Тридцать лет Айжан Токсеитова работает в сфере пассажирских перевозок

6951
Азамат Букетов, Семей

Из них семь лет он профессионально водит автобусы.

фото автора

А родилась Айжан в Чарском районе Семипалатинской области в селе Жайма, совхозе «Аркалык». В селе насчитывалось всего 350 дворов. После окончания школы, как и большинство выпускников, поехала поступать в Семипалатинск – очень хотела стать хирургом. Но судьба распорядилась по-своему.

На дворе был 1991 год, нужно было содержать себя, помогать родным, и девушка устроилась на работу, а позже поступила в зооветеринарный институт, решив, что вернется и будет работать в совхозе. Но пока училась, совхоз распался, и в селе не осталось никакой другой работы. Айжан приняла решение остаться в городе и перевезти сюда же родителей. Устроилась в частный автопарк кондуктором. Тогда на городских маршрутах курсировали микроавтобусы. Накопив деньги, Айжан приобрела «РАФ», а позже «газель», наняла водителя работать на маршруте. Тогда и в мыслях не было самой управлять автобусом.

А через какое-то время Айжан поняла, что нужно стать независимой от водителей. Отучилась, получила все необходимые категории, и вскоре представился случай выйти на маршрут самой. Так Айжан взяла руль в свои руки. Первую поездку в качестве водителя она помнит очень хорошо: подъехала к остановке, в салон сели только женщины, а мужчины остались. Сильная половина человечества с недоверием отнеслась к женщине-водителю…

Так и колесила по дорогам Семея на маршрутке. Когда частные микроавтобусы убрали с маршрутов, поняла, что ничем другим, кроме как водить автомобиль, заниматься не хочет, – и устроилась в городской автопарк.

Сейчас работает на маршруте номер 5. К небольшому зеленому автобусу с госномером 537 Айжан Токсеитова относится как к живому. Утром, заходя в салон, обязательно здоровается. Вечером, оставляя в автопарке, желает спокойной ночи. Вроде бы – железо, что оно понимает? А как оказалось – понимает и платит взаимностью. Айжан считает, что у машины есть душа.

Молодежь не стремится на эту работу. Тяжело – каждый день по 18 часов за рулем. Вставать надо очень рано: в четыре утра приезжает так называемая «развозка». На автобазе водители проходят медконтроль, машины – технический контроль, получают все необходимые документы, валидаторы, путевые листы и выходят на маршрут к шести утра.

Например, у Айжан Токсеитовой график начинается в 06.15. График у всех разный – в день водители совершают по 8–9 кругов на маршруте. Перерыв только на обед – 40–50 минут. А ей еще нужно успеть приготовить еду для мужа, управиться с делами по дому. Супруг приглядывает за огородом, а Айжан за домом.

– Хотелось бы, чтобы на линиях работали современные автобусы, оснащенные кондиционерами, чтобы водителей было больше. Это проблема не только нашего города, но и всего Казахстана, – говорит Айжан Токсеитова. – Раньше управлять пассажирским автобусом допускались люди в возрасте от 25 лет с трехлетним стажем, а недавно в закон внесены изменения: в сфере пассажирских перевозок могут работать водители с 23 лет и трехлетним стажем управления автобусом с 16 пассажирскими местами. Но у нас нет таких автобусов. К примеру, автобус, которым управляю я, рассчитан на 18 мест. И где начинающий водитель сможет набирать стаж? С 16 местами в основном микроавтобусы в организациях. А там зарплата низкая, и не пойдут молодые люди туда работать.

Поговорили мы и о пассажирах. В основном большинство относится с пониманием к нелегкому труду водителя, но и без хамства не обходится. К сожалению, пассажиры могут накричать на водителя и устроить скандал на весь салон, при этом требуя сервис высшего уровня.

Вместе с супругом Айжан воспитали сына и дочь. Сейчас подрастают трое внуков. Когда Айжан Токсеитова получила предложение руки и сердца, то сразу поставила условие, что будущий супруг не запретит ей заниматься любимым делом.

– Я сразу сказала: руль, прическа и маникюр будут обязательно! И он согласился, – вспоминает она с улыбкой.

Младший внук с гордостью заявляет: «Моя апашка – водитель автобуса!» А внучка, на­оборот, интересуется, не могла ли бабушка выбрать профессию полегче.

В разговоре Айжан Токсеитова вспомнила случай из детст­ва. Она считает, что все-таки водить автобус – это судьба, и профессия выбрала ее.

– У нас в деревне был автобус КВЗ и водителя звали Мазан. Когда мы гуляли с папой, я все время просила его купить мне такой же автобус. Вот и выпросила, – заключает Айжан Токсеитова.

Популярное

Все
Счастье где-то рядом
Два золота и бронза
Успех на домашнем турнире
Новичкам везет!
Музейный вернисаж
Для психологической безопасности личного состава
Гастролер с «синтетикой»
«Душой и сердцем чистым будь...»
Ружье под мостом
«Smart военкомат»: от «пилота» – к практике
Посол страны под названием «Детство»
Резервисты – опора страны
Нацдоклад «О профилактике семейно-бытового насилия» презентован в Астане
Как не потерять цифровые активы
Лидия Мясцова – победитель «Мисс Ассамблея-2025»
Одобрен проект Концепции управления всеми видами отходов на 2026-2030 годы
В Приаралье открыли десятую школу нового формата
Спасатели спустили туристов с вершины
Требуется комплексный подход и системное взаимодействие
Заслуженный успех Сезим
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Из казармы в кампус
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Зима будет теплой
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Уверенный рост экономики Приаралья
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Запущен завод по переработке мяса птицы
В Правительстве начнут устранять разрыв между ростом экономики и зарплатами казахстанцев
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
Победный выезд «Барыса»
В Астане вводят ограничения из-за ухудшения эпидситуации
Первая газовая турбина установлена в главном корпусе «ПГУ Туркестан»
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Как в стране будут снижать закредитованность казахстанцев
Пройдемся по индустриальной Караганде
Фехтовальщица София Актаева завоевала серебряную медаль Исламиады-2025
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Заслуженный успех Сезим
В Талдыкоргане полицейские спасли подростка
Кампания против гендерного насилия стартовала в Казахстане
Наращивать потенциал гражданского сектора

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]