– Часто в обществе обсуждают тему здоровья подрастающего поколения, молодежи, а про пожилых людей говорится не так много. Куралай Ануаровна, насколько в нашей стране уделяется внимание этой категории лиц, их здоровью? – Прежде всего хочется отметить, что основные положения государственной политики в отношении пожилых людей закреплены в Конституции, кодексах «О здоровье народа и системе здравоохранения», «О браке (супружестве) и семье», Трудовом кодексе, а также в законах «О пенсионном обеспечении в РК», «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в РК», «О специальном государственном пособии в РК», «О социальной защите инвалидов в РК», «О специальных социальных услугах», «О занятости населения», «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», «Об общественных объединениях» и др.
Анализ национального законодательства позволяет сделать вывод, что нормативно-правовые акты, регулирующие обеспечение прав граждан, не содержат дискриминационных норм, затрагивающих права пожилых людей. При этом особенность отечественного законодательства состоит в том, что фактически в Казахстане не актуализируется возрастная дифференциация населения, за исключением детей и молодежи. Население делится по иным признакам: заслуги перед Отечеством, занятость, трудоспособность, финансовое положение и т. д. Таким образом, пожилые люди могут одновременно относиться к пенсионерам, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны. Соответственно, база законодательства сформирована по данным критериям. При этом перечень нормативных правовых актов, разработанных и направленных на реализацию прав и свобод перечисленных категорий граждан, достаточно широк.
В связи с этим вопрос защиты прав и улучшения качества жизни пожилых людей носит комплексный характер, затрагивающий многие сферы общественной жизни. Решение данного вопроса осуществляется поэтапно, с учетом социально-экономической ситуации в стране и реальных возможностей государственного бюджета.
– Численность населения страны растет, а вместе с тем и численность пожилых людей. Насколько увеличилась продолжительность жизни населения за годы независимости Казахстана и имеются ли прогнозы по народонаселению на будущее? – Безусловно, за годы независимости отмечается увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения. Если в 1991 году средняя продолжительность жизни составляла 67,6 года, то, по данным 2015 года, она составляет уже 72 года.
Что касается прогнозов по народонаселению, то частным учреждением «Центр исследований прикладной экономики» при поддержке ПРООН Казахстан было проведено социальное исследование, посвященное анализу динамики и структуры трудовых ресурсов. По его итогам, с учетом естественного прироста и миграции населения, прогнозная численность населения в 2020 году должна составить 18,5 миллиона, в 2030 году – 20,3 миллиона, в 2035 году – 20,8 миллиона, в 2045 году – 22,6 миллиона человек.
С 2016 по 2028 год ожидается постепенное снижение ежегодного темпа прироста населения. Такая тенденция объясняется тем, что в группу населения репродуктивного возраста вступает молодежь, рожденная после 1995 года, в годы низкой рождаемости в стране. С 2029 года будет повышаться уровень рождаемости, так как в репродуктивный возраст будет вступать уже более многочисленное поколение родившихся в 2005–2010 годах.
Доля трудоспособного населения к 2050 году снизится до 55,9%. Это связано с тем, что в начальный трудоспособный возраст (16 лет) будет вступать малочисленное поколение родившихся в конце 1990-х и начале 2000 годов (2003 г.), и выходить из этой возрастной группы будет многочисленное поколение из числа родившихся в 1950–1955 годах – мужчины (63 года) и 1955–1960 годах – женщины (58 лет). При этом численность женщин будет превышать численность мужчин. Так, с 2015 по 2045 год доля женщин будет колебаться с 51,7% до 51,6%.
Численность населения пенсионного возраста составит к 2035 году 3 миллиона, к 2045 году – 3,4 миллиона человек (на 2015 год – 1 974 254 гражданина, что составляет 11,3% от общей численности населения).
– Какие конкретно принимаются меры по созданию условий для активного, продуктивного и успешного старения, недопущения дискриминации в отношении стареющего населения страны? – С учетом значительного увеличения доли населения пенсионного возраста государством принимаются меры, направленные на модернизацию пенсионной системы. Так, в соответствии с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам пенсионного обеспечения» с 1 июля 2018 года предусматривается изменение порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе исключительно при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста (63 для мужчин, 58⁄63 для женщин).
При стаже 10 лет или отсутствии стажа размер базовой пенсии будет равен 50% от величины прожиточного минимума. За каждый год свыше 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2%, и при 35 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.
Кроме того, с 1 января 2016 года проведено реформирование пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур, предусматривающее установление пенсионных выплат из расчета 50% от денежного содержания сотрудникам, имеющим общий трудовой стаж 25 и более лет.
С 1 января 2018 года предусматривается введение новой условно-накопительной компоненты, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5% от доходов работников.
В целом модернизация пенсионной системы повысит доступность и качество пенсионных услуг, а также обеспечит адекватность пенсионных выплат для достойного уровня жизни в пенсионном возрасте.
Наряду с этим, в рамках внедрения системы обязательного социального медицинского страхования, для недопущения дискриминации и охвата всех социально уязвимых слоев населения государством будет бесплатно оказываться медицинская помощь пенсионерам, а также гражданам с социально значимыми заболеваниями, значительная часть которых приходится на старшее поколение (инфаркт миокарда, ревматизм, злокачественные новообразования).
В целях обеспечения активного и продуктивного старения в рамках «Дорожной карты занятости-2020» для лиц, потерявших работу в возрасте от 55 до 64 лет, предусмотрена целевая программа профессионального обучения с последующим трудоустройством.
Сегодня в стране для обеспечения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества лицам, достигшим пенсионного возраста, не способным самостоятельно себя обслуживать и нуждающимся в оказании специальных социальных услуг и не имеющим трудоспособных совершеннолетних детей (супруга), оказываются специальные социальные услуги в условиях стационара, полустационара и в условиях оказания услуг на дому.
В настоящее время в системе социальной защиты населения действуют 49 медико-социальных учреждений для престарелых и инвалидов, 50 отделений дневного пребывания для инвалидов, детей-инвалидов и престарелых, 358 отделений социальной помощи на дому для престарелых и инвалидов. Престарелым лицам с учетом их индивидуальных потребностей предоставляется гарантированный объем специальных социальных услуг. Это позволяет пожилым вести полноценно-продуктивный образ жизни.
Одним из направлений проводимой модернизации системы оказания специальных социальных услуг в стране является развитие альтернативных услуг в неправительственном секторе. Так, в 2015 году число инвалидов и престарелых, охваченных услугами НПО, составило более 5 тысяч, из них за счет средств республиканского бюджета в рамках государственного социального заказа – более 3 тысяч человек. Неправительственным сектором осуществляется оказание специальных социальных услуг в условиях ухода на дому и в условиях отделений дневного пребывания.
Кроме того, предусматривается развитие сети домов малой вместимости. Их эффективность обосновывается тем, что дома-интернаты большей мощности приводят к скученности лиц в процессе проживания, снижают уровень качества оказываемых услуг и социальной адаптации в социуме, приводят к утрате родственных семейных связей.
Согласно Стратегическому плану развития РК до 2020 года, утвержденному Указом Главы государства, к 2020 году ожидаемая продолжительность жизни в стране увеличится до 73 лет, что является фактором, стимулирующим развитие геронтологической науки (старение живых организмов, в том числе человека) и гериатрической практики (область геронтологии, изучающая болезни и методы их лечения у людей пожилого и старческого возраста), которая привлекла к исследованиям в этой области многочисленную армию ученых различных специальностей: социологов, экономистов, психологов, медиков и других.
На сегодня в республике организованы геронтологические отделения и введены должности специализированных врачей-геронтологов, а там, где нет геронтологов, основная роль отводится терапевтам, ответственным за оказание медицинской помощи пожилым и подготовленным в вопросах геронтологии и гериатрии. Лекарственное обеспечение больных, в том числе лиц пожилого возраста, на амбулаторном уровне осуществляется бесплатно, а с 2012 года в целях поддержки социально уязвимых слоев населения (пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные) лекарственные средства, ранее отпускаемые с 50% скидкой, отпускаются бесплатно.
С целью усиления профилактической деятельности организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в республике функционируют 4 582 школы здоровья (школа диабета, артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца, астмы, клубы пожилых), которые позволяют обучить пациентов навыкам укрепления здоровья. Почти во всех регионах республики (кроме Жамбылской, Мангистауской) открыты школы пожилых людей.
На 1 января 2015 года по республике в медицинских амбулаторно-поликлинических организациях функционируют 175 клубов пожилых людей. Для обеспечения доступности медицинской помощи лицам пожилого возраста с 2011 года во всех поликлиниках начали работать социальные работники и психологи. Положительное влияние внедрения института социальных работников отчетливо прослеживается по увеличению количества пролеченных лиц старше 60 лет в стационарах на дому. Для постоянного патронажа лиц пожилого возраста с хроническими формами заболеваний, выполнения назначений, сестринского ухода предусмотрены дополнительные штаты медицинских сестер.
– Что нам говорит международный опыт по вопросу старения населения? – Прежде всего хочу отметить, что в период с 24 по 28 апреля текущего года я вместе с заместителем председателя Мажилиса Парламента РК Гульмирой Исимбаевой приняла участие в Глобальной конференции парламентариев по народонаселению и развитию «Реализуя возможности для каждого на здоровую жизнь и процветание» в Токио (Япония). На сессии конференции было отмечено, что если на данный момент только в 77 странах преобладает население в возрасте старше 60 лет, то к 2050 году уже в 144 странах будет преобладать группа людей 60 лет и старше, и в число этих стран, по прогнозам международных экспертов, будет входить Казахстан.
В той же самой Стране восходящего солнца в целях содействия улучшению уровня жизни народа, в том числе путем увеличения рождаемости, функционирует Институт народонаселения и социального обеспечения при Министерстве здравоохранения, труда и социальной защиты населения Японии. Миссия данного учреждения заключается в изучении социальной безопасности и проблем народонаселения, в том числе низкой рождаемости и старения общества.
Сейчас количество японцев старше 65 лет составляет 27%, то есть каждый четвертый японец старше 65 лет. Поэтому люди до 60 лет считаются молодыми. В Японии идут диспуты о том, каких людей считать пожилыми. Система социального обеспечения Японии состоит из 5 составляющих: здравоохранения, пенсионного страхования, страхования по безработице, страхования по долгосрочному уходу за людьми в возрасте от 40 лет и старше, компенсации ущерба от получения производственных травм.
Кроме того, стандартным подходом к явлению старения становится подход active ageing («активное старение»), разработанный Всемирной организацией здравоохранения в 2002 году и определяемый как «оптимизация возможностей для сохранения здоровья, обеспечения социальной защищенности и участия в жизни общества в целях улучшения качества жизни в пожилом возрасте». Этот подход предполагает, что человек сохраняет право выбора на ведение активного образа жизни в любом возрасте, в то время как задачей общества и государства становится обеспечение для него таких возможностей и соответствующей среды.
В связи с этим необходимо обратить внимание на стареющее население, назревает необходимость принять меры по созданию условий для активного, продуктивного и успешного старения, в том числе с учетом позитивного международного опыта обеспечить своевременное медицинское обследование и безопасность проживания стареющего населения в городах и селах, учесть их потребности, в том числе по занятию спортом, другими увлечениями при застройке городов. В то же время в зарубежных странах используется накопленный жизненный опыт старших поколений, что, как правило, позитивно влияет на различные стороны жизни общества, в том числе и на развитие экономики.
В целом, как показывает международный опыт, недопущение дискриминации в отношении стареющего населения является залогом успешной интеграции старших поколений в жизнь общества.