Тенденции цифровой трансформации в высшем образовании

1239
Еркара Аймагамбетов, ректор Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, доктор экономических наук, профессор

На самом простом уровне цифровое преобразование означает модернизацию основной деятельности организации для более полного удовлетворения потребностей клиентов за счет использования технологий и базы данных. В образовании этим целевым клиентом являются студенты, хотя это могут быть и преподаватели, и сотрудники, и выпускники, и другие участники образовательного процесса.

Например, в КЭУ цифровая транс­формация направлена на формирование цифровой экосис­темы и преобразование опыта обучаемых. В нее входят такие элементы, как цифровой набор с использованием социальных сетей и обмена текстовыми сообщениями в рамках принятия решений; предоставление возможности студентам регистрироваться через свои мобильные телефоны в созданных для них масштабируемых облачных информационных системах; внедрение разнообразных вариантов обучения в режиме онлайн, позволяющих формировать индивидуальные траектории обучения; использование технологий для мониторинга показателей успеваемости... Объединяя эти элементы в широкомасштабную цифровую сферу, группы в учебном заведении работают совместно для того, чтобы поднять опыт.

Цифровой ландшафт Карагандинского экономического университета, как и во многих высших учебных заведениях, развивался через узкоспециализированные информационные системы. При этом с течением времени доступность технологических решений для выполнения задач увеличилась, основной упор делался на мик­рорешениях для удовлетворения текущих потребностей. Но с развитием цифровых технологий более целесообразным стал системный подход в построении цифровых информационных сис­тем, который рассматривается не только как методология исследования, но и как интеллектуально-творческий прием в способах управленческого мышления, дающий комплексное представление об организации, существующей в рыночной среде.

Мы рассматриваем цифровую трансформацию как создание единой цифровой экосистемы, которая позволяет КЭУ решить следующие задачи: достигать академических целей, изложенных в Программе стратегичес­кого развития университета, соз­давать сплоченное, открытое и заинтересованное сообщество преподавателей, студентов, родителей, сотрудников, выпускников и других людей, которые понимают и ценят стремления и ценности вуза. А также стать моделью хорошо управляемого университета – гибкого, эффективного и открытого для прогресса, с культурой сотрудничества и инноваций.

Сплоченная цифровая экосис­тема поддерживает миссию Карагандинского экономического университета по продвижению казахстанского общества через его особый подход к науке и образованию – открытый, интеллектуально строгий и этически обоснованный. Акцент КЭУ на инновационном обучении, ориентированном на студентов, и междисциплинарном совместном исследовании никогда не был более актуальным.

Ныне в нашем университете осуществляется переход вуза к уровню Smart-университета по таким направлениям, как транс­формация организационной структуры, организация взаимодействия студента и преподавателя посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий, которые придают гибкость обучению в образовательной среде, служат проводниками к всемирному образовательному контенту, способствуют персонализации обучения, трансформации образовательного процесса с целью адаптации системы образования под уровень знаний и индивидуальных способностей студента. Также предложены выбор индивидуальной образовательной траектории обучения, применение современных управляющих и аналитических информационных систем и инфраструктуры, которые обеспечивают реализацию идей «Индустрии 4.0».

Основой стали работы по созданию на базе цифровых технологий единого информационно-образовательного пространства университета, то есть smart-среды вуза.

Кроме этого, в университете открыт центр обслуживания студентов (ЦОС), который ориентирован на максимальное улучшение всестороннего взаимодействия со студенческим сообществом, позволяет экономить время студентов и устраняет коррупционные риски в системе «университет – студент». ЦОС оказывает 6 видов государственных услуг: прием документов на поступление в вуз, отчисление из него, перевод в другой вуз, осуществление изменений в образовательном процессе, выдача справок лицам, не завершившим высшее и послевузовское образование, предос­тавление мест в общежитиях, а также академических отпусков.

Одновременно студентов могут обслуживать несколько окон. Обслуживание осуществляется в порядке электронной очереди. Время обслуживания строго рег­ламентировано в соответствии с Госстандартом. Кроме этого, в ЦОС организован уголок самообслуживания студентов и сотрудников КЭУ для получения госуслуг через портал электронного правительства.

Сотрудники центра обслуживания студентов прошли специальное обучение, что позволило значительно повысить качество предос­тавляемых госуслуг. Семинары проводятся на регулярной основе.

С целью снижения коррупционных рисков реализована система автоматизированного формирования экзаменационных билетов. Также в рамках формирования антикоррупционной культуры проводится работа с проектным офисом «Сарыарқа – адалдық алаңы». Совместно с проектной группой по направлению «Образование» осуществляется мониторинг по выявлению коррупционных рис­ков и прозрачности образовательного процесса.

Внедрена система контроля за доступом на территорию и в помещения университета, включаю­щая в себя пропускную систему, системы видеонаблюдения, что стало первым шагом к полномасш­табному развертыванию «умной инфраструктуры», на базе которой планируется организовать центр по управлению всеми ресурсами университета.

В КЭУ используется робот-андроид «Нурлан», который встречает абитуриентов и информирует их о правилах приема документов на обучение. Таким образом, уже при первом знакомстве с вузом будущий студент получает позитивный опыт. Робот может ответить на более чем 10 000 вопросов в режиме реального времени: это история университета, организация учебного процесса, правила поведения обучающихся, жизнь в общежитиях, возможность получения грантовой поддержки ректора... Таким образом, небольшая часть цифровой трансформации университета помогает студентам чувствовать себя как дома. В результате стресс студента-первокурсника уменьшается.

Кроме того, с целью формирования цифровой экосистемы в университете открыт офис цифровых технологий обучения, в который вошли 4 лаборатории: «Цифровые банковские технологии и трейдинг», «Робототехника и 3D-прин­тинг», «Современные цифровые технологии», «Цифровая экономика», а также онлайн-студия Adobe Connect, онлайн-площадка «Рухани Жаңғыру».

Для совершенствования качества подготовки обучающихся и соответствия целям и задачам университета функционируют: учебно-инновационный комплекс «Электронный налоговый комитет», Центр полиязычного обучения, Центр учебного телевидения, Информационно-образовательный центр, Цифровая библиотека, Виртуальное предприятие, Лингафонно-мультимедийный кабинет английского языка, Кабинет совместной магистерской программы КЭУ-РУДН, Конференц-зал по международному стандарту с системой синхронного перевода.

Принято системное решение о переходе всех информационных систем к сервис-ориентированной архитектуре на основе единого хранилища данных и репозитория сервисов. Оно позволяет осуществлять поэтапную интеграцию всех существующих в вузе информационных систем как собственной разработки, так и сторонних производителей. Благодаря этому решению действуют вновь подключаемые информационные сис­темы, в том числе программное обеспечение, необходимое для интеграции с системами МОН РК.

В университете есть библиотека с пятью центрами, имеется 350 посадочных мест, электронный читальный зал, в котором студенты работают с электронными каталогом и учебниками, установлено спутниковое телевидение, имеется доступ к Интернету, есть возможность сканирования документов, доступ к национальным и международным базам данных.

Информационное обеспечение основывается как на традиционных, так и на электронных носителях информации. Информационно-образовательная среда библиотеки объединена в единую интегрированную сеть – БАРС (биб­лиотечная автоматизированная рабочая система), содержащую справочно-поисковый аппарат, включающий электронный каталог, справочно-поисковые системы, проблемно-ориентированные базы данных (БД) и другие виды ресурсов. Фонды библиотеки КЭУ насчитывают около миллиона единиц литературы, 9 255 наименований электронных изданий. Открыт доступ к мировым электронным образовательным ресурсам GMID, Thomson Reuters, Oxford, Cambridge.

Максимальная эффективность работы с фондом достигается за счет организации мест самообслуживания, которые позволяют осуществлять выдачу и прием книг без привлечения сотрудника библиотеки.

Одно из основных направлений работы центра учебного телевидения – формирование среды электронного университета, ­кооперация ресурсов для совместной разработки учебных программ, что предполагает тесную интеграцию теоретических знаний и практических навыков студентов.

Постоянно осуществляются развитие и обновление серверов, сетевого оборудования, персональных компьютеров и оргтехники. 100% компьютеров имеют возможность выхода в Интернет. Компьютерами и оргтехникой оснащены все кафедры, факультеты и подразделения.

С ростом внедрения IT-технологий и устройств IoT возникла необходимость защитить университетскую сеть от киберугроз. Вузы должны внедрять новые инструменты, повышающие кибербезопасность, такие как анализ поведения пользователей, который обнаруживает подозрительные действия в типичном их поведении. В нашем университете совместно с Миланским университетом Бикокка (Италия) ведется научная работа по кибербезопас­ности.

Чтобы образование было дос­тупным для людей с ограниченными возможностями, мы внедряем современные технологии, такие как автоматизированные элект­ронные пандусы, видеолекции с титрами для глухих. IT-решения в кампусах и аудиториях обеспечивают равное и доступное образование для каждого студента. Видеолекции с титрами не только помогают студентам с ограниченными возможностями, но и могут использоваться другими учащимися для поиска лекций и просмотра их после занятий.

Университеты располагают огромным нераскрытым потенциалом. Сейчас самое время реа­лизации цифровой стратегии, благодаря которой они могут раскрыть этот ресурс и использовать цифровые платформы для создания новой образовательной среды для студентов.

Крайне важно не упустить «умные» цифровые технологии, а также помнить, что «Умная нация» в равной мере основывается на «умной» инфраструктуре, развиваемой совместно государством, бизнесом, наукой, и «умных» граж­данах, проводником которых служит smart-образование.

Мы предоставляем студентам широкие возможности обучения в университете, внедряя различные IT-технологии, а также открываем им новые возможности для исследований.

Популярное

Все
«Прижали» – и сразу признал детей
Когда другие методы иссякли
Задержаны незаконные добытчики драгметаллов
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
Рекламный бизнес Костаная терпит убытки из-за позиции местной власти
С наступлением жарких летних дней в селах Алматинской области пропала питьевая вода
Генерал Талап Кабденов: «Старался жить и служить честно»
Руководитель, или Размышления о человеке, память о котором навсегда в наших сердцах
Равные возможности для всех
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Дети с особенностями развития состязались в восточных единоборствах, эстафете и футболе
Толық адам, digital юрта и лидеры из Forbes
Выставка произведений Гульнары Коспаковой заряжает позитивом
В 25 городах страны отметили Международный день йоги
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
В пострадавшие от паводка регионы приезжали не только спасатели, но и врачи
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
Вплавь покоряя моря и проливы
Ежедневно тысячи жизней спасают неравнодушные люди
Как популяризировать образ человека труда
Удовлетворенных исков граждан к госорганам стало в четыре раза больше
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Токаев поблагодарил всех, кто участвовал в ликвидации последствий масштабной стихии в РК
Казахстан станет участником Азиатско-Тихоокеанской конференции по цифровой инклюзии и трансформации
Секреты сакского форпоста
Выпускник школы умер у фонтана вуза в Алматы
Разработку Цифрового кодекса обсудили в правительстве РК
Сумма возвращенных государству активов превысила 1,7 триллиона тенге
Партия «Ауыл»: ставка на молодежь
Стихия разрушила и... «запустила» строительство микрорайона
Обеспечение верховенства права – приоритет справедливого государства
Уральскую ТЭЦ отремонтируют без посредников
Участникам проекта Zhas project выделят 280 млн тенге
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Консолидация и развитие
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Преодоление. Пять лет созидания
Заверять сделки у нотариуса вновь обязали при покупке авто
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса

Читайте также

Бегом от наркотиков
В 25 городах страны отметили Международный день йоги
Выставка произведений Гульнары Коспаковой заряжает позитивом
Как исполняются наказы избирателей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]