Сразу замечу, что именно такой Указ Главы государства от 9 июня текущего года «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека» принимается в стране впервые. Во всяком случае, его надо рассматривать как логическое продолжение развития правового потенциала двух предыдущих Посланий Президента народу Казахстана. Принятие указа, на мой взгляд, продиктовано следующими причинами.
Первое – это акцентуация государственной политики на непрерывном обеспечении правового статуса личности как высшей конституционной ценности и непреложного фактора эффективного развития общества и государства в современных условиях.
Второе – это точечное определение совокупности актуальных прав человека, вытекающих из Концепции прав человека и общепризнанной классификации этих прав, которым следует придать особое значение и, следовательно, направить усилия государственного механизма в данный момент развития национальной государственности.
И третье – это дальнейшая коррекция правовой идеологии, действующего права и юридической деятельности в Казахстане, то есть состояния правопорядка, основным содержанием цели которого должна всегда быть защита прав и свобод человека и гражданина, а также их полное осуществление.
При анализе основных направлений деятельности государственного аппарата по реализации норм указа Глава государства на первое место ставит строгое выполнение Казахстаном взятых на себя международных обязательств в области прав человека как стратегического направления по укреплению имиджа Казахстана на международной арене. В содержание этой работы он закладывает прежде всего налаживание четкого взамодействия компетентных государственных органов Казахстана со всеми главными и вспомогательными (специализированными) органами ООН, которые учреждены Уставом ООН, а также иными международными актами в области прав человека. Безусловно, это предполагает разработку ясных алгоритмов работы компетентных государственных органов Казахстана в целях их активного участия в работе международных организаций, включая стабильный обмен информацией, полноценное, реальное и своевременное выполнение рекомендаций по вопросам прав человека.
Предупреждение, активное расследование, наказание виновных лиц, обстоятельная реабилитация и восстановление нарушенных прав – основные компоненты обеспечения прав жертв торговли людьми, чему посвящен смысл второго защищаемого Главой государства права человека против рабства, работорговли или содержания в подневольном состоянии, провозглашенного в универсальных документах ООН по правам человека и действующем праве Казахстана. Защита этого права также предполагает создание особых мер охраны и помощи детям и подросткам от экономической и социальной эксплуатации.
Право на достаточный жизненный уровень, в том числе включающий наличие пищи, одежды, жилища, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, остро необходимо в контексте права каждого на случай инвалидности, рассматриваемый фактором утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам – в этом кроется следующее, вытекающее из международных обязательств Казахстана и имеющее в основе нравственный характер, поручение Главы государства.
Ликвидация неизживших себя гендерных стереотипов, преодоление гендерного неравенства и прежде всего ликвидация дискриминации в отношении женщин по широкому кругу признаков – тезис и четвертое направление указа и государственной политики в области прав человека, над которым предстоит основательно поработать. В этом вопросе наглядно раскрывают назначение этого принципиального права универсальные документы ООН в области прав человека: равенство перед законом и судом, эффективное восстановление в нарушенных правах, право на ведение государственных дел, право голосовать и быть избранным в представительные органы, право допуска на общих условиях к государственной службе, право на вступление в брак без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии, право на равную оплату за равный труд, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости, право на особое попечение и помощь в период материнства и многое другое.
Безусловно, что право на свободу объединения позволяет каждому человеку коллективно и более эффективно осуществлять и защищать свои права и свободы, провозглашенные в универсальных документах международного права. При этом важнейшим условием выполнения этого права является соблюдение правил соответствующего объединения. Вместе с тем, что также вытекает из международного права, данное право может быть ограничено только в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения либо для ограждения прав и свобод других лиц.
Ратуя за обеспечение права каждого на свободу ассоциации с другими, равно как за исключение принуждения вступления в какую-либо ассоциацию, Глава государства прежде всего имеет в виду снятие разного рода искусственных барьеров на пути создания объединений гражданами как важнейших субъектов в структуре гражданского общества страны.
Беспрепятственное выражение своего мнения как универсальное право каждого человека налагает на него одновременно особые обязанности и ответственность и, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть ясно изложены в законах и необходимы для уважения прав и репутации других лиц, а также для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, – такова идеология следующего конкретного права человека, регламентируемого указом.
Право на жизнь в Казахстане отнесено к разряду высших конституционных ценностей государства и закреплено в указе в качестве архиважного направления в области прав человека. Как неотъемлемое право каждого человека данное право охраняется законом. К тому же никто не может быть произвольно лишен жизни. Так сформулированы и трактуют данное право нормы международного и национального права. В его исполнение в суверенном Казахстане все эти годы стабильно проводился курс на сужение перечня преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, с уточнением круга субъектов, к кому может быть применена смертная казнь.
Кроме того, введен мораторий на исполнение приговоров о смертной казни. Финалом этого процесса стала ратификация Законом Республики Казахстан от 2 января 2021 года Второго факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни, однако с оговоркой о возможности применения смертной казни в военное время после признания лица виновным в совершении особо тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время. Продолжением этой работы станут соответствующие изменения и дополнения в уголовное право страны.
Для понимания выражения «общественный порядок» в том смысле, в каком оно используется указом, в части такого направления работы государственных органов, как «право человека на жизнь и общественный порядок», следует придерживаться определения этого словосочетания, раскрываемого так называемыми Сиракузскими принципами толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах (1985 год), которыми оно определено как совокупность норм, обеспечивающих жизнедеятельность общества или как ряд основополагающих принципов, на которых построено общество. При этом уважение к правам человека является частью общественного порядка. Общественный порядок следует толковать в контексте задач конкретного права, которое ограничено на этом основании. Государственные органы или представители, ответственные за поддержание общественного порядка, подлежат контролю в осуществлении ими своих полномочий со стороны парламента, судебных органов или других компетентных независимых структур, завершают разъяснение Сиракузские принципы.
С учетом изложенного очевидно, что надлежащий общественный порядок органически связан с полноценным осуществлением прав и свобод человека и нуждается в дальнейшем законодательном совершенствовании.
Важным в контексте указа является повышение роли и назначения неправительственных организаций в обществе и государстве. НПО вносят существенный вклад в становление и палитру гражданского общества в стране. Ими накоплен определенный опыт работы в сфере защиты прав человека. Вместе с тем их создание, компетенция, методы деятельности нуждаются в серьезной законодательной поддержке. Необходимо пересмотреть в сторону большей мотивации и меньшей бюрократии для НПО отдельные положения Закона РК «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан».
Также необходимо продолжить работу по дальнейшему совершенствованию правовых основ деятельности общественных советов страны. В этом секторе гражданского общества, который наиболее приближен к государственному аппарату, имеются вопросы, требующие своего законодательного и практического решения.
Под пристальным вниманием Главы государства всегда находится сфера уголовного правосудия, где наиболее тесно и остро соприкасаются интересы общества и государства – с одной стороны, интересы личности, человека и гражданина – с другой. Иначе говоря, могут иметь и имеют место нарушения законности при производстве по уголовным делам. В связи с этим в настоящее время проводится интенсивная работа по внедрению трехзвенной модели уголовного процесса, которая предусматривает основательное разграничение процессуальных функций органов, ведущих уголовный процесс, с усилением контрольных функций стадий движения уголовного дела по отношению друг к другу, а также значительным повышением роли адвокатов в уголовном судопроизводстве. Поэтому данное направление – одно из актуальных в рамках указа.
Противодействие пыткам в уголовном процессе, как и противодействие торговле людьми, – не менее важная тема в области прав человека, на чем также концентрирует внимание указ. Следует отметить, что по этому вопросу за годы суверенитета Казахстаном сделаны довольно конкретные шаги. Так, в уголовном законе пытки представлены в виде отдельной статьи 146 в главе 3 «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина». Тем самым законодатель подчеркнул высокую степень общественной опасности этого преступления и лица, которое его совершает.
Разработаны и реализуются основанные на научных исследованиях методики расследования преступления. Но проблема существует. В связи с этим в качестве приоритетов ее правильного решения, помимо превентивных мер, видится четкое определение компетентного органа уголовного преследования, на который следует возложить расследование данного преступления, расширение круга субъектов, подлежащих ответственности за пытки, а также внедрение в уголовный процесс специальной формы производства по делам этой категории.
В целом реализация мер, намеченных указом и конкретизированных Планом Правительства с учетом имеющихся научных и гражданских инициатив в области защиты прав человека, внесет ощутимый вклад в процесс укрепления статуса Казахстана как правового государства.