«Новые образовательные программы, инновации и компетентностный подход – шаги к успешной школе» – такова тема Республиканского августовского совещания работников образования, состоявшегося в Астане с участием заместителя Премьер-Министра Бердыбека Сапарбаева. На пленарном заседании, собравшем 850 делегатов, министр образования и науки Аслан Саринжипов озвучил основные направления модернизации школьного образования.
– Новая экономическая политика, предложенная Главой государства, требует модернизации среднего образования, – отметил министр. – Сегодня этот вопрос как никогда актуален, поскольку качественная подготовка человеческого капитала позволит нам преодолеть сырьевую зависимость, диверсифицировать экономику и повысить конкурентоспособность.
Новая модель ставит во главу угла развитие навыков, самостоятельного поиска, критического анализа, функциональной грамотности. По мнению руководителя МОН РК, страны, использующие эту модель, добиваются больших экономических успехов за счет высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов.
Основное отличие нового стандарта школьного образования заключается в учебных программах, основанных на компетентностном подходе, в изучении предметов по принципу спирали – от простого к сложному, а также в ориентировании на ожидаемый результат. В основу программ всех уровней образования заложена система ценностей «Мәңгілік Ел» (это казахстанский патриотизм, гражданская ответственность, сотрудничество, труд и творчество, обучение на протяжении всей жизни, открытость и взаимоуважение), которая будет внедряться в школьное содержание через академические предметы, творческую и исследовательскую деятельность, через интеграцию в дополнительное образование.
Новое содержание – новые предметы. В начальной школе предполагается введение предметов «Естествознание», «Информационно-коммуникационные технологии» с третьего класса и наполнение новым содержанием предмета «Познание мира», которые заложат основу для изучения дисциплин естественного и гуманитарного циклов в средней школе.
В пятом-шестом классах дети будут изучать «Введение в естественные науки», с пятого, а не с шестого класса – «Историю Казахстана» параллельно с «Всемирной историей». В старшей школе предполагается сокращение числа обязательных предметов и введение трех обязательных предметов углубленного уровня и четырех обязательных стандартного, причем их компоновка в школах общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений будет различаться.
Что касается трехъязычия, то школу ожидает уровневое обучение казахскому и русскому языку, переход на английский язык обучения в старшей школе и вузах, при этом приоритетное значение имеет задача овладения государственным языком на высоком уровне. Министерство предлагает наравне с «Казахской литературой» изучать «Историю Казахстана» и «Географию» на казахском языке во всех школах, независимо от языка обучения. В основном звене планируется ввести сквозное изучение терминологии по предметам естественно-научного цикла, а в старших – преподавание на английском «Информатики», «Физики», «Химии» и «Биологии».
На уровне таких международных стандартов работают Назарбаев Интеллектуальные школы, которые активно делятся своим опытом. Уже обучено около 40 тыс. педагогов. Они должны стать поддержкой в обновлении содержания образования. Впрочем, этот переход по модели «1+11» будет комплексным и постепенным: в нынешнем году новые стандарты апробируют в 30 школах, в 2016 году на обновленное содержание перейдут все первые классы, в 2017-м – вторые и пятые и в 2018-м – третьи, шестые, девятые. Полный же переход на новое содержание планируется в 2020 году.
Депутат Сената Парламента РК Бырганым Айтимова в своем выступлении поддержала переход на 12-летнюю модель среднего образования, поскольку именно она позволит более активно интегрироваться в мировое образовательное пространство. Кроме того, по ее словам, в текущем году в ООН будут обсуждаться цели устойчивого развития до 2030 года, в числе которых особое место занимает образование, и, в частности, доступ к получению качественного образования.
Поддерживая нововведения, председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова подчеркнула, что сегодня ставка делается на учителя-исследователя, что знаниевый подход к обучению в век обилия информации и в век скоростей изжил себя. Участники совещания говорили о важности работы с одаренными учениками, о необходимости поддержки творческих учителей, о ценности сотрудничества педвузов и школ.
Взяв слово, вице-премьер Бердыбек Сапарбаев подчеркнул, что фундаментом образования является школа, и от того, какое образование внутри ее стен получат наши дети, зависит будущее страны. Отметив успехи в сфере образования, заместитель Премьер-Министра заострил внимание на проблемных вопросах, в частности речь шла о недостаточном проценте трудоустройства выпускников колледжей и вузов (57% и 80% соответственно), нареканиях родительской общественности в отношении проведения ЕНТ, затянувшемся внедрении дуального образования, отсутствии отчетности национальных вузов и ощутимых результатов в области науки. Он также подверг критике низкий охват детей дополнительным образованием, который составляет по стране 25%, а в ряде областей и того ниже, призвал помочь развитию системы поддержки детей-сирот.
– По поручению Президента Правительство защищало и будет защищать социально уязвимые слои населения, – подытожил Бердыбек Сапарбаев. – Как отметил Президент, все социальные обязательства, взятые государством перед населением, будут выполнены. Лидер нации дал поручение Правительству перенести повышение заработной платы работникам социальной сферы с первого января 2017 года на первое января 2016 года, а также принять соответствующие меры в отношении вкладов населения. И самое главное на сегодняшний день – не допустить роста безработицы и обеспечить занятость казахстанцев.