Секретами создания домбры делится мастер из Жезказгана Сарыбас Жунисов

2699
Юлия Пулина

Струнные народные ин­струменты мастер создает уже 28 лет. По его скромным подсчетам, изготовил свыше шести тысяч домбр, а еще гитары, мандолины и кобызы. Лет десять назад он выполнил заказ для целого народного ансамбля из Жанааркинского района, начиная от ударных инструментов и заканчивая струнными.

фото автора

Сарыбасу Жунисову 71 год, родом он из Шымкента. В 1996-м с семьей переехал в Жезказган вслед за братом. Инженер по образованию, а сегодня мастер музыкальных инструментов, с детства увлекался спортом и музыкой, в юности даже руководил эстрадным ансамблем. И хотя музыкального образования не получил, нотную азбуку, гаммы освоил самостоятельно.

– Мое увлечение самобытным ремеслом началось, когда нужно было отреставрировать свою старенькую домбру, которую привез в Жезказган из Шымкента, – рассказывает он. – Здесь я мастера не нашел. Впрочем, сам я хорошо понимаю струнные инструменты, играю на многих из них. Благодаря опыту работы в столярной мастерской разбираюсь в дереве. Так я сделал свою первую домбру.

Сегодня мастер чаще всего использует в качестве основного материала березу. Это дерево хорошее и доступное по цене для многих заказчиков. Другое дело ценные породы древесины – палисандр, клен, бук. Инструменты, изготовленные из них, стоят очень дорого.

Палисандр – один из «любимчиков» у Сарыбаса Жунисова. Его цвет очень красивый, темный, и жаль, что в Казахстане такие деревья не растут. Для мастера это дерево гарантирует не только красоту и долговечность – в первую очередь оно придает домбре красивое звучание.

– О чем поет палисандр, объяс­нить сложно. Он звонкий, громкий, словно создан для сцены. Сравнить с другими звуками очень сложно, – объясняет Сарыбас Жунисов. – Когда у кюйши домбра из палисандра, такое ощущение, что музыкант играет на электрической домбре. А вот инструмент из березы поет неж­нее, приятнее. Некоторые кюи, народные произведения лучше исполнять именно на таком.

Но в любом случае, если инструмент сделан качественно, то и сосна заиграет, говорит мастер. Правда, долго домбра из этого хвойного дерева не прослужит. Именно потому ремесленники выбирают твердые породы древесины.

70% хорошего звука зависит от лицевой части инструмента, от деки. Как правило, для ее изготовления мастер использует тянь-шаньскую ель, пихту. Это очень хорошие акустические материалы. К примеру, в советское время во многих домах были пианино, музыкальный инструмент делали из тех самых хвойных деревьев. Сегодня ненужные клавишные служат прекрасным материа­лом для создания струнных инструмен­тов. Разновиднос­тей привыч­ной нам дом­бры нема­ло – круг­лая прима-домбра, бас-­домбра, контрабас-домбра.

– Заводского производства в Казахстане нет, – рассказывает Сарыбас Жунисов. – Хорошие качественные струнные, как правило, ручной работы. Мастера в Казах­стане часто даже не успевают исполнять заказы для всех желающих. Порой мне приносят на реставрацию инструменты, приобретенные в Интернете, но не так-то просто их привести в порядок. Они, скорее, декоративные, сделаны из дешевых материалов, с ошибками – звучание не то, быстро изнашиваются. Если человек серьезно намерен играть на домбре, то лучше приобретать ее у проверенного мастера.

Со струнами дело обстоит иначе. Чаще всего их делают из лески. В древности лески у казахов не было, для струн сушили и растягивали кишки и сухожилия коз, овец. Сегодня такие инструменты заказывают те, кто хочет с помощью природных струн передать красоту, необычность и уникальность звука степи. К сожалению, такие струны недолговечны, потому заказывают их редко. Разве что в подарок. Но и к леске у ремес­ленников есть свои требования. По мнению нашего собеседника, лучше всего подходит леска японского производства.

– Сейчас почти все наши улы­тауские акыны поют под аккомпанемент инструментов, созданных моими руками, – отмечает Сарыбас Жунисов. – Я недавно подсчитал: оказывается, более шести тысяч домбр сделал. Рука набита, основу могу сделать за сутки, а заготовки делаю заранее. Заказы поступают постоянно. Вчера в мастерской пять домбр стояли, а сегодня две осталось – вечером их заберут заказчики.

К слову, мастер делает также гитары, мандолины и один из самых любимых своих инструмен­тов – струнный смычковый кобыз. В его звучании – вся гармония степи, говорит он, однако кобызы, прима-кобызы заказывают реже.

Сарыбас Жунисов редко берется делать этот сложный инструмент. Во-первых, потому что это очень кропотливая работа. Что еще важнее – он не умеет играть на кобызе, а это очень существенно: если берешься делать музыкальный инструмент, должен уметь на нем играть, чтобы понять, как звучит, что еще нужно улучшить.

– Всего я сделал около тридцати кобызов, – продолжает он. – Очень жалею, что в юности не научился играть на нем, а теперь времени нет: если раньше заказы поступали из Жанаарки, поселка Жезды, Улытау, Жезказгана и Сатпаева, то сейчас со всех уголков Казахстана.

Сарыбас Жунисов подметил, что, когда появился праздник – День домбры, она обрела невероятную популярность. Сейчас игре на национальном музыкальном инструменте обучают чуть ли не с детского сада, открываются новые кружки в школах и дворцах школьников. Да и в каждом доме сегодня точно есть домбра.

– У меня нет личной коллекции, – признается мастер. – Да и как сохранить что-то для себя, если часто звонят и просят срочно сделать домбру в подарок. Бывает, отдаю те, что для внучек изготовил.

Впрочем, память о созданных инструментах хранится в фото, дипломах, благодарственных письмах и других наградах. Есть и памятный снимок с первой леди Турции Эмине Эрдоган, чье внимание он привлек песней под аккомпанемент домбры на ЭКСПО-2017. В международной выставке мастер участвовал с коллегами из Карагандинской области.

– Я не считаю себя супермас­тером, – говорит Сарыбас Жунисов. – Слышал звук инструмен­тов мастеров из Алматы, вот там поистине уникальные творения. Так и с музыкальными произведениями – у всех свои предпочтения. Я вот очень люблю простые медленные мелодии, нравятся кюи, которые были написаны знаменитыми кюйши из Южного Казахстана.

Начав заниматься изготовлением инструментов, он понял, что это дело, которое ему нравится, дарит удовольствие, а также приносит доход.

– Как сказал выдающийся акын Кадыр Мырзалиев: «Нағыз қазақ қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра» – «Истинный казах не сам казах, а его домбра», – резю­мировал Сарыбас Жунисов.

Тот, кто делает инструмент, должен понимать, что музыка радует сердце, и он должен душу вложить в свою работу. Когда найдется такой человек, мастер обязательно передаст ему все свои знания. У Сарыбаса Жунисова шестеро детей, двадцать внуков, и вполне возможно, что кто-то из них захочет продолжить дело отца и деда.

Популярное

Все
Панты и мед – золотые бренды Рудного Алтая
Атомная энергетика помогает достичь стратегической цели углеродной нейтральности
Праздник «Қымыз мұрындық» отметили в Улытау
85-летний Бектай Сулейменов вырастил за свою жизнь свыше двух миллионов деревьев
На востоке страны полным ходом идет подготовка к отопительному сезону
Трезвое село стало и самым чистым
Одна акция идет на помощь другой
Лучше узнать казахский язык помогут топонимы
Полтонны мусора вынесли из леса волонтеры Петропавловска
Китай заинтересован в сотрудничестве
Эксперты делятся ожиданиями от предстоящего саммита ШОС
Инициативы, направленные на формирование справедливого мира
Сумеет ли Казахстан убедить мировые державы в необходимости диалога?
Астанинский саммит ШОС станет беспрецедентным по числу участников и формату
Путин прибыл в Астану
Тайна женщины, или Трагедия маленького человека
Много долларов – не всегда хорошо
На Алаколе туристов унесло ветром на катамаране
12 млрд тенге выделили на компенсацию потерь бизнеса после паводков
За граффити – реальный срок
Строительные рынки переезжают за город
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
Проект по освоению месторождения вольфрамовых руд в Алматинской области введут до конца года
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
«Правда никому не нужна» - Бишимбаев о суде
Приговор Бишимбаеву оставили без изменений
Приказ длиной в три года
Маулен Ашимбаев встретился с мировым экспертом в области искусственного интеллекта
Рекламный бизнес Костаная терпит убытки из-за позиции местной власти
Дело – труба
С наступлением жарких летних дней в селах Алматинской области пропала питьевая вода
Около 15% семейных пар страдают бесплодием
Задержаны незаконные добытчики драгметаллов
Токаев принял посла Катара
Когда другие методы иссякли
«Прижали» – и сразу признал детей
Эффективный институт обратной связи
Консолидация и развитие
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Преодоление. Пять лет созидания
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя

Читайте также

Лучше узнать казахский язык помогут топонимы
На востоке страны полным ходом идет подготовка к отопительн…
Праздник «Қымыз мұрындық» отметили в Улытау
Проблемы материнства и детства обсудили на встрече с депута…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]