Секретами создания домбры делится мастер из Жезказгана Сарыбас Жунисов

3559
Юлия Пулина

Струнные народные ин­струменты мастер создает уже 28 лет. По его скромным подсчетам, изготовил свыше шести тысяч домбр, а еще гитары, мандолины и кобызы. Лет десять назад он выполнил заказ для целого народного ансамбля из Жанааркинского района, начиная от ударных инструментов и заканчивая струнными.

фото автора

Сарыбасу Жунисову 71 год, родом он из Шымкента. В 1996-м с семьей переехал в Жезказган вслед за братом. Инженер по образованию, а сегодня мастер музыкальных инструментов, с детства увлекался спортом и музыкой, в юности даже руководил эстрадным ансамблем. И хотя музыкального образования не получил, нотную азбуку, гаммы освоил самостоятельно.

– Мое увлечение самобытным ремеслом началось, когда нужно было отреставрировать свою старенькую домбру, которую привез в Жезказган из Шымкента, – рассказывает он. – Здесь я мастера не нашел. Впрочем, сам я хорошо понимаю струнные инструменты, играю на многих из них. Благодаря опыту работы в столярной мастерской разбираюсь в дереве. Так я сделал свою первую домбру.

Сегодня мастер чаще всего использует в качестве основного материала березу. Это дерево хорошее и доступное по цене для многих заказчиков. Другое дело ценные породы древесины – палисандр, клен, бук. Инструменты, изготовленные из них, стоят очень дорого.

Палисандр – один из «любимчиков» у Сарыбаса Жунисова. Его цвет очень красивый, темный, и жаль, что в Казахстане такие деревья не растут. Для мастера это дерево гарантирует не только красоту и долговечность – в первую очередь оно придает домбре красивое звучание.

– О чем поет палисандр, объяс­нить сложно. Он звонкий, громкий, словно создан для сцены. Сравнить с другими звуками очень сложно, – объясняет Сарыбас Жунисов. – Когда у кюйши домбра из палисандра, такое ощущение, что музыкант играет на электрической домбре. А вот инструмент из березы поет неж­нее, приятнее. Некоторые кюи, народные произведения лучше исполнять именно на таком.

Но в любом случае, если инструмент сделан качественно, то и сосна заиграет, говорит мастер. Правда, долго домбра из этого хвойного дерева не прослужит. Именно потому ремесленники выбирают твердые породы древесины.

70% хорошего звука зависит от лицевой части инструмента, от деки. Как правило, для ее изготовления мастер использует тянь-шаньскую ель, пихту. Это очень хорошие акустические материалы. К примеру, в советское время во многих домах были пианино, музыкальный инструмент делали из тех самых хвойных деревьев. Сегодня ненужные клавишные служат прекрасным материа­лом для создания струнных инструмен­тов. Разновиднос­тей привыч­ной нам дом­бры нема­ло – круг­лая прима-домбра, бас-­домбра, контрабас-домбра.

– Заводского производства в Казахстане нет, – рассказывает Сарыбас Жунисов. – Хорошие качественные струнные, как правило, ручной работы. Мастера в Казах­стане часто даже не успевают исполнять заказы для всех желающих. Порой мне приносят на реставрацию инструменты, приобретенные в Интернете, но не так-то просто их привести в порядок. Они, скорее, декоративные, сделаны из дешевых материалов, с ошибками – звучание не то, быстро изнашиваются. Если человек серьезно намерен играть на домбре, то лучше приобретать ее у проверенного мастера.

Со струнами дело обстоит иначе. Чаще всего их делают из лески. В древности лески у казахов не было, для струн сушили и растягивали кишки и сухожилия коз, овец. Сегодня такие инструменты заказывают те, кто хочет с помощью природных струн передать красоту, необычность и уникальность звука степи. К сожалению, такие струны недолговечны, потому заказывают их редко. Разве что в подарок. Но и к леске у ремес­ленников есть свои требования. По мнению нашего собеседника, лучше всего подходит леска японского производства.

– Сейчас почти все наши улы­тауские акыны поют под аккомпанемент инструментов, созданных моими руками, – отмечает Сарыбас Жунисов. – Я недавно подсчитал: оказывается, более шести тысяч домбр сделал. Рука набита, основу могу сделать за сутки, а заготовки делаю заранее. Заказы поступают постоянно. Вчера в мастерской пять домбр стояли, а сегодня две осталось – вечером их заберут заказчики.

К слову, мастер делает также гитары, мандолины и один из самых любимых своих инструмен­тов – струнный смычковый кобыз. В его звучании – вся гармония степи, говорит он, однако кобызы, прима-кобызы заказывают реже.

Сарыбас Жунисов редко берется делать этот сложный инструмент. Во-первых, потому что это очень кропотливая работа. Что еще важнее – он не умеет играть на кобызе, а это очень существенно: если берешься делать музыкальный инструмент, должен уметь на нем играть, чтобы понять, как звучит, что еще нужно улучшить.

– Всего я сделал около тридцати кобызов, – продолжает он. – Очень жалею, что в юности не научился играть на нем, а теперь времени нет: если раньше заказы поступали из Жанаарки, поселка Жезды, Улытау, Жезказгана и Сатпаева, то сейчас со всех уголков Казахстана.

Сарыбас Жунисов подметил, что, когда появился праздник – День домбры, она обрела невероятную популярность. Сейчас игре на национальном музыкальном инструменте обучают чуть ли не с детского сада, открываются новые кружки в школах и дворцах школьников. Да и в каждом доме сегодня точно есть домбра.

– У меня нет личной коллекции, – признается мастер. – Да и как сохранить что-то для себя, если часто звонят и просят срочно сделать домбру в подарок. Бывает, отдаю те, что для внучек изготовил.

Впрочем, память о созданных инструментах хранится в фото, дипломах, благодарственных письмах и других наградах. Есть и памятный снимок с первой леди Турции Эмине Эрдоган, чье внимание он привлек песней под аккомпанемент домбры на ЭКСПО-2017. В международной выставке мастер участвовал с коллегами из Карагандинской области.

– Я не считаю себя супермас­тером, – говорит Сарыбас Жунисов. – Слышал звук инструмен­тов мастеров из Алматы, вот там поистине уникальные творения. Так и с музыкальными произведениями – у всех свои предпочтения. Я вот очень люблю простые медленные мелодии, нравятся кюи, которые были написаны знаменитыми кюйши из Южного Казахстана.

Начав заниматься изготовлением инструментов, он понял, что это дело, которое ему нравится, дарит удовольствие, а также приносит доход.

– Как сказал выдающийся акын Кадыр Мырзалиев: «Нағыз қазақ қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра» – «Истинный казах не сам казах, а его домбра», – резю­мировал Сарыбас Жунисов.

Тот, кто делает инструмент, должен понимать, что музыка радует сердце, и он должен душу вложить в свою работу. Когда найдется такой человек, мастер обязательно передаст ему все свои знания. У Сарыбаса Жунисова шестеро детей, двадцать внуков, и вполне возможно, что кто-то из них захочет продолжить дело отца и деда.

Популярное

Все
Завершился 22-й раунд переговоров по Сирии
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Увеличить объем подачи питьевой воды в Актау обещают до конца ноября
Дорогу и возможности – молодым
Будущее детей родители связывают с новой школой
Ни закупочных цен, ни субсидий
В Петропавловске состоялась международная выставка голубей
В Алматы прошел творческий вечер поэтессы и певицы Аксункар Акынбаба
Музыкальная машина времени
Инновации и инклюзивность
«Казаханимация» запустила серию международных мастер-классов
Точки духовного притяжения
Пришел в кино, а там...
Урок мужества провели в Нацгвардии
Легенда купеческой эпохи оживает в Петропавловске
Доля шутки
Ироническая сказка для взрослых
Музейный уголок
Молодое пополнение принимает присягу
Итоговая проверка
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Больничный теперь не подделаешь
До золота рукой подать
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Строительство завода будет возобновлено
Макпал Жунусова пожаловалась на FlyArystan
Успешные педагоги вдохновляют на успех
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Этот день изменил судьбу
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань
Редкие породы собак представили на международной выставке «Созвездии псовых» в Алматы
Шатры и юрты Великой степи
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы

Читайте также

Дорогу и возможности – молодым
Обучающий тренинг по гендерной экспертизе законодательства …
Сколько безработных в Казахстане
Двое астанчан спасли тонущих в реке Акбулак детей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]