Какие риски существуют для нефтепровода КТК с учетом изменившейся геополитики в мире

6516
Александр Вербинин

Обострение военных действий в районе черноморского терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске стало тревожным сигналом для всех сторон, вовлеченных в деятельность КТК, включая Казахстан как главный источник сырья, западных компаний-акционеров и производителей нефти, а также потребителей «черного золота».

фото из архива "КП"

Четвертого августа украинские безэкипажные катера атаковали военно-морскую базу в Новороссийске. КТК в тот же день заявил о временном запрете на движение судов в порту, в том числе танкеров, загружающихся нефтью из трубопровода для дальнейшего экспорта на мировые рынки.

И несмотря на то что атака морских украинских беспилотников не нанесла урона инфраструктуре КТК, приближение военных действий к морскому терминалу консорциума в очередной раз актуализировало вопрос экономической безопас­ности Казахстана, 80% экспорта нефти которого завязано на один-единственный маршрут.

Так совпало, что в день обострения военной обстановки в районе Новороссийска генеральный директор КТК Николай Горбань находился в Астане. В ходе встречи с Премьер-министром Алиханом Смаиловым он заверил, что перевалка нефти на морском терминале КТК происходит бесперебойно, а отгрузка нефти на танкеры осуществляется в штатном режиме. Тогда же стороны обсудили завершение реализации программы устранения узких мест, ориентированной на повышение пропускной способности нефтепровода Тенгиз – Новороссийск до 82 млн тонн углеводородного сырья в год. Николай Горбань проинформировал Алихана Смаилова о том, что КТК уже достиг механической готовности к перекачке повышенных объемов нефти из Казахстана. Однако реальный прогноз прокачки на текущий год более пессимистичный – порядка 61–62 млн тонн.

Как сообщил на днях журналис­там министр энергетики Казах­стана Алмасадам Саткалиев, вопрос безопас­ности работы КТК по инициативе Астаны будет обсуждаться на политическом уровне.

– Что касается обеспечения безопас­ности работы порта, безус­ловно, Казахстан выступит с инициативой на политическом уровне по обеспечению стабильной работы данного порта, исходя из того, что выгодоприобретателями от работы нефтяного терминала являются крупные мировые потребители, в том числе из Европейского союза,­– сказал он в кулуарах Правительства во вторник.

Министр энергетики надеется, что вопрос безопасной работы морского терминала КТК удастся решить с учетом важности трубопровода для мировой экономики и ведущих глобальных нефтяных компаний.

– Исходя из важности данного трубопровода в целом для экономики в глобальном масштабе, исходя из того, что в стабильной работе КТК заинтересованы крупные производители нефти – так называемые мейджоры, глобальные компании, мы думаем, что данная ситуация будет оставаться стабильной, и таких случаев будет, наверное, минимальное количество, – сказал он.

По мнению политолога Газиза Абишева, сама по себе казахстанская инициатива не может оказать большого влияния на планы украинских военных, между тем определенной гарантией безопас­ности КТК могут послужить сконцентрированные в этом проекте интересы Запада.

– Не нужно забывать, что ExxonMobil и Chevron пока еще входят в топ-10 американских корпораций, и обе участвуют в добыче нефти на казахстанском Каспии. Удар по КТК – это в том числе удар по ним, тем более что добытую в Казахстане нефть активно потреб­ляют в Европе. Таким образом, о безопас­ности КТК пока можно сильно не переживать, – отметил он.

В свою очередь экс-советник министра энергетики, ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов обратил внимание, что загрузка танкера емкостью 100 тыс. тонн нефти происходит порядка 15–18 часов, в течение которых он представляет собой очень легкую мишень для любого оружия.

– Танкеры, порт и морской терминал КТК, наверное, находятся за скобками этого конфликта, но при этом всегда есть случаи, когда ракеты, беспилотные аппараты – летательные или надводные – могут быть сбиты или могут сбиться с курса и в той или иной степени повредить. ВСУ могут подчеркнуть, что это не было прямой целью, но в любом случае урон будет нанесен, и будет потеряно самое главное – время, которое необходимо на ремонт, отгрузку неф­ти и так далее. И вот здесь, конечно, ситуация не очень комфортная для Казахстана, – отметил он.

Эксперт напомнил, что КТК является самым главным и стратегически важным экспортным маршрутом для Казахстана, который продолжает расширяться с расчетом на будущее увеличение добычи на Тенгизе, Кашагане и других месторождениях. И в связи с этим происходящее в Черном море «нер­вирует» нефтяников, энергетиков и официальные власти, так как в случае неблагоприятного развития событий грозит не только прямыми потерями, но и ухудшением инвес­тиционной привлекательности республики.

– Казахстан сейчас, на мой взгляд, должен обратиться по всем дипломатическим каналам – официальным и неофициальным – к Украине, ВСУ и сказать, что КТК – это не только российский или казахстанский, а международный проект, где есть зарубежные инвесторы. Нефть, которая идет по КТК и поступает в Европу и на другие мировые рынки, также принадлежит западным неф­тяным компаниям. Здесь нужно проявить ту самую дипломатию, о которой мы всегда говорим. Казахстан должен подчеркнуть: мы не являемся какой-то стороной этого конфликта, поэтому, пожалуйста, нас сюда не ввязывайте, – заключил он.

Популярное

Все
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
Казахстан и Монголия нацелены на укрепление взаимодействия
«Тұмар» называет победителей
Вода придет на поля
Елена Брусиловская: Мы работаем для людей
Родители – главная ролевая модель для ребенка
Награда за профессионализм
Бейбит Жукаев впервые сыграет в основной сетке турнира серии "Большого шлема"
Пример служения Отечеству
В спектакле «Чтобы помнили» участвовали молодые артисты из разных стран
Обеспечить контрольную функцию на территории
Незаконно ловили судака
Правовое равенство и справедливость
Информационное крыло Ассамблеи народа Казахстана
Они – источник вдохновения!
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность
Из Рабочего поселка – в Париж
Газета как традиция
Высадить легко, да вырастить непросто
Законодательная поддержка реформ
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Дожди с градом обрушатся на Казахстан
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Ураган не щадил никого
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Двум казахстанцам вернули зрение путем трансплантации роговицы
Трамп: Ключевые ядерные объекты Ирана полностью уничтожены
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
Бублик одержал победу на турнире ATP 500 в Германии
Polpharma Group расширяет инвестиции в Казахстан
Когда региональная сила становится мировым аргументом
Госслужащие пробежали антикоррупционный марафон в Семее
Видеть в повседневном вечное
МИД Казахстана сделал заявление по ситуации на Ближнем Востоке
«Пасынки степи»: атырауский писатель рассказал о своей книге столичным читателям
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства

Читайте также

В этом году из Атырауской области экспортировано около 2 80…
Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении респуб…
Премьер рассказал о планах по снижению дефицита бюджета
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимально…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]