Вчерашние сметы грозят долгостроем

1366
Любовь Доброта

Подорожание строительных материалов само по себе вполне рыночное явление. Но в привязке к государственным программам создает для застройщиков большую проб­лему. Предприниматели опасаются, что возведение объектов, финансируемых из бюджета и находящихся в жестких рамках проектных смет, может просто остановиться.

Рабочий день директора ТОО «Dala-Construction.KZ», специализирующегося на выпуске железобетонных изделий для монолитного домостроения, начинается с изучения прайс-листов на цемент и арматуру. Мая Кожахметова сравнивает их с фронтовыми сводками.

Судите сами: цена одной тонны арматуры в утвержденной проектно-сметной документации заложена в размере 246 310 тенге, притом что продают ее сейчас по 452 тыс. Несложные расчеты показывают: удорожание составляет 83,5%. Лист металла и вовсе подорожал на 150%, поднявшись до 602 тыс. тенге за тонну при цене, зафиксированной в ПСД на уровне 240 тыс. тенге.

– Такая же картина наблюдается и по всем остальным позициям: подорожали уголок, швеллер, балки, – Мая Кожахметова перечисляет материалы, без которых невозможна никакая стройка. – Учитывая, что железобетонные конструкции занимают основную долю в себестоимости строительства, удорожание их компонентов непременно отразится на цене квадратного метра жилья.

Даже цены на инертные материалы пошли в рост, включая местные песок и щебень. Как можно что-то строить, если никто не в силах остановить эту галопирующую дороговизну?!

Компания «Dala-Construction.KZ»
является одним из основных пос­тавщиков сборно-каркас­ных железобетонных изделий для строительства жилых домов в шымкентском микрорайоне «Туран». По одиннадцати 9-этажным домам подрядчик уже определен, но договоры еще не заключены, а значит, и финансирование не открыто. Между тем проектно-сметная документация на них разработана в ценах 4-го квартала 2020 года и прошла государственную экс­пертизу в конце того же года, когда цены были несравнимо ниже, чем в данный момент.

– Сохранить стоимость сборно-каркасных железобетонных изделий в состоянии разве что 100-процентная предоплата за ЖБИ, – считает Мая Кожахметова. – Ценники на стройматериалы, которые являются базовыми для производства нашей продукции, в буквальном смысле слова переписываются ежедневно. Поэтому мы и обратились к руководству управления строительства Шымкента с просьбой ускорить заключение договоров, чтобы хоть как-то избежать риска повышения стоимости наших изделий.

В ситуации, когда фактические затраты превышают финансирование, предусмот­ренное проектно-сметной документацией, у строительных компаний выбор будет невелик: либо они не выполнят своих обязательств перед заказчиком, остановив стройку и автоматически оказавшись в черном списке недобросовестных пос­тавщиков услуг, либо станут банкротами, пытаясь изыскать внутренние ресурсы для покрытия непредвиденных расходов.

Правда, есть еще третий вариант, и его тоже озвучили на встрече предпринимателей с руководством города, состоявшейся на площадке НПП «Атамекен». Он предполагает использование более дешевых, а значит, менее качественных материалов при строительстве объектов. Естест­венно, такой подход скажется на сроке службы возведенных объектов.

– Все объекты, по которым сегодня люди жалуются на качест­во – там фасад отвалился, там штукатурка упала, а там трещины пошли, у нас строятся по госпрограммам, – комментирует ситуацию председатель Союза строителей РК Талгат Ергалиев. – И это результат экономии на всем. Думаю, долгострои не появятся, в любом случае в течение полугода местные исполнительные органы достроят такие объекты. Сделают это за счет выжимания денег с подрядчика. И все – компания обанкротится, а куча людей останется без работы.

– Жженый кирпич в феврале стоил 48 тенге, в мае он уже продается по 71 тенге за штуку – за три месяца так цена взлетела! Разве это мыслимо? – возмущается директор ТОО «ЮгСтройИнвест» Кайыржан Кенжеханов. – На 31% подняли стоимость цемен­та. Как можно строить при таких ценах? На чем экономить, чтобы не выйти за пределы ПСД? Или же строить себе в убыток? Кто-то же должен, в конце-то концов, проанализировать положение дел и предложить какой-то выход из ситуации, ведущей в тупик!

В Шымкенте в реестре строи­тельных компаний значатся 2 827 субъектов предпринимательства. Среди них 4 крупных предприятия, 20 – средних, остальные – малые. В общей сложности в них трудятся чуть больше 5 тыс. человек.

В числе крупных застройщиков есть те, кто возводит коммерческое жилье. Не сказать, что их конъюнктура цен не беспокоит – кому же хочется покупать стройматериалы по высокой цене, но у них хотя бы есть возможность для некоторого маневра. Они могут продать дороже часть жилья, на которое еще не были заключены договоры на начальной стадии строи­тельства. Не исключено, что прибыли при таком раскладе они могут не получить, а то и вовсе оказаться в убытке.

Как бы то ни было, шансов на то, что свои коммерческие объекты они все-таки достроят, гораздо больше, чем у средних и мелких компаний, работающих в основном на подрядах по строительству и отделке объектов, которые возводятся за счет бюджетных средств. С ними разговор, как правило, короткий: заключил договор – будь добр, выполняй свои обязательства, укладывайся в смету как хочешь.

– Многие строительные компании обращаются к нам, буквально взывая о помощи, – комментирует ситуацию председатель комитета строительства и ЖКХ региональной палаты «Атамекен», генеральный директор ТОО «Эристайл Казахстан» Ойрат Мамиров. – Они уже сейчас четко понимают, что не смогут выполнить свои договорные обязательства в связи с резким увеличением стоимости металлоконструкций, арматуры и других строительных материалов. Ответа на вопрос, как быть дальше, ждут те, кто занимается не только строительством жилья, но и мостов, автомобильных дорог, транспортных развязок.

Учредитель ТОО «Корпорация «Береке-А» Рашкуль Оспаналиева акцентирует внимание на проблемных вопросах, связанных со строительством автодорог и мостов. Дорожные строители отмечают в последнее время резкий скачок цен на нефтяной битум. Сначала этот материал попал в разряд дефицита, который и стал причиной подорожания цен на 20–30%.

Предприниматели обращают внимание еще на один нюанс: проектно-сметная документация, прошедшая госэкспертизу, действует в течение трех лет. Сроки же, указанные в ПСД, и фактическое начало строительства зачастую различаются на полтора-два года. За это время себестоимость строительства, естественно, вырастает, но при финансировании в рамках договора госзакупок фактическое удорожание цен на стройматериалы в ПСД никак не учитывается.

– Заказчики отказываются вносить соответствующие корректировки в ПСД, – утверж­дает Ойрат Мамиров. – Даже если кому-то особо настырному удается добиться пересмотра ПСД и внести корректировки, то проведение государственной экспертизы занимает потом месяцы. В течение этого времени цены на стройматериалы снова успевают подрасти. Получается какой-то замкнутый круг. В результате подорожание влияет на реализацию ряда государственных программ, например, таких как «Нұрлы жер» и «Нұрлы жол», ведет к снижению интереса строительных компаний в государственных закупках.

Между тем в текущем году в Шымкенте запланирован беспрецедентный по своему масштабу объем строительства. В городе намерены возвести 179 объектов, общая сметная стоимость только стройматериалов в которых составляет 102,8 млрд тенге. Строятся автомобильные дороги, транс­портная развязка на пересечении улицы Турара Рыс­кулова – проспекта Кунаева, крупные объекты инженерной инфраструктуры, жилые дома.

Городская власть взяла на себя обязательство довести жилищное строительство до одного миллиона квадратных метров. Удастся ли при таком росте цен на стройматериалы осуществить эти планы качественно и в заявленные сроки?

Бизнесмены пытаются найти хоть какое-то объяснение скачку цен и… не находят. Ну, казалось бы, с чего расти ценам на отечественные материалы – арматуру, металл, цемент, не говоря уж о песке и гравии, которые добывают рядом с Шымкентом, а то и вовсе в городской черте?!

Все это наталкивает предпринимателей на мысль о возможном сговоре продавцов, решивших воспользоваться возросшей активностью на региональном строительном рынке. Они даже обратились к руководству города с просьбой подключиться к решению накопившихся вопросов.

– Сейчас в республике действует мораторий на проверку малого и среднего бизнеса, мы не можем их проверить, – последовал ответ заместителя акима Шымкента Маулена Айманбетова. – Да, проблема, безусловно, есть. Решать ее должен уполномоченный орган в масштабах республики, иначе это повлечет задержку сроков строительства, а то и остановку процесса.

Застройщики Шымкента на­деются, что вопрос будет решен на государственном уровне. Как один из возможных вариантов – это может быть пересмотр и индексация цен по контрактам. В любом случае застройщики надеются на поддержку, иначе город наводнят долгострои. Убытки же от них будут несравнимо больше, чем выделение дополнительных средств на поддержку строительной отрасли.

– Это чрезвычайная ситуация, ее никто не предусмотрел, и однозначно нужна помощь со стороны государства, – считает председатель Союза строителей Казахстана Талгат Ергалиев. – Надо индексировать строительные материалы и строительные услуги. На процент удорожания материала необходимо дофинансировать каждую смету, каждый объект. Это принято делать во многих странах. Иначе мы потеряем строительную отрасль. Кадры, которые с таким трудом растили, разбегутся, и потом их не соберешь. Кто-то уедет, кто-то поменяет профессию или перейдет в другую отрасль. И все. А в регионах и без того некому работать на стройках. И реализация выполнения госпрограммы по жилью окажется под большим вопросом.

При этом в Союзе строителей считают, что это разовая помощь, но решать проблему надо системно, меняя сам подход при проведении госзакупок.

– Во всем мире, когда госзакупки проводятся, есть стоимость материалов на момент проведения конкурса, и у заказчика цена должна быть актуальна на данный момент, проиндексирована, – объясняет Талгат Ергалиев. – Затем поставщик получает проект и, изучив его, инициирует свою цену. И не всегда выигрывает тот, кто дает меньше, или тот, кто дает больше. Выигрывает тот, кто надежнее, кто сделает работу быстро и качественно. Все цены должны автоматически индексироваться. Строительные компании, производители строительных материалов должны быть рентабельны. А если они не получают прибыль, они нерентабельны, и поэтому повышают цены. Мы знаем ситуацию, знаем, как решить проблему, но с нами никто не контактирует, нам просто диктуют свои условия.

Критическая ситуация сложилась не только в Шымкенте. Она присуща всему Казахстану. В Союзе строителей утверждают, что есть регионы, где все эти проблемы намного масштабнее и кое-где еще хуже. К примеру, в Атырау и Мангистау вообще тонна арматуры 500 тыс. тенге стоит. К тому же на Мангышлаке, кроме ракушечника, ничего не производят, все завозят. Так что к высоким ценам добавляются еще и достаточно высокие транспортные расходы, окончательно загоняющие строителей в тупик.

Популярное

Все
Будущее – за цифровыми активами
Турнир Большого шлема в Астане
Известному политическому деятелю, журналисту, политологу Куанышу Султанову исполнилось 80 лет
Управление популяцией сайги следует начать с обводнения естественных ареалов ее обитания
Участники марафона-байги «Ұлы дала жорығы» преодолели половину пути
На страже здоровья – искусственный интеллект
Он был настоящим...
Национальные виды спорта: традиции и современность
Творческая академия зажигает звездочек
На Уральской ТЭЦ запущена новая турбина
Угнал велосипед и  поплатился
Быть или не быть в элите?
Туриндустрия: нужен научный подход
Вечно живые
Попуски завершены – пойма затоплена
Стартовала Неделя репродуктивного здоровья
Указ Президента Республики Казахстан О награждении
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о реализации проекта ветровой электростанции
Погодные условия пока благоприятны
Чтобы земля работала
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Профессионал, с которым повезло работать
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
Человек-легенда
В Минобороны обратились к казахстанцам
В Алматы торжественно открыли музей военной техники
Птица счастья: клип башкирской группы Ay Yola оценили в Казнете
Ветераны Мангистау примут участие в военном параде в Астане
Страховая медицина: вопросы без ответов
Стартовал первый в республике лесоклиматический проект
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Как убивали Шерзата Болата
Астана становится центром ивент-туризма
Нет дружбы крепче фронтовой
Говорят правнуки солдат Победы
Граждан Китая вызволили из солончаковой западни в Костанайской области
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта, а также исключения излишней законодательной регламентации

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]