Три шедевра Ролана Пети на сцене «Астана Опера»

2674
Флюра Мусина, балетный критик

Открытие ежегодного фестиваля «Опералия-2025» запомнилось ярким и знаковым для балетного искусства событием

фото Игоря Бургандинова

Премьера трех спектаклей – «Арлезианка», «Юноша и Смерть» и «Кармен» классика XX века французского хореографа Ролана Пети, осуществленная при поддержке Министерства культуры и информации РК, – стала долгожданным подарком как для артистов и профессиональных исследователей танца, так и для многочисленных любителей балета.

В репертуарной афише теат­ра, а балетную часть ее профессионально и с тонким вкусом формирует художественный руководитель балета Алтынай Асыл­муратова, уже есть два шедевра Ролана Пети – «Собор Парижской Богоматери» и «Коппелия». Поэтому труппа со стилем французского балетмейстера знакома и прекрасно его воплощает, что еще раз подтвердилось на недавнем триумфальном показе «Коппелии» на фестивале Dance Open в Санкт-Петербурге, вызвавшем восторженные отклики балетных критиков.

Однако «Арлезианка», «Юноша и смерть» и «Кармен» ставят перед артистами новые вызовы, считает балетмейстер-постановщик Луиджи Бонино, который осуществлял постановку балетов на сцене «Астана Опера»: «Это три совершенно разных балета, в них хореография Ролана Пети имеет совершенно особый стиль, здесь привычные классические па соединяются с бытовыми пластическими движениями и «стыка» между ними не должно быть видно. При этом очень важно внутреннее состояние артиста, здесь не нужно играть, нужно невероятно интенсивно проживать жизнь героя, при этом делать все движения четко и чисто, и это очень трудно для танцоров. К примеру, «Коппелия» намного проще для них, так как она более классическая. Всегда требуется немного больше времени, чтобы попасть в систему Ролана Пети, но артисты справились прекрасно, они великолепны. Здесь очень хорошая труппа. И еще хочу отметить, что в таком объеме балеты Ролана Пети представлены только в трех театрах мира, это, конечно, Парижская Опера, в Риме, а теперь и в «Астана Опера» будут идти пять балетов мастера».

Все балеты идут в сопровождении симфонического оркестра, и это придает исполнению «живое дыхание», тем более что за дирижерским пультом стоит такой чуткий к нюансам дирижер, как Элмар Бурибаев.

Балетная труппа театра «Астана Опера» действительно имеет сегодня высокий статус на международной арене, во многом благодаря грамотному руководству, уникальному репертуару, прекрасному кордебалету и ярким солистам. После тщательного кастинга на главные партии были выбраны два состава исполнителей, причем наряду с опытными ведущими солистами в их числе были и совсем молодые артисты.

Ведущие солистки театра Мадина Унербаева и Айгерим Бекетаева в разные дни представили свои версии бессмертного образа Кармен. Тогда как партию Хозе исполняли молодые солисты-стажеры – Галымжан Нурмухамет и Диас Курмангазы. Главных героев в «Арлезианке» исполнили ведущий солист Еркин Рахматуллаев и солист Султанбек Гумар; партию Виветт – солистки театра Анастасия Заклинская и Шугыла Адепхан. В балете «Юноша и Смерть» выступили ведущий солист Бактияр Адамжан и солист балета Серик Накыспеков, а также Анастасия Заклинская и юная артистка балета Лимара Айдарова.

Лаконичная и необыкновенно пластичная «Арлезианка» на музыку Жоржа Бизе, показанная в первом отделении, была поставлена Роланом Пети в 1974 году, но и сегодня балет не потерял своей художественной актуальности. Взяв за основу драму Альфонса Доде о молодом крестьянине, влюбленном в девушку из Арля, хореограф, рассказывает драму человека, пытающегося вырваться за границы очерченного регламентом и обычаями родового круга. Несмотря на фольклорные элементы в музыке и в хореографии, балет начисто лишен бытовой определенности, скорее, это балет-притча, балет-легенда. На то, что действие происходит в Провансе, намекает лишь огромное панно в центре задника, созданное соратником Ролана Пети, сценографом Рене Аллио по мотивам пейзажей Ван Гога. Оно было воссозданно на сцене «Астана Опера», как и декорации к другим балетам, техническими цехами театра за рекордно короткие сроки.

Кордебалет, состоящий из восьмерых юношей и восьми девушек, олицетворяет собой одновременно и друзей главных героев Фредерика и Виветт, и сам ритуальный уклад крестьянской общины. Сцены поставлены как хороводные действа, они обволакивают мечущегося героя, образуют контрапункты, вторят, преграждают путь, сдерживают, утешают. Слаженность и синхронность движений артистов – результат работы педагога-репетитора Джиллиан Уиттенгем, которая провела многие часы в репетиционном зале, добиваясь точного следования не только букве, но и духу хореографии Ролана Пети.

«Арлезианка» отличается по хореографическому стилю от более ранних балетов французского хореографа, здесь танец обретает образное симфоническое звучание, что ярко проявляется в массовых сценах.

Использован в балете и принцип «внутреннего монолога», когда действие останавливается в «стоп-кадре», и только главный герой Фредерик в экспрессивном танце, раздираемый внутренними противоречиями и страстью, мечется по сцене в попытке поймать и вернуть ускользающий образ арлезианки. В исполнении Еркина Рахматуллаева именно эта внутренняя борьба, погруженность Фредерика в свои страдания и страсть выходят на первый план. И прелестный образ его невесты-крестьянки Виветт, с удивительным техническим и актерским мастерством созданный Шугылой Адепхан, не может отвлечь героя от его страданий. Три дуэта главных героев, которые перемежаются затейливыми массовыми сценами, ведут к трагической развязке, в заключительном фанданго герой выпрыгивает в окно, в безумной попытке поймать ускользающее видение.

Другую трактовку главного героя дает Султанбек Гумар, танцовщик, обладающий уникальной внешней и внутренней плас­тикой. Его герой изначально не вписывается в этот ритуальный хоровод, хотя всеми силами стремится это сделать, стать таким, как все. Выходы Фредерика из ритуального строя – страстные, мятежные прорывы в иллюзию, в другой мир, видимый только его горящему взору. Одержимость героя уравновешивается временами лишь в дуэтах с Виветт, в психологически тонком и точном исполнении Анастасии Заклинской. Мягкость и душевная теплота, которыми наделяет свою героиню Анастасия Заклинская, еще больше оттеняет трагедию Фредерика, который не может противостоять, нет, не страсти, а своей внутренней сути. И его заключительный парящий прыжок в окно выглядит не как банальный суицид, а как вожделенный выход в другой мир, прыжок в свободу.

Примечательно, что спектак­ли в программе вечера шли не в хронологическом порядке и вторым был показан балет «Юноша и Смерть», поставленный Роланом Пети в 1946 году в тес­ном соавторстве с Жаном Кокто. Навеянный экзистенциальными настроениями, царящими в после­военном Париже, балет обрел еще большую философскую глубину, когда Кокто заменил джазовую музыку, на которую изначально был поставлен весь балет, на Пассакалию и Фугу до минор И. С. Баха в обработке О. Респиги, причем сделал это непосредственно перед самой премьерой.

«Юноша и Смерть» чрезвычайно популярный балет, его танцевали многие мировые звез­ды балета. Бесспорный лидер труппы Бактияр Адамжан до премьеры в «Астана Опера» уже дважды исполнил этот спектакль на Gala des Etoiles в Сполетто и в Риме, а два года тому назад они с Анастасией Заклинской станцевали этот балет в Женеве. Но тем более ответственным было выступление на родной сцене. Впрочем, все тревоги были напрасны, публика, затаив дыхание, следила за стремительно развивающимися отношениями Юноши и Девушки-Смерти в стильном исполнении Анастасии Заклинской. Безукоризненная техника Бактияра Адамжана, мягкий прыжок и легкость при исполнении всех акробатических трюков, которыми насытил Ролан Пети танец Юноши, позволили артисту за 17 минут сценического времени рассказать всю историю своего героя. И зал буквально взорвался аплодисментами, когда на заключительных аккордах стены комнаты поднялись ввысь, открыв панораму ночного Парижа, и атлетичная фигура Юноши в сопровождении прекрасной Девушки-Смерти в белом платье с красной накидкой медленно уходила по крышам, растворяясь в темноте ночного неба. По замыс­лу Кокто главный герой – поэт и художник, должен пройти через смерть, чтобы постичь истину.

Во второй день премьеры была представлена другая трактовка героев – ранимый и импульсивный Юноша Серика Накыспекова и дерзкая, слегка капризная Девушка-Смерть в исполнении Лимары Айдаровой. Для молодой артистки, которая всего три года работает в театре, эта партия стала неожиданным подарком судьбы. Луиджи Бонино увидел в юной артистке большой потенциал и настоял на ее учас­тии. И оказался прав – Лимара Айдарова прекрасно справилась с непростой ролью.

Финальным аккордом вечера стал балет «Кармен» на музыку Ж. Бизе, принесший Ролану Пети известность и славу хореографа-новатора в далеком 1949 году. Как и «Юноша и Смерть», этот балет, несмотря на свою почти 80-летнюю историю, по прежнему современен и идет на многих сценах мира.

Балетмейстер отходит от романтической трактовки образа Кармен, выводя на первый план фигуру Хозе. Это он романтик, он борется за свою любовь, защищая ее от беспринципности и вседозволенности Кармен. Два ярких, но различных образа соз­дали исполнительницы партии Кармен – примы театра Мадина Унербаева и Айгерим Бекетаева.

Премьеры прошли с большим успехом, хотя художественный руководитель балета Алтынай Асылмуратова, сама в прошлом прекрасная Кармен, считает, что над этим спектаклем предстоит еще много и кропотливо работать: «Весь период постановки балетов мы с педагогами-репетиторами присутствовали на репетициях, но не вмешивались в процесс – сейчас прерогатива у постановщиков, мы только смотрим и запоминаем. Но, думаю, нам есть еще над чем поработать, на премьере не бывает все идеально. Да и балет этот особенный, исполнение требует своеобразного «французского акцента», особенно в массовых сценах. Будем работать и добиваться идеального исполнения».

Вечер одноактных балетов Ролана Пети получился насыщенным и эмоциональным. Идеи, волную­щие человечество в середине прошлого века, оказались необычайно близки сегодняшнему зрителю. А может, все дело в мас­терстве авторов этих спектаклей. Ведь время отсеивает все незначительное, остаются только шедевры.

Популярное

Все
Ресурс для обеспечения водной безопасности
Стройматериалы по евростандарту
Диалог через искусство
Судьи повышают свою квалификацию
Совершенствовать условия для бизнеса
Дома возводят на селе
«Ситуативный казахский» шагает по планете
День кино отмечают в Казахстане
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Страна ускоряет индустриализацию и цифровую трансформацию строительной отрасли
Синие глаза степи
Лайкни меня. Ну, пожалуйста!
Человеческий капитал – главный фактор конкурентоспособности
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
Задачи на предстоящий период
Приоритеты Справедливого Казахстана
ИИ – не вопрос будущего, это уже данность
Основа инновационного развития
Ключевой стратегический ориентир
В контексте языковой политики
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Свыше миллиарда тенге составили незаконные соцвыплаты в Казахстане за год
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
Решение экологических проблем Кызылординской области – на контроле мажилисменов
ИИ приходит в школу
Премьеры, гастроли, концерты: тринадцатый сезон стартовал в Astana Opera
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
Свыше 1 млрд тенге задолжали жители Костанайской области за коммунальные услуги
Умер итальянский модельер Джорджо Армани
Музей в ЗКО собирает рукописи, хранящиеся в семьях несколько поколений
Определены приоритетные виды спорта
Новым премьером Таиланда стал миллиардер Анутхин Чанвиракун
Жатва на юге вышла на финишную прямую
Президент выступит с ежегодным Посланием народу Казахстана 8 сентября
Форум молодых религиозных лидеров: преемственность диалога и взгляд в будущее
Представителей Торговой палаты США и ведущих американских компаний приняли в Кабмине
Президент наградил работников нефтегазовой отрасли Казахстана
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Сегодня – День спорта

Читайте также

Диана Вишнева выступит с балетом «Шехеразада» в «Астана Опе…
От «Домбыра Party» до «Абая»: как встретят новый театральны…
Премьеры, гастроли, концерты: тринадцатый сезон стартовал в…
Жемчужина национального искусства

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]