Страсти вокруг бюджета

5608
Едил Мамытбеков, депутат Сената Парламента РК VII созыва

На днях на совместном заседании палат Парламента РК состоялись утверждение исполнения бюджета за 2022 год и вынесение заключения по бюджету Высшей аудиторской палаты (далее ВАП). Нужно отметить, что утверждение исполнения бюджета оставило несколько неоднозначное впечатление.

Фото: kazpravda.kz

Основные параметры респуб­ликанского бюджета 2022 года в целом оказались выполнены. Его доходная часть составила 16,1 трлн тенге с ростом на 1,9% к 2021 году. Дефицит при этом дос­тиг 2,4 трлн тенге, притом что 81,3 млрд тенге не были освоены, а это на 21,7% больше уровня минувшего года.

Сумма же неэффективно использованных бюджетных средств составила 421,2 млрд тенге, увеличившись на 0,5% в сравнении с 2021 годом.

По мнению главы Минфина, основными причинами стали нарушение поставщиками требований договора, длительное прохождение государственной экспертизы проектно-сметной документации или отсутствие положительного заключения, несвоевременное представление актов выполненных работ, счетов-фактур и другие обстоятельства, скажем так, «непреодолимой силы».

Вместе с тем подобные объяс­нения становятся традиционными, как и практика Правительства формировать отчеты об исполнении параметров бюджета исключительно на основе скорректированного бюджета, что позволяет демонстрировать более благоприятную бюджетную картину.

Важным источником пополнения доходной части госбюджета служит в первую очередь сокращение размера «теневой» экономики, в особенности в сфере ВЭД.

«Теневая» экономика в Казахстане действительно снизилась с 28,75% от ВВП в 2017-м до 19,75% – в 2021 году. Однако, по международным оценкам, она составляет не менее 30%, что продолжает оказывать негативное влияние на формирование доходов госбюджета.

Какие реальные и конкретные результаты достигнуты Правительством в этом направлении в 2022 году, мы не видим. Надо отметить недостаточный уровень собираемости таможенных платежей. Наряду с противодействием уклонению от уплаты налогов особое внимание здесь следует уделить незамедлительному принятию эффективных мер по совершенствованию системы государственного планирования и регулирования сферы платформенной и неформальной занятости.

Широкое распространение получила также практика недостоверного декларирования. Это наблюдается на границе с Китаем. К примеру, в 2020–2021 годах число таких фактов составило около 50 тыс.

Расхождения в зеркальной статистике с Китаем – сумма, превышающая 4 млрд долларов. Контрабанда – это не только неуплаченные налоги. Это прямая угроза отечественной промышленности, здоровью граждан, окружающей среде.

Согласно официальным данным, инфляция в Казахстане достигла 20,3%. При этом продовольственная инфляция ускорилась до 25,3%. В этих условиях в январе – декабре 2022 года реальные доходы населения снизились на 1,0%. По данному показателю республика проиграла всем странам – членам ЕАЭС.

Возникает резонный вопрос: на фоне отсутствия гарантированного контроля над инфляцией насколько было эффективным исполнение социального блока республиканского бюджета? Судя по реалиям, вопрос остается без ответа.

Однако необходимо уже отдавать себе отчет в том, что ключевые причины неэффективнос­ти бюджета на поверхности не лежат, они кроются глубже. В действительности, имеет место отсутствие строго выстроенного системного подхода к госуправлению, а неэффективная система государственного планирования приводит к необоснованным решениям и, соответственно, к нерациональностям в целевых установках и при полном отсутствии ответственности за выполнение принятых решений – к провалам в достижении результата.

Опыт выявления по результатам аудита неэффективного планирования и использования государственных ресурсов в последние годы позволяет сделать вывод о том, что выявляемые нарушения закладываются именно при планировании расходов.

Надо отдать должное усилиям ВАП в последние годы по расширению подходов и применяемых методов качественной оценки бюджета. Так, в рамках многолетней государственной политики, направленной на формирование социально ориентированной экономики, впервые ВАП было подготовлено заключение с учетом оценок влияния макроэкономического развития и бюджетных расходов на благосостояние населения Казахстана с применением методологии Индекса качества жизни ОЭСР.

По многолетним наблюдениям ВАП, современное состояние и развитие макроэкономического прогнозирования и статистики в Казахстане не обеспечивают четкого представления о функционировании национальной экономики. Процессы сбора и обработки данных в основном ориентированы на выполнение международных обязательств и рейтингов. В реальности же они недостаточно достоверно отражают изменения уровня и качества жизни населения, динамики национального богатства, что в конечном итоге влияет на правильность принятия управленческих решений.

Это ограничивает горизонт реалистичного планирования расходов и доходов республиканского бюджета, что приводит в среднем за 10 лет к накопленным просчетам в прогнозировании парамет­ров бюджета от 2 до 5,3% от ВВП. При этом отсутствие системности в методологии оценки качества жизни, приоритетного внимания каждого госоргана на центральном и местном уровне к измерению благополучия граждан не позволяют полноценно и доказательно оценить корреляцию между бюджетными расходами, макроэкономической политикой и уровнем жизни населения.

В ежегодных заключениях ВАП к отчетам Правительства об исполнении республиканского бюджета отмечается один важный негативный тренд. Речь идет о слабой связи между выделяемыми средствами и социально-экономическими итогами. Когда Правительство сможет добиться радикального результата в этом направлении – неизвестно.

В целом пандемийный и пост­пандемийный периоды еще больше обозначили проблему слабой связи между выделяемыми средствами и социально-экономическими результатами. Сложившаяся практика формирования ПСЭР влияет на качество планирования и освоения бюджетных средств. Ограниченная прозрачность информации о формировании и расходовании бюджета относится к системным факторам, повышающим риск коррупции в управлении государственными финансами. Наряду с существенной долей государственного участия в экономике это обстоятельство тормозит переход страны к новой модели экономического роста.

В 2022 году по сравнению с предыдущим казахстанцы уменьшили потребление всех основных продуктов питания. Это реальный показатель ухудшения социально-экономического самочувствия общества. Если в отчетном году произошло сокращение потреб­ления основных продуктов питания, насколько Правительство довольно своими действиями и принятыми мерами в 2022-м?

В целом в 2022 году, по сравнению с предыдущим годом, казахстанцы снизили потребление всех основных видов продовольствия на душу населения: хлебопродуктов и крупяных изделий – на 5,8 кг, мяса и мясопродуктов – на 4,1 кг, молока и молочных продуктов – на 16,8 л, фруктов – на 3,8 кг, овощей – на 3 кг, масел⁄жиров, сахара⁄меда⁄шоколада⁄кондитерских изделий – на 2,9 кг.

В структуре сервисной инфляции почти в два раза увеличился вклад расходов на аренду жилья и услуги образования.

Можно отметить и провалы в налоговом администрировании. Уполномоченные госорганы не обладают объективной информацией о фактической сумме потерь бюджета по налоговым льготам. Действующие механизмы предоставления, пролонгации, отмены и мониторинга налоговых льгот далеки от совершенства. При этом имеются невостребованные льготы, а также льготы индивидуального характера, что противоречит принципу справедливости налогообложения. Оценка же эффектов от их применения в отраслях и в экономике в целом не осуществляется на системной основе.

Необходимо подчеркнуть, что соответствующие правила по давним рекомендациям ВАП были разработаны и утверждены только в 2021 году. Однако в них не нашли своего отражения подходы к проведению анализа, не определены последовательность действий и методология его проведения.

К нонсенсу можно отнести сложившуюся практику бюджетного финансирования по факту прогнозируемого объема расходов и доходов, без оценки долгосрочных рисков и определения источников погашения. При этом имеющий место «хронический» дефицит бюджета напрямую влияет на уровень государственного долга, который пока находится в безопас­ных пределах (25,3 трлн тенге, или 24% к ВВП) и не превышает предельный уровень, установленный Концепцией управления государственными финансами (32% к ВВП к 2030 году).

Поскольку темпы роста правительственного долга значительно опережают среднегодовые темпы роста ВВП, при сохранении действующих параметров дефицита существует риск увеличения правительственного долга до 49% к ВВП к 2030 году при запланированном ограничении в 27,5% к ВВП.

Более того, при осуществлении мониторинга государственного долга Правительством не учитываются долговые обязательства субъектов квазигосударственного сектора, которые в случае неспособности платить по счетам, по сути, становятся обязательствами республиканского бюджета. При этом, если государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам на 1 января 2023 года составил 57,6 млрд долларов, что не превышает предельной границы, то внешний долг достиг 160, 5 млрд долларов, а это почти сопоставимо с ВВП!

Можно считать с немалой долей уверенности, что около 100 млрд долларов долговых обязательств «растворяются» в недрах квазигосударственного сектора, и в особенности АО «ФНБ «Самрук-Қазына».

К этому следует добавить, что не прослеживаются качественные изменения в структуре закупок этого фонда, доля которого в общем объеме закупа растет и составила за отчетный период 99,2%.

Надо прямо сказать, что не удается в полной мере обеспечить прозрачность этих процессов и полноту учета бюджетных средств.

Отметим, что при разработке Прогноза социально-экономического развития Казахстана на 2022–2026 годы была поставлена актуальная задача по реализации инициативы «Правительство на основе данных», которая предполагает принятие решений на государственном уровне с учетом проверенных фактических показателей, аналитики и надежных обоснованных прогнозов. Это могло бы позволить проводить политику, основанную на фактах, и более четко прогнозировать потенциальный эффект от новых инициатив, принимать соответствующие решения.

Однако эта инициатива исполняется по принципу «ни шатко ни валко», в особенности применительно к субъектам квазигосударственного сектора, а также НПП «Атамекен». В результате имеют место немалым числом масштабные по бюджетным затратам проекты, которые «спрятаны» за ведомственной неразберихой, до которых пока не могут дотянуться руки ВАП.

Наглядный пример – уже ставшая притчей во языцех программа «Экономика простых вещей» (ЭПВ), оператором которой определено Министерство национальной экономики, но осуществляется она под эгидой – в прямом смысле этого слова – НПП «Атамекен». Безусловно, это исключительно важное программное направление, однако это не снимает с повестки оценку его реальной эффективности. Тем более что без должной оценки результатов в эту программу вливаются просто огромные бюджетные средства.

По мнению экспертов, в рамках этой программы финансируются далеко не простые вещи, вплоть до проектов Rixos Turkestan и еще около 30 гостиниц. Также эксперты обращают внимание на зацикленность квазигоссектора на прямой господдержке. Если в России в рамках аналогичной программы, с которой и был скопирован наш концепт ЭПВ, речь шла о косвенных поддерживающих мерах – промышленных площадках, специальной инфраструктуре, торговых барьерах, то в Казахстане это превратилось в раздачу денег на проекты, в том числе уже действующим предприятиям. И здесь видятся признаки коррупционной составляющей. В целом же, по мнению независимых экспертов, сегодня к программе ЭПВ больше вопросов, чем имеется ответов.

Немалый дополнительный беспорядок в систему государственного планирования и управления вносят национальные проекты. Являясь, по сути, продуктом программного подхода, они тем не менее отличаются некоторой «размытостью» целей и задач и, как следствие, не имеют четкости в ресурсном обеспечении.

Другими словами, под рамкой нацпроекта можно создавать множество всевозможных мало- или совсем неэффективных программ и подпрограмм, что создает прецедент возвращения во времена чрезмерного обилия программ­ных продуктов, вызвавшего необходимость их серьезной оптимизации и сокращения. В целом полноценного переформатирования госпрограмм в нацпроекты фактически не произошло. Более того, не выполнены задачи по переходу на формат лаконичных нацпроектов, понятных всем граж­данам, как это было поручено Главой государства Касым-Жомартом Токаевым.

В Казахстане с принятием 10 нацпроектов были поставлены на утрату восемь важных госпрограмм. Анализ же, проведенный специалистами ВАП с применением специально разработанного экономико-математического инструментария, показывает высокую степень рисков недостижения общенациональных целей по семи национальным проектам с низким уровнем эффективности, обусловленных отставанием в предыдущем году от целевых параметров, определенных в вышестоящих документах системы государственного планирования.

Приходится констатировать, что отечественный разработчик в лице АСПиР не удосужился учесть показательный российский опыт по национальным проектам, где с 2002 года начали применять Федеральные целевые программы (ФЦП) с целью параллельного привлечения частных инвестиций. Однако уже в 2010 году в России отошли от этой практики, а нацпроекты были преобразованы в государственные программы, в том числе и по причине невыполнения многих целевых показателей ФЦП.

Имеются немалые проблемы и по «вертикали» государственного управления. Итоги бюджета-2022 показали, что доля достигнутых акиматами целей, предусмотренных в документах системы государственного планирования, в 2022 году составила менее половины. Исполнение целевых индикаторов, по которым на момент оценки была сформирована статистика, сложилось на уровне 80% как результат того, что большинством местных исполнительных органов некачественно осуществляется мониторинг за процессами реализации поставленных целей и индикаторов. Многими из них отчет сформирован недостоверно и не в полном объеме, в результате в некоторых случаях не совсем сопоставимы показатели местных и центральных госорганов.

Соответствующая информация об осуществлении бюджетных инвестиционных проектов не содержится и в Отчете Правительства и ограничивается констатацией фактов по освоению выделенных средств. Это подтверждает выводы ВАП о приоритетной нацеленности гос­органов на освоение средств в ущерб достижению результатов и о недостаточном контроле на местном уровне за эффективным использованием ресурсов.

Подобные провалы государственного управления в немалой степени нивелируются процессом непрерывного «доения» Национального фонда. При рассмотрении проекта бюджета-2022 в рамках бюджета на 2022–2024 годы был запланирован трансферт в 2,4 трлн тенге. Однако затем его объем увеличили почти в два раза – с 2,4 трлн до 4,03 трлн тенге. На 2023 и 2024 годы он остается на запланированном уровне в 2,2 трлн и 2,0 трлн тенге, но нет твердых гарантий, что эти параметры не будут пересмотрены в сторону их существенного роста.

В этой связи не может не вызывать удивление позиция Министерства национальной экономики относительно оценки социально-экономических последствий, согласно которой трансферт из Нацфонда воспринимается в качестве едва ли не главного инструмента решения бюджетных проблем. Что несколько снижает внимание к основным производственным факторам развития экономики и не мотивирует системный подход к задачам анализа и прогнозирования.

Нет сомнений в том, что Правительству следует навести, не откладывая в долгий ящик, должный порядок в системе государственного планирования, включая и совершенствование научно-методических основ программного подхода в направлении повышения его эффективности.

Настало время задаться вопросом: в чем же причины действующей малоэффективной управленческой модели, поставленной с ног на голову? Связано это, на мой взгляд, со снижением уровня государственного подхода к планированию и управлению социально-экономическим развитием страны в целом, отраслевыми комплексами и регионами.

В принципе, государственный подход – это сбалансированный механизм согласованности:

а) высокоточного прогнозирования ключевых целей и задач на основе привлечения потенциала научно-экспертного сообщества и применения самых современных инструментов и методов анализа и прогнозирования;

б) планирования комплекса мер по обеспечению достижения поставленных целей;

в) и самое главное – ответственности за выполнение запланированных мероприятий на основе жесткого мониторинга процессов исполнения планов.

Эта система государственного подхода, заложенная и отлаженная еще во времена плановой экономики, была действенной на первом этапе независимого развития. В качестве наглядного примера для сравнительного анализа можно взять Антикризис­ную программу Правительства на 1994–1995 годы. Эта 15-месячная программа действий, полностью опиравшаяся на реальное управление и жесткий контроль и не менее жесткую реакцию на срывы плана мероприятий, позволила в установленные сроки выполнить основные антикризис­ные задачи – укрепить тенге и снизить четырехзначную годовую инфляцию до уровня 10-процентной. Была создана основа для привлечения иностранных инвестиций, включая, главным образом, прямые инвестиции по линии Международного валютного фонда (МВФ), что позволило преодолеть спад и приступить к развитию производства.

В настоящее время все это осталось в прошлом. Реальное управление по целям (в значительной степени опирающееся на механизм обратной связи) со временем сменилось на управление ресурсами, имея в виду выделение финансовых средств на программные мероприятия в целом, что не могло не привести к ослаблению механизма реального управления.

Более того, нужно подчерк­нуть, что все экономические проб­лемы решаются фрагментарно, вне единого системного подхода. Это касается банковской и финансовой сфер, индустриализации и диверсификации, налицо неэффективная бюджетная политика, слабая борьба с системной коррупцией. Поэтому бесперспективно возлагать какие-либо надежды на эффективность в рамках нынешней модели управления социально-экономическим развитием страны.

Ко всему этому серьезно снизился общий уровень профессионализма управленческих кадров по всей управленческой «вертикали». В основе этого можно видеть влияние многих факторов. Однако самая главная, на мой взгляд, – это неискоренимая сущность пресловутого командного подхода, когда руководители, переходя с места на место, «тащат» за собой своих людей. Со всеми вытекающими последствиями...

Все это дает основание сформировать твердое мнение о том, что в целом нынешние управленческие подходы не позволяют реалистично и обоснованно прог­нозировать развитие экономики даже на среднесрочный период.

Сложившееся положение необходимо менять. Иначе нам не суждено будет выбраться из болота клановой экономики и господства олигополии с вязкой тиной коррупции. А значит, и сформировать крепкую конкурентоспособную экономику, позволяющую поддерживать в необходимых масштабах социальные программы государства.

В этой связи неотложной задачей для Правительства видится необходимость «встряхнуть» центральные и местные госорганы, повысить ответственность за результаты принимаемых решений вплоть до кардинального решения кадровых вопросов.

Популярное

Все
Урок на приусадебном участке
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Злые языки страшнее пистолета
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Детей растить и Родину защищать
Пожилым – забота, молодым – «плюшки»
В Актобе у цыган есть свой шаңырақ
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
Освоить государственный язык под силу каждому – это демонстрируют активисты областного Дома дружбы
Важная задача АНК – формирование «правильных ценностей»
Вырастил сына, посадил дерево
Выставка «Казахстан: гармония народа» проходит в Астане
В честь Дня единства народа в Конаеве устроили легкоатлетический забег «Бірлік жарысы»
Сегодня в Мадриде состоится дуэль лучших теннисисток Казахстана
Вдохновение черпаем друг в друге
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Бишимбаев планировал пристыдить Нукенову снятыми в ночь избиения видео
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
«Твой сын что-то натворил» – ясновидящая предупредила мать Бишимбаева о трагедии
Тест на прочность: держаться вместе!
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Казахстан и Великобритания подписали Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Назначена дата прений по делу Бишимбаева
У границы фуры ходят хмуро
Полицейский спас жизнь ребенку
Иногда обивать пороги приходится за чужую ошибку, обернувшуюся коммунальной Санта-Барбарой
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

Карину вручили сертификат о включении «Алтын-Эмель» и «Барс…
Индульгенции для беглых банкиров не будет
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Сильная государственная власть обеспечила развитие страны

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]