Социальный эталон образцового госслужащего

5377
Дархан Жазыкбаев, председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы

Процесс формирования «человекоцентричной» модели госуправления, основанной на взаимодоверии между государством и обществом, актуализировал вопросы пересмотра ценностных подходов, приоритетов и принципов в решении общегосударственных задач в соответствии с ожиданиями и запросами казахстанцев.

коллаж Павла Цедилина

Новая культура государственного управления в Казахстане­ основывается на принципе «люди прежде всего». И одним из прио­ритетов здесь выступает переход к более гармоничной модели госслужбы. На сегодняшний день в рамках реализации поручения Президента страны по ее модернизации приняты четыре закона, подготовлен ряд подзаконных актов.

Выступая на заседании Нацио­нального курултая, Президент Касым-Жомарт Токаев отметил: «Сознание, ценности нашего народа должны быть кардинально обновлены. Тогда сформируется новое качество нации. Одним словом, вся наша страна обновится».

Все это особенно актуально по отношению к государственным служащим. Сегодня требования к ним усиливаются. Модернизация госслужбы означает не только внесение изменений в правовые нормативные документы. Одной из главных задач является совершенствование профессионально-личностных качеств госслужащих. Для этого требуется осознанное изменение их мышления, ценностных установок и принципов. Мы планируем активизировать работу в данном направлении.

К сожалению, сегодня, кроме Этического кодекса госслужащих, нет ни одного документа, направленного на совершенствование их личностного бытия в обществе. В этой связи мы подготовили проект Доктрины о профессиональных и личностных качествах государственных служащих в модели «человекоцентричного» госуправления.

Доктрина включает целевые установки, систематизированные ценностные ориентиры и принципы. Документ призван активизировать процесс сознательной духовно-нравственной идентификации госслужащих и качественной профессионализации их деятельности в системе государственного управления.

Изучение международной прак­тики по совершенствованию личностных качеств госслужащих показывает, что сегодня нет универсально лучшего опыта или каких-то образцовых стандартов. Так, система, показываю­щая эффективность в одной стране, может оказаться неэффективной в другой. Поэтому, опираясь на опыт зарубежных государств, необходимо использовать только лучшие практики и адаптировать их к применению в нашей республике.

Создание целостной и эффективной системы госслужбы следует проводить с учетом исторических, культурных, национальных и других особеннос­тей страны. Поэтому совершенствование личностного бытия казахстанских госслужащих должно осуществляться с опорой на традиционные, национально-культурные ценности с ориентацией на ментальные, социально-исторические факторы развития республики.

Современное казахстанское общество ожидает от госслужащих справедливого и добросовестного служения государственным и общественным интересам, применения своих сил, знаний и опыта во благо и процветание страны.

Личное совершенствование госслужащего может стать началом изменений общества в целом. Личностное его бытие должно быть примером. Для этого каждый из государственных служащих должен развивать морально-нравственные личностные и профессиональные качества, результаты этой работы должны быть видны в его повседневной деятельности.

Повседневная жизнь госслужащего тесно переплетена с профессиональной деятельностью. Уровень культуры, образования, воспитания в совокупности отражают внутренний духовный мир человека, который проявляется в его действиях и поступках. И здесь особое место занимает внутренний контроль – совесть, которая не позволяет совершать зло и несправедливость. Не переступать через совесть – начало человечности.

Выдающийся мыслитель, изу­чавший идею добродетельного общества, Абу Наср аль-Фараби писал: «В обществе, где главными ценностями выступают честь и совесть, потребность в обращении к законам уменьшается». Философ говорит о том, что, поступая по совести и нравственно, человек, не прибегая к законам, способен найти лучшее решение многих вопросов.

Человек, руководствующийся принципами и «законами» собственного внутреннего контролера – совести, действует согласно человеческому долгу, а не из-за страха нарушения внешних прописанных законов, необходимых для жизни. Эта установка заслуживает того, чтобы стать основой для модернизации. То есть усиление нравственного контроля должно стать главным условием осознанного совершенствования личностного бытия каждого человека.

Готовность работать на госслужбе требует от человека осмысленной, личностной мотивированности и бескорыстности намерений. Госслужащий, честно и добросовестно работающий во благо страны и общества, может выступать своего рода социальным эталоном образцового гражданина и примером подлинной любви к Родине. Как сознательный человек он задается вопросом: что я сделал для улучшения себя, своей жизни, общества, государства?

Для совершенствования личностного бытия госслужащего важно развивать культуру самоотчета и самопознания. Это основа для развития личной ответственности и побуждения к изменениям. Процесс самовоспитания и самосовершенствования, подобно зеркалу, дает отражение самого человека, помогает посмот­реть на себя со стороны, сделать выводы, стимулирует работу над ошибками. Госслужащий может быть полезен не только своими профессиональными знаниями – он должен выступать примером для нравственного подражания.

Госслужащим должны быть присущи качества совершенного человека, которые Абай определяет чертами «сильная воля, светлый ум, доброе сердце» («Ыстық қайрат, нұрлы ақыл, жылы жүрек»). Эти качества могут существенно способствовать профессиональному и личностному развитию государственного служащего.

Абай писал, что три качества человека – разум, воля, сердце – в своем триединстве характеризуют полноценную личность (Ақыл, қайрат, жүректі бірдей ұста, сонда толық боласың елден бөлек). Разум и воля должны подчиняться сердцу. Поскольку доброта, сострадание проистекают именно из него.

Мыслитель говорил, что забота только о себе существенно ограничивает человека («Дүниеде түпкі мақсатың өз пайдаң болса – өзің шектеулісің»). Ставить интересы государства выше личных, добросовестно и честно служить народу – именно это – одно из проявлений человечнос­ти. В тридцать седьмом Слове Абай писал: «Тот, кто трудится для своего блага, уподобляется животному, которое пасется только для себя; того, кто трудится, выполняя человеческий долг, Всевышний одаривает своей любовью».

«Полноценная личность» (толық адам) по Абаю умеет держать в единении Ум, Сердце и Волю. Глава государства в статье «Абай и Казахстан в ХХІ веке» пишет: «Считаю, что концепция Абая о «полноценном человеке» должна стать основой для всей сферы нашей жизни: в управлении государством, в образовании, в бизнесе и в институте семьи». Эта мысль имеет особое значение для нашего общества. Качества «полноценного человека», о которых говорил Абай, должны стать базовым ориентиром в совершенствовании личности государственного служащего.

Качественное служение во благо общества каждым госслужащим проявляется в недопустимости элементов, дискредитирующих госслужбу. Одним из важных шагов на пути осознанной модернизации является повышение мотивации (побуждение) к добросовестному служению народу.

Национальные интересы, государственное мышление, справедливость, открытость, верность присяге – это те ценностные установки, которые способствуют осознанному изменению мышления госслужащих. Закрепление данных принципов в личности госслужащего придаст импульс улучшению работы госаппарата.

Государственное мышление означает быть государственником. Такое мышление характеризуется пониманием сущности национальных интересов. Как сказал Президент, каждый государственный служащий должен быть государственником.

Для государственника на первом месте всегда стоят интересы государства и страны. Он в целостности принимает и идентифицирует себя с фундаментальными ценностями: сохранение независимости, территориальной целостности и защиты территории, земли, природных ресурсов, культурного достояния. Государственники, государственно мыслящие личности несут ответственность перед народом, думают и поступают в соответствии с национальными интересами, проявляют заботу о настоя­щем и будущем страны. Забота о народе – отличительная черта настоящего государственника.

История страны хранит немало примеров ярких личностей – государственников, которые трудились с заботой о будущем страны. Один из видных деятелей Алаш Орды – Ахмет Байтурсынулы сказал: «Если другие думают о сегодняшнем дне, я думаю о будущем своей страны» («Ел – бүгіншіл, менікі – ертең үшін»). Тем самым он указал, что истинный государственник национальные интересы ставит превыше личных.

Госслужащим необходимо последовательно усваивать и транс­лировать культуру служения Отечеству. Это служение проявляется в искреннем и честном выполнении задач, возложенных на каждого. Только лишь образованность и компетентность не могут гарантировать наличие государственного мышления, соблюдения национальных интересов.

Деятель Алаш Орды Алихан Букейхан подметил: «Служение нации зависит не от образования, а от характера» («Ұлтқа қызмет ету білімнен емес, мінезден»). Здесь под характером он имеет в виду внутренний дух, желание человека, чьи цели, помыслы, веление сердца посвящены служению во благо людей. Шакарим Кудайбердыулы говорил: «Трудиться для народа – твой человеческий долг» («Адамдық борышың – халқыңа еңбек қыл»).

Глава государства в Обращении к народу Казахстана особо отметил важность человеческого долга: «Деятельность государственных служащих должна стать максимально открытой и действительно подотчетной гражданам. Государственная служба – это особая ответственность перед своим народом, а не место для личного обогащения».

Одним из основных ценностных принципов, необходимых для осознанного обновления и изменения госслужащих, является справедливость. В новом политическом курсе Казахстана справедливость – это добродетель «человекоцентричной» системы госуправления и ценностнообразущий принцип.

В произведении «Благодатное знание» Юсуф Баласагуни, раскрывая сущность правильного госуправления, выделяет четыре добродетели. На первое место он ставит справедливость. Затем – благосостояние, разум, непритязательность (скромность). Справедливость мыслитель ассоциирует с солнцем. Смысл этого сравнения состоит в том, что подобно тому, как небесное светило светит для всех одинаково, равномерно, не избирательно, так и справедливость – для всех одна.

Сущность справедливости заключается в предоставлении равных возможностей для всех. «Справедливость – мать всех благодеяний. Понятия «совесть» и «честь» исходят от справедливости», – писал Абай («Әділет – барша ізгіліктің анасы. Ынсап, ұят – бұл әділеттен шығады»). По Абаю, «человек, поступающий несправедливо, не имеет ни стыда, ни совести» («Кімде-кімнің әділдігі жоқ болса оның ұяты да жоқ»).

Символом справедливости в казахской степи выступал институт биев. Историческая память хранит множество примеров – повествований, пословиц, поговорок – о справедливости биев, их мудрости в принятии решений как по различным житейским вопросам, так и по проблемам государственного масштаба. Высказывание «Қара қылды қақ жарған» буквально в переводе означает «разрезать ровно вдоль тонкий волосок». Оно передает всю сложность и тонкость в принятии объективного вердикта, а также филигранность в осуществлении справедливого правосудия.

Подтверждением этой мысли служит еще одно выражение: «Тура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқ», в смысловом переводе «Справедливый би (судья) не склонен выказывать предпочтений кому-либо, кроме высшей правды, в противном случае он не сможет оставаться благочестивым и праведным».

Соблюдение принципа справедливости сопряжено с морально-нравственным выбором, умением находить истину, сделать объективный вывод. В обыденной жизни каждый человек должен руководствоваться ценностными императивами, задумываться, прежде чем действовать, брать во внимание не только свои желания, но и ставить себя на место другого.

Соблюдение принципа справедливости проявляется в том, чтобы поступать в жизни по правилам, которые имеют силу всеобщего закона для всех, без каких-либо исключений для кого-то бы ни было. Относиться к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе, не рассмат­ривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды. Не препятствовать справедливому решению, даже если это вопреки личным интересам. Одним из основных факторов построения справедливого общества является установление в государстве верховенства Закона и Права.

Одной из главных ценностных установок, необходимых для осознанного изменения госслужащего, является открытость. Умение быть открытым со стороны госслужащих становится базовой компетенцией и может обеспечить конкурентное преи­мущество. Открытость – это недопущение канцеляризма, бюрократии, волокиты, способность правдиво рассказать о существующих недостатках, пробелах.

Открытость укрепляет связь между населением и госаппаратом, открывает путь к сотрудничеству. Открытость требует учета требований общественности, их мнений при принятии важных государственных решений.

Результат открытости – доверие. В обществе с приоритетом гражданских свобод и демократических устоев допускается выражение разных точек зрения. Из этого следует, что главной установкой должны стать открытость к различным мнениям, справедливость в принятии решений.

Госслужащий в процессе реализации своих полномочий должен знать потребности граждан, но в своих решениях исходить из правил законности, объективности, действовать в соответствии с интересами государства.

Концепция «слышащего государства» взаимосвязана с принципом открытости. Президент особо подчеркивает важность соблюдения принципа открытос­ти: «Мы будем четко следовать основополагающему принципу «не человек для государства, а государство для человека». С большими надеждами наше общество восприняло концепцию «Слышащего государства». Поэтому государственные служащие должны приложить максимум усилий, чтобы оправдать ожидания и учесть пожелания каждого гражданина».

Для госслужащего фундаментальным принципом осознанных изменений является верность присяге, которую он официально приносит при поступлении на госслужбу. Присяга является официально регламентируемой процедурой, но по своему смыс­лу это – сакральный ритуал посвящения и торжественное событие духовно-нравственного порядка. Произносимые слова присяги символизируют включение внут­реннего цензора, осознанного понимания долга и принятия моральной ответственности за все последующие поступки при осуществлении своей деятельности.

Нарушение присяги в истории человеческого общества во все времена порицалось и наносило непоправимый урон чести и репутации человека. Наряду с публичным порицанием нарушение клятвы влекло за собой потерю доверия и уважения. Священность и незыблемость присяги хранится в менталитете нашего народа. В казахском языке сложились такие выражения, как «серт беру», «уәде», «серттесу», относящиеся к слову «клятва». Они означают обещание выполнить что-либо, чего бы этого ни стоило.

В нашей истории и традициях ценилась и культивировалась верность клятве. Умение хранить верность данному слову – одно из качеств и достоинств порядочного человека. Человек, не сумевший сдержать клятву, гласно и негласно становился неблагонадежным и терял авторитет в обществе. Абай писал, что человек, не умеющий держать свое слово, переступающий через свои обещания, обесценивает себя, поскольку он не ставит ни во что свою совесть, душу, человеческое достоинство. Образно говоря, он теряет свою человеческую сущность.

Верность присяге тесно взаимосвязана с честностью – с одним из основополагающих этических приниципов госслужащих в «человекоцентричной» модели госуправления. Честность подразумевает идентичность декларируемых и соблюдаемых в действительности ценностных установок. Честный человек – это человек чести.

Наши предки воспринимали честь как самое ценное в человеке. Абай наставлял: «Не думай о выгоде, а думай о чести» («Пайда ойлама, ар ойла»). Слова мыслителя должны стать жизненным кредо каждого госслужащего Справедливого Казахстана. Наша задача сегодня – проповедовать культуру долга и моральной ответственности за свои поступки.

Принимая во внимание вышеизложенное, обращение госслужащих к осознанному изменению может придать новый импульс развитию их личностного бытия с учетом требований времени.

В заключение хочу сказать: для того, чтобы осуществить изменения, мы должны помнить о главном – придерживаться ценностных установок госслужащим необходимо не из-за страха наказания, критики или контроля, а по совести, по убеждению. Только тогда действительно произойдет осознанное изменение, которое станет основой качественной модернизации госслужбы. Самое главное – это открывает путь к кардинальному изменению нашего подхода к работе.

Популярное

Все
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Прочные основы безопасности и развития страны
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Время выбрало нас
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
На благо страны
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
Цель – устойчивость и развитие
Справедливое общество для всех
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Грустные думки аграрные
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Парламентские опоры Содружества
Президент Токаев пригласил патриарха Кирилла на съезд лидеров мировых и традиционных религий
Здесь растят специалистов XXI века
Владимир Путин прилетел в Астану
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине

Читайте также

Председатель АДГС встретился с молодежью Астаны
Четверть века на службе Родине
Как противодействовать наркоторговле
Пожаловаться не на что, а о хорошем – скажем!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]