«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса» – эти пушкинские строки невольно вспоминаются, когда любуешься чудесной природой с ее вечным круговоротом жизни, то нежно и изящно, то решительно и сочными мазками представленной на картинах известного архитектора-художника Берика Молжигита.
В Государственном музее искусств им. А. Кастеева проходит персональная выставка «Ұшқан ұя», где мастер на суд зрителя выставил более 80 живописных и графических работ. Есть здесь пейзажи, портреты, абстрактные композиции, фантазии на архитектурную тему. А еще – полотна, посвященные сокровенному: общению человека с высшей силой, определяющей судьбы.
«Берик Молжигит назвал свою выставку «Ұшқан ұя» («Из гнезда»). Материализацией этой метафоры стал ассамбляж (коллаж, микс) – комбинация из маленькой деревянной оконной рамы (как память о доме детства) и лица мальчика, выглядывающего из нее. В будущем он станет архитектором и художником, – пишет в аннотации к выставке искусствовед Баян Барманкулова. – Из детской памяти выплыли гигантский бык, готовый к нездешней корриде, одинокая собака в огромном пространстве, многолюдная байга, которая при рассмотрении оказывается не конной, а велосипедной. В этой подмене, конечно же, сказалась взрослая смешливая интерпретация».
Архитектуру называют «матерью всех искусств», поэтому многие зодчие, по мнению искусствоведа, склонны изображать на холсте свои эмоции, игры воображения, лица дорогих сердцу людей, любимые ландшафты. И в каждой работе присутствует то, что так важно в архитектуре и не только: масштаб, пропорции, ритм, пластика, фактура.
Иногда мастеру достаточно посмотреть в окно, за которым царствует зима, – и вот на холсте засиял снег, ласково смягчивший склоны гор и холмов, облагородивший очертания высоток и одноэтажных домиков. Благодарный зритель подолгу останавливается и возле полотен с чудесными пейзажами алматинского Ботанического сада. Художник то нежно, то энергично укладывал краски на холст, словно ожидая, пока листья не зашелестят от дуновения ветра, а по небу не поплывут облака.
Баян Барманкулова обратила внимание, что мастер прекрасно пишет ночной пейзаж, удачно объединяя живопись и графику: «И тогда стволы деревьев он легко прорисовывает контурными линиями, а листву пишет яркими сочными мазками, будто краски осени не подвластны темноте. Из такого неожиданного соединения и возникает часто ускользающая от глаз горожанина бесконечная природа с ее вечным круговоротом».
Берик Молжигит представил также фотографии и эскизы своих реализованных и будущих архитектурных объектов: пассажирский терминал 2003 года в аэропорту Алматы, Дворец спорта в Таразе, развлекательный комплекс «Керуен» в Нур-Султане и другие. Именно такими многими, порой неожиданными гранями таланта художник чрезвычайно интересен.