Кроме того, проверяющие выявили, что без разрешительных документов осуществлялось строительство 16 коммерческих объектов.
Ранее по решениям судов был снесен ряд самовольно возведенных сооружений – кирпичные заводы, магазины, многоквартирный жилой комплекс. Работа в данном направлении продолжается и в текущем году. Наказанию подвергаются не только подрядные организации, но и компании, осуществляющие технический и авторский надзор.
Однако, несмотря на усиление контроля и регулярно проводимый мониторинг отрасли, самострой продолжает процветать. Как показывает практика, зачастую застройщики начинают строительно-монтажные работы, не имея на руках архитектурно-планировочных заданий, эскизных проектов, не получив технических условий от коммунальных служб. Отсутствуют также проектно-сметные документации, госэкспертиза, разрешение ГАСК.
По информации областной прокуратуры, бесконтрольная застройка привела к необоснованному расширению границ населенных пунктов. Госакты ряда земельных участков, предусмотренных под размещение больниц, школ, парков, были изменены под строительство жилья и коммерческих объектов.
В последующем эти территории хаотично застраивались без учета нагрузки на коммунальную и дорожную инфраструктуру. В результате в районах сельских новостроек обострились коммунально-бытовые проблемы, в том числе нехватка чистой питьевой воды, отсутствие асфальтированных улиц, перебои с электричеством.
К слову, проблема нелегального строительства тесно связана с ростом числа «человейников» (объектов уплотняющей застройки). Эти многоквартирные высотки оккупировали уже не только центр и окраины Алматы, но и захватывают пригородную зону. В итоге въезды⁄выезды из мегаполиса теперь забиты машинами под завязку не только в часы пик, но и целый день.
Это верхняя и нижняя каскеленские трассы, дороги в сторону Талгара, Конаева,
Кульджинский и Илийский тракты. Тем самым усугубляется и без того тяжелая экологическая ситуация, нарастают проблемы в транспортной инфраструктуре и других,
не менее важных сферах.