Тенденции цифровой трансформации в высшем образовании

1207
Еркара Аймагамбетов, ректор Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, доктор экономических наук, профессор

На самом простом уровне цифровое преобразование означает модернизацию основной деятельности организации для более полного удовлетворения потребностей клиентов за счет использования технологий и базы данных. В образовании этим целевым клиентом являются студенты, хотя это могут быть и преподаватели, и сотрудники, и выпускники, и другие участники образовательного процесса.

Например, в КЭУ цифровая транс­формация направлена на формирование цифровой экосис­темы и преобразование опыта обучаемых. В нее входят такие элементы, как цифровой набор с использованием социальных сетей и обмена текстовыми сообщениями в рамках принятия решений; предоставление возможности студентам регистрироваться через свои мобильные телефоны в созданных для них масштабируемых облачных информационных системах; внедрение разнообразных вариантов обучения в режиме онлайн, позволяющих формировать индивидуальные траектории обучения; использование технологий для мониторинга показателей успеваемости... Объединяя эти элементы в широкомасштабную цифровую сферу, группы в учебном заведении работают совместно для того, чтобы поднять опыт.

Цифровой ландшафт Карагандинского экономического университета, как и во многих высших учебных заведениях, развивался через узкоспециализированные информационные системы. При этом с течением времени доступность технологических решений для выполнения задач увеличилась, основной упор делался на мик­рорешениях для удовлетворения текущих потребностей. Но с развитием цифровых технологий более целесообразным стал системный подход в построении цифровых информационных сис­тем, который рассматривается не только как методология исследования, но и как интеллектуально-творческий прием в способах управленческого мышления, дающий комплексное представление об организации, существующей в рыночной среде.

Мы рассматриваем цифровую трансформацию как создание единой цифровой экосистемы, которая позволяет КЭУ решить следующие задачи: достигать академических целей, изложенных в Программе стратегичес­кого развития университета, соз­давать сплоченное, открытое и заинтересованное сообщество преподавателей, студентов, родителей, сотрудников, выпускников и других людей, которые понимают и ценят стремления и ценности вуза. А также стать моделью хорошо управляемого университета – гибкого, эффективного и открытого для прогресса, с культурой сотрудничества и инноваций.

Сплоченная цифровая экосис­тема поддерживает миссию Карагандинского экономического университета по продвижению казахстанского общества через его особый подход к науке и образованию – открытый, интеллектуально строгий и этически обоснованный. Акцент КЭУ на инновационном обучении, ориентированном на студентов, и междисциплинарном совместном исследовании никогда не был более актуальным.

Ныне в нашем университете осуществляется переход вуза к уровню Smart-университета по таким направлениям, как транс­формация организационной структуры, организация взаимодействия студента и преподавателя посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий, которые придают гибкость обучению в образовательной среде, служат проводниками к всемирному образовательному контенту, способствуют персонализации обучения, трансформации образовательного процесса с целью адаптации системы образования под уровень знаний и индивидуальных способностей студента. Также предложены выбор индивидуальной образовательной траектории обучения, применение современных управляющих и аналитических информационных систем и инфраструктуры, которые обеспечивают реализацию идей «Индустрии 4.0».

Основой стали работы по созданию на базе цифровых технологий единого информационно-образовательного пространства университета, то есть smart-среды вуза.

Кроме этого, в университете открыт центр обслуживания студентов (ЦОС), который ориентирован на максимальное улучшение всестороннего взаимодействия со студенческим сообществом, позволяет экономить время студентов и устраняет коррупционные риски в системе «университет – студент». ЦОС оказывает 6 видов государственных услуг: прием документов на поступление в вуз, отчисление из него, перевод в другой вуз, осуществление изменений в образовательном процессе, выдача справок лицам, не завершившим высшее и послевузовское образование, предос­тавление мест в общежитиях, а также академических отпусков.

Одновременно студентов могут обслуживать несколько окон. Обслуживание осуществляется в порядке электронной очереди. Время обслуживания строго рег­ламентировано в соответствии с Госстандартом. Кроме этого, в ЦОС организован уголок самообслуживания студентов и сотрудников КЭУ для получения госуслуг через портал электронного правительства.

Сотрудники центра обслуживания студентов прошли специальное обучение, что позволило значительно повысить качество предос­тавляемых госуслуг. Семинары проводятся на регулярной основе.

С целью снижения коррупционных рисков реализована система автоматизированного формирования экзаменационных билетов. Также в рамках формирования антикоррупционной культуры проводится работа с проектным офисом «Сарыарқа – адалдық алаңы». Совместно с проектной группой по направлению «Образование» осуществляется мониторинг по выявлению коррупционных рис­ков и прозрачности образовательного процесса.

Внедрена система контроля за доступом на территорию и в помещения университета, включаю­щая в себя пропускную систему, системы видеонаблюдения, что стало первым шагом к полномасш­табному развертыванию «умной инфраструктуры», на базе которой планируется организовать центр по управлению всеми ресурсами университета.

В КЭУ используется робот-андроид «Нурлан», который встречает абитуриентов и информирует их о правилах приема документов на обучение. Таким образом, уже при первом знакомстве с вузом будущий студент получает позитивный опыт. Робот может ответить на более чем 10 000 вопросов в режиме реального времени: это история университета, организация учебного процесса, правила поведения обучающихся, жизнь в общежитиях, возможность получения грантовой поддержки ректора... Таким образом, небольшая часть цифровой трансформации университета помогает студентам чувствовать себя как дома. В результате стресс студента-первокурсника уменьшается.

Кроме того, с целью формирования цифровой экосистемы в университете открыт офис цифровых технологий обучения, в который вошли 4 лаборатории: «Цифровые банковские технологии и трейдинг», «Робототехника и 3D-прин­тинг», «Современные цифровые технологии», «Цифровая экономика», а также онлайн-студия Adobe Connect, онлайн-площадка «Рухани Жаңғыру».

Для совершенствования качества подготовки обучающихся и соответствия целям и задачам университета функционируют: учебно-инновационный комплекс «Электронный налоговый комитет», Центр полиязычного обучения, Центр учебного телевидения, Информационно-образовательный центр, Цифровая библиотека, Виртуальное предприятие, Лингафонно-мультимедийный кабинет английского языка, Кабинет совместной магистерской программы КЭУ-РУДН, Конференц-зал по международному стандарту с системой синхронного перевода.

Принято системное решение о переходе всех информационных систем к сервис-ориентированной архитектуре на основе единого хранилища данных и репозитория сервисов. Оно позволяет осуществлять поэтапную интеграцию всех существующих в вузе информационных систем как собственной разработки, так и сторонних производителей. Благодаря этому решению действуют вновь подключаемые информационные сис­темы, в том числе программное обеспечение, необходимое для интеграции с системами МОН РК.

В университете есть библиотека с пятью центрами, имеется 350 посадочных мест, электронный читальный зал, в котором студенты работают с электронными каталогом и учебниками, установлено спутниковое телевидение, имеется доступ к Интернету, есть возможность сканирования документов, доступ к национальным и международным базам данных.

Информационное обеспечение основывается как на традиционных, так и на электронных носителях информации. Информационно-образовательная среда библиотеки объединена в единую интегрированную сеть – БАРС (биб­лиотечная автоматизированная рабочая система), содержащую справочно-поисковый аппарат, включающий электронный каталог, справочно-поисковые системы, проблемно-ориентированные базы данных (БД) и другие виды ресурсов. Фонды библиотеки КЭУ насчитывают около миллиона единиц литературы, 9 255 наименований электронных изданий. Открыт доступ к мировым электронным образовательным ресурсам GMID, Thomson Reuters, Oxford, Cambridge.

Максимальная эффективность работы с фондом достигается за счет организации мест самообслуживания, которые позволяют осуществлять выдачу и прием книг без привлечения сотрудника библиотеки.

Одно из основных направлений работы центра учебного телевидения – формирование среды электронного университета, ­кооперация ресурсов для совместной разработки учебных программ, что предполагает тесную интеграцию теоретических знаний и практических навыков студентов.

Постоянно осуществляются развитие и обновление серверов, сетевого оборудования, персональных компьютеров и оргтехники. 100% компьютеров имеют возможность выхода в Интернет. Компьютерами и оргтехникой оснащены все кафедры, факультеты и подразделения.

С ростом внедрения IT-технологий и устройств IoT возникла необходимость защитить университетскую сеть от киберугроз. Вузы должны внедрять новые инструменты, повышающие кибербезопасность, такие как анализ поведения пользователей, который обнаруживает подозрительные действия в типичном их поведении. В нашем университете совместно с Миланским университетом Бикокка (Италия) ведется научная работа по кибербезопас­ности.

Чтобы образование было дос­тупным для людей с ограниченными возможностями, мы внедряем современные технологии, такие как автоматизированные элект­ронные пандусы, видеолекции с титрами для глухих. IT-решения в кампусах и аудиториях обеспечивают равное и доступное образование для каждого студента. Видеолекции с титрами не только помогают студентам с ограниченными возможностями, но и могут использоваться другими учащимися для поиска лекций и просмотра их после занятий.

Университеты располагают огромным нераскрытым потенциалом. Сейчас самое время реа­лизации цифровой стратегии, благодаря которой они могут раскрыть этот ресурс и использовать цифровые платформы для создания новой образовательной среды для студентов.

Крайне важно не упустить «умные» цифровые технологии, а также помнить, что «Умная нация» в равной мере основывается на «умной» инфраструктуре, развиваемой совместно государством, бизнесом, наукой, и «умных» граж­данах, проводником которых служит smart-образование.

Мы предоставляем студентам широкие возможности обучения в университете, внедряя различные IT-технологии, а также открываем им новые возможности для исследований.

Популярное

Все
Американец нашел данные о своих родственниках в Казахстане
Успешное выступление гимнасток на чемпионате Азии в Ташкенте прокомментировала Алия Юсупова
Токаев наградил слесаря шахты имени Костенко
В Астане горело общежитие
Столичный театр признан лучшим на международном фестивале комедии
Эксперимент «на чистоту» провели в Астане
Землетрясение произошло в Алматинской области
Паводки в Казахстане: в двух областях продолжают откачивать воду
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Детей растить и Родину защищать
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Злые языки страшнее пистолета
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Сумками выносили деньги из хранилища глава филиала и кассир банка в Степногорске
Полиция Казахстана, Украины и Чехии ликвидировала две группы интернет-мошенников
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Генпрокурор Берик Асылов отчитался перед президентом
1 мая: историю появления праздника напомнили казахстанцам
Багдат Мусин освобожден от должности министра цифрового развития
Авиапассажирам необходимо заблаговременно приезжать в аэропорты - КГА
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

Молодой лес вырос за день
Обустройство новых мест отдыха
Зелени в Улытау будет больше
Чувства не поддаются унификации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]