Тридцать лет Айжан Токсеитова работает в сфере пассажирских перевозок

6869
Азамат Букетов, Семей

Из них семь лет он профессионально водит автобусы.

фото автора

А родилась Айжан в Чарском районе Семипалатинской области в селе Жайма, совхозе «Аркалык». В селе насчитывалось всего 350 дворов. После окончания школы, как и большинство выпускников, поехала поступать в Семипалатинск – очень хотела стать хирургом. Но судьба распорядилась по-своему.

На дворе был 1991 год, нужно было содержать себя, помогать родным, и девушка устроилась на работу, а позже поступила в зооветеринарный институт, решив, что вернется и будет работать в совхозе. Но пока училась, совхоз распался, и в селе не осталось никакой другой работы. Айжан приняла решение остаться в городе и перевезти сюда же родителей. Устроилась в частный автопарк кондуктором. Тогда на городских маршрутах курсировали микроавтобусы. Накопив деньги, Айжан приобрела «РАФ», а позже «газель», наняла водителя работать на маршруте. Тогда и в мыслях не было самой управлять автобусом.

А через какое-то время Айжан поняла, что нужно стать независимой от водителей. Отучилась, получила все необходимые категории, и вскоре представился случай выйти на маршрут самой. Так Айжан взяла руль в свои руки. Первую поездку в качестве водителя она помнит очень хорошо: подъехала к остановке, в салон сели только женщины, а мужчины остались. Сильная половина человечества с недоверием отнеслась к женщине-водителю…

Так и колесила по дорогам Семея на маршрутке. Когда частные микроавтобусы убрали с маршрутов, поняла, что ничем другим, кроме как водить автомобиль, заниматься не хочет, – и устроилась в городской автопарк.

Сейчас работает на маршруте номер 5. К небольшому зеленому автобусу с госномером 537 Айжан Токсеитова относится как к живому. Утром, заходя в салон, обязательно здоровается. Вечером, оставляя в автопарке, желает спокойной ночи. Вроде бы – железо, что оно понимает? А как оказалось – понимает и платит взаимностью. Айжан считает, что у машины есть душа.

Молодежь не стремится на эту работу. Тяжело – каждый день по 18 часов за рулем. Вставать надо очень рано: в четыре утра приезжает так называемая «развозка». На автобазе водители проходят медконтроль, машины – технический контроль, получают все необходимые документы, валидаторы, путевые листы и выходят на маршрут к шести утра.

Например, у Айжан Токсеитовой график начинается в 06.15. График у всех разный – в день водители совершают по 8–9 кругов на маршруте. Перерыв только на обед – 40–50 минут. А ей еще нужно успеть приготовить еду для мужа, управиться с делами по дому. Супруг приглядывает за огородом, а Айжан за домом.

– Хотелось бы, чтобы на линиях работали современные автобусы, оснащенные кондиционерами, чтобы водителей было больше. Это проблема не только нашего города, но и всего Казахстана, – говорит Айжан Токсеитова. – Раньше управлять пассажирским автобусом допускались люди в возрасте от 25 лет с трехлетним стажем, а недавно в закон внесены изменения: в сфере пассажирских перевозок могут работать водители с 23 лет и трехлетним стажем управления автобусом с 16 пассажирскими местами. Но у нас нет таких автобусов. К примеру, автобус, которым управляю я, рассчитан на 18 мест. И где начинающий водитель сможет набирать стаж? С 16 местами в основном микроавтобусы в организациях. А там зарплата низкая, и не пойдут молодые люди туда работать.

Поговорили мы и о пассажирах. В основном большинство относится с пониманием к нелегкому труду водителя, но и без хамства не обходится. К сожалению, пассажиры могут накричать на водителя и устроить скандал на весь салон, при этом требуя сервис высшего уровня.

Вместе с супругом Айжан воспитали сына и дочь. Сейчас подрастают трое внуков. Когда Айжан Токсеитова получила предложение руки и сердца, то сразу поставила условие, что будущий супруг не запретит ей заниматься любимым делом.

– Я сразу сказала: руль, прическа и маникюр будут обязательно! И он согласился, – вспоминает она с улыбкой.

Младший внук с гордостью заявляет: «Моя апашка – водитель автобуса!» А внучка, на­оборот, интересуется, не могла ли бабушка выбрать профессию полегче.

В разговоре Айжан Токсеитова вспомнила случай из детст­ва. Она считает, что все-таки водить автобус – это судьба, и профессия выбрала ее.

– У нас в деревне был автобус КВЗ и водителя звали Мазан. Когда мы гуляли с папой, я все время просила его купить мне такой же автобус. Вот и выпросила, – заключает Айжан Токсеитова.

Популярное

Все
Адал азамат – опора государства
Первое в Казахстане поле FIFA Arena появилось в Кокшетау
Подвиг Алии бессмертен
На востоке завершился дорожный мегапроект
Партнерство между братскими странами
Пограничники провели открытый урок
Тренировочный процесс на Иссык-Куле
Еще одна СВА открылась в регионе
В журналистику – с футбольного поля
Чемпионки приняли присягу
«Номад» увеличивает отрыв
Федерация профсоюзов РК сделала заявление по ратификации конвенции о МЗП
Аксакал казахского музыковедения
В приоритете безопасность – информационная и пожарная
Внедрение биометрии в школьных столовых удобно и эффективно
Город растет и становится краше
Сотни горожан вышли на забег в поддержку женщин с раком груди
Братство, доверие, дружба
Развитие системы образования в Казахстане: достижения и перспективы
Важное событие для машиностроительной отрасли страны
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зафиксирован рекордный урожай
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
Стали известны имена финалисток конкурса Miss Astana 2025
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Петропавловские теплосети готовят к передаче в муниципальную собственность
Арман Шаккалиев: В Казахстане двукратно увеличат закуп продукции у сельхозтоваропроизводителей
В Туркестанской области отметили Всемирный день хлопка
Каждый второй выпускник Алматинской области поступил на грант
Поручение Президента: Правительство разработало меры по улучшению жизни граждан
Казы и шужык в вакуумной упаковке
Французская награда вручена Диане Ашимовой
Благодаря передовым технологиям и господдержке
Артефакты «Таңбалы» поразили зарубежных ученых
В Национальном музее стартовала международная выставка
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Чем может гордиться Темиртау?
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости

Читайте также

Сколько ветеранов получили спецпособия в Казахстане
Пограничники провели открытый урок
Численность молодежи составляет почти треть населения Казах…
Дополнительный выходной получат казахстанцы в честь Дня Рес…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]