
Богатая и разнообразная программа, высокий уровень исполнительского мастерства участников вселяют надежду, что этот форум искусства в Астане станет заметным событием. Собственно балетных фестивалей в мире единицы. Идея его проведения в столице Казахстана принадлежит художественному руководителю балетной труппы Astana Opera народной артистке России Алтынай Асылмуратовой и художественному руководителю Театра «Астана Балет» Асель Курманбаевой.
Международная команда Eurasian Dance Festival, куда вошли представители Казахстана, России, Франции и Чехии, пригласили коллективы с трех континентов и сформировали программу, характерную для современного балетного искусства. Интерес публики оказался огромным, зрители – в восторге, залы полны, звезды довольны своим участием в новом фестивале. Постановки, показанные как под открытым небом, так и на сценах Astana Opera и «Астана Балет», были абсолютно разные, и каждая со своим неповторимым авторским лицом.
По мнению критиков, у балетного фестиваля в Астане есть очень большой потенциал, чтобы войти в топ международных танцевальных форумов.
– Я второй раз в Астане. Признаюсь, влюблен в нее, – поделился впечатлениями художественный руководитель фестиваля Василий Медведев. – Здесь два замечательных театра – Astana Opera и «Астана Балет». Государственная поддержка дает возможность осуществлять постановки, проводить конкурсы, фестивали. В этом молодом красивом городе хочется показать разнообразные направления, новинки. Цель мероприятия – продемонстрировать авторскую хореографию. Нам хотелось привезти в Астану все лучшее и оригинальное, что есть сегодня в балете.
Условия для проведения балетного форума в Астане, по мнению организаторов, великолепные: хорошие залы, сцены, оборудованные по последнему слову техники, заинтересованная и благодарная публика.
– Мы стремились пригласить на фестиваль коллективы, которые имеют в своем репертуаре спектакли с яркой хореографией, – отметил консультант фестиваля Станислав Фечо. – На подготовку было очень мало времени. Многие проявили интерес к танцевальному форуму и стремились приехать в Астану, но плотный гастрольный график не позволил это сделать сейчас. Надеюсь, в свое время привезем сюда и Польский национальный балет, и балетную труппу из Токио, и многих других.
Привлекательность Eurasian Dance Festival в том, что в программу фестиваля были включены не гала-концерты, этим балетный мир не удивить, а полноценные спектакли: нетленная классика в оригинальном прочтении и ошеломительный модерн, приятная для глаз неоклассика и приводящие в изумление современные направления.
Открытие прошло на сцене Театра «Астана Балет». Программа «Наследие Великой степи» в исполнении «Астана Балет» задала тон фестивалю, погрузила зрителей и участников в атмосферу прекрасного танца, многогранного, с огромным эмоциональным зарядом, пронизанным национальным колоритом.
Балеты GAIA и A Fuego Lento бразильца Рикардо Амаранте в исполнении артистов «Астана Балет» продемонстрировали другую сторону творчества молодого коллектива – неоклассическую. В ней отражены синтез блистательных образов, гармония музыки и движения, искусство одухотворенной пластики. Современная казахстанская хореография – динамичная, свободная, экспрессивная – для многих гостей стала приятной неожиданностью.
Труппа Astana Opera под открытым небом представила жемчужину классического искусства – балет «Дон Кихот» Л. Минкуса в постановке Алтынай Асылмуратовой. Запомнили зрители Rock the Ballet из США. Эти танцы от Раста Томаса и Эдриэн Кантерна под музыку в стиле рок, под песни Queen и Майкла Джексона, Жака Бреля и Бейонсе вызывали у зрителей желание танцевать вместе с артистами. Желание это было реализовано на выступлении другого коллектива – Universal Ballet из Южной Кореи.
Universal Ballet два вечера радовал публику великолепной «тройчаткой» (таким словечком в балетном мире называют вечер одноактных балетов из трех постановок). Нежный, чувственный, поэтичный Duende Начо Дуате сменялся диковинными танцевальными видениями White Sleep Раймондо Ребека, а завершал вечер Minus 7 Охада Нахарина.
Корейские артисты явили публике высочайшее танцевальное мастерство и совершенное владение хореографическими стилями выдающихся хореографов современности. О каждом из балетов можно с восторгом писать, отмечая пластические метаморфозы и хореографические идеи, новаторскую танцевальную лексику и эффектные связки, виртуозность солистов, слаженность дуэтов и завидную синхронность исполнения. Все отметили исключительную собранность корейских артистов: если репетировали, то «в полную ногу», если выступали, то с полной отдачей.
На выступлении Universal Ballet обнаружилось, что антракт – это время, когда отдыхают зрители, но не артисты. После первого отделения занавес неожиданно раздвинулся, и взорам удивленной публики открылась освещенная сцена и танцующие фигуры. Как оказалось, во время антракта корейские танцовщики уже готовили публику к балету Minus 7, демонстрируя владение техникой работы над телом «гага», которую изобрел Нахарин.
Темпераментные эпизоды и размашистые движения, эффектные комбинации и интересные кордебалетные композиции – все это завело зрителей. И когда артисты спустились в зал, восторгу публики не было предела. Если бы имелась возможность, наверное, вместе с ними на сцену ушла половина партера, но повезло примерно 20 зрителям. Любители балета из Астаны и профессиональные танцовщики из Кореи составили вполне гармоничные дуэты, которые под аплодисменты зрителей демонстрировали всеобщую дружбу и международное партнерство в танце.
Многоголосный, стройный и прекрасный балетный язык, мысль, воплощенную в движении, жизнь, искусно показанную средствами хореографии, эксперимент и высшую степень возможностей человеческого тела – вот что приготовили для зрителей участники гала-концерта: Элиза Каррильо Кабрера и Михаил Канискин (прима-балерина и премьер Государственного балета Берлина), Ольга Смирнова и Александр Волчков (прима-балерина и премьер Большого театра России), Айгерим Бекетаева, Мадина Басбаева, Бахтияр Адамжан, Олжас Тарланов, Арман Уразов (ведущие солисты Astana Opera). Фееричный гопак из балета В. Соловьева-Седого «Тарас Бульба» зрители заставили исполнить «на бис», что с легкостью сделали солисты Astana Opera Эльдар Сарсенбаев, Серик Накыспеков и Арман Уразов.
Прима-балерина Королевского балета Ковент-Гарден Яна Саленко в дуэтах с ведущим солистом Astana Opera Еркином Рахматуллаевым и премьером Украинского национального балета Александром Стояновым продемонстрировала такое мастерство, что зрители просто замирали в восторге от фантастических вращений с тройными пируэтами, которые солистка делала непринужденно и элегантно. Учащиеся Казахской национальной академии хореографии, исполнив полонез-мазурку из балета Л. Минкуса «Пахита», сорвали такие аплодисменты, что им позавидовали бы и солисты.
Современный, ослепительный и разнообразный, изысканный и динамичный балет, который делает мир вокруг нас немножко лучше, увидели зрители на Eurasian Dance Festival. Абсолютная тишина и благоговение сменялись каждый вечер восторженными криками «браво» и несмолкающими аплодисментами. Единство хореографического мира, в котором гармония торжествует через многообразие, – вот что подарил фестиваль участникам и публике.
Eurasian Dance Festival дал новый импульс развитию плодотворного международного сотрудничества лучших театров. Публика, безусловно, запомнит это масштабное мероприятие как незабываемый праздник балета. Фестиваль также дал возможность казахстанским артистам, хореографам сравнить себя с другими, набраться опыта, впечатлений, обменяться мнениями.
– В нашем искусстве очень полезно и важно сравнивать себя с другими, – считает Станислав Фечо. – Мы не можем останавливаться. Все время надо работать, двигаться вперед.
– Артистам всегда интересно увидеть, как работают другие, – говорит Татьяна Тен, ведущая солистка Театра «Астана Балет». – Профессионал не скопирует, но воспримет, овладеет чем-то нужным. Наша профессия предполагает постоянную учебу и самосовершенствование. А фестиваль как раз и предоставляет такую возможность.
– Фестивали важны, – считает ведущая солистка Театра «Астана Балет» Дилара Шомаева. – В первую очередь они необходимы артистам, потому что дают возможность познакомиться с новыми направлениями танца, другими подходами к работе, манерой исполнения. Фестивали мотивируют артистов и раздвигают границы их профессионального мировоззрения. Уровень казахстанских артистов высокий. Они не проигрывают на уровне звезд Ковент-Гардена или Большого. Гости фестиваля аплодировали Бахтияру Адамжану, стоя за кулисами. Наш номер на гала-концерте им понравился благодаря необычной стилистике. Было приятно узнать от гостей фестиваля, что они наслышаны о нашем балетном искусстве, восхищены прекрасными театрами. Фестиваль, если станет традиционным, будет способствовать укреплению репутации отечественного балета и его известности в мире.
Eurasian Dance Festival нужен Астане. Конечно, мероприятие такого уровня требует большой предварительной работы, поскольку это брендовый проект, пропагандирующий высокое искусство. Он имеет все данные, чтобы стать узнаваемым и статусным, привлекательным для артистов и зрителей. А в кулуарах организаторы говорили, что думают посвятить следующий фестиваль Мариусу Петипа. В 2018 году мир будет отмечать 200-летие со дня рождения прославленного балетмейстера.