![](/media/uploads/publication2/159/39/159390-image.jpg)
Но уже на параде открытия первого финала чемпионата мира по ледовому спидвею 2019 года в Алматы мы их и увидели – облаченных в доспехи бесстрашных спортсменов, готовых ради победы поставить на кон многое.
Жестких, леденящих кровь падений, травм спортсменов и поломок мотоциклов в этот день было предостаточно. Уже первый свой заезд не смог закончить один из фаворитов стартовавшего сезона Франц Цорн. Его на льду мы больше не увидели, Франц взял «самоотвод».
По окончании состязаний журналисты задали организаторам вопрос: что с Цорном? И ответ последовал удивительный: к казахстанским врачам австрийский спортсмен так и не обратился, в больницу ехать оказался… У них, у «гладиаторов», не принято выставлять свою боль на показ, а травмы подразделяются на ссадины и царапины.
Перед началом чемпионата мира прочитал на одном из зарубежных сайтов, что алматинский этап пройдет в «новом крытом ледовом дворце, расположенном в центре города», и порадовался буйной фантазии авторов анонса. У нас ни в центре Алматы, ни на освоенных спортивными сооружениями окраинах нет таких ледовых супердворцов, как в Астане.
Это в прошлом году один из этапов чемпионата мира по ледовому спидвею прошел на льду столичного ледового катка «Алау», а у нас неизменным местом встречи мастеров высоких скоростей остается высокогорный каток «Медеу». А спидвей под крышей и спидвей на открытом стадионе – почти что разные виды спорта.
На встрече журналистов с победителями и призерами после награждения кто-то из коллег спросил приглашенных в пресс-центр «спикеров», где им больше понравилось – в Астане или Алматы? А те, не сразу сообразив, что это был наивный вопрос от начинающего обозревателя, принялись объяснять, что понятие «понравилось» здесь вряд ли уместно и не служит каким-либо объективным критерием.
Взять, к примеру, дорогу в Астану или Алматы. В разгар зимнего сезона, включающего 7 этапов личного чемпионата мира (2 квалификационных и 5 финальных), командные чемпионаты мира и Европы, сильнейшим гонщиками мира приходится колесить по дорогам разных стран, перевозя туда-сюда на трейлерах всю свою технику.
Признаться, давно работая на алматинских соревнованиях по ледовому спидвею, я и сам думал, что мотоциклы «передвигаются», к примеру, по железной дороге, а сами гонщики – на самолетах. Ничего подобного: и те, и другие спешат на соревнованиях в приспособленном для длительного передвижения автомобильном транспорте. И куда российским, да и западноевропейским гостям ехать ближе – в Астану или Алматы? Понятно, что в этом плане им больше симпатизирует столица Казахстана.
Как нам рассказал победитель алматинского этапа Даниил Иванов, по ходу соревнований гонщики постоянно интересовались: нет ли буранов, метелей, запретов на передвижение автотранспорта в Центральном Казахстане, ведь им сразу после Алматы нужно ехать на второй этап чемпионата мира в город Шадринск Курганской области. Как раз через «проблемные» зимой территории нашей страны.
Для крытых катков и открытых стадионов по-разному готовятся мотоциклы, лед, топливо… А тем более для условий высокогорья. Это два разных спидвея. И потому президент Федерации автомотоспорта Казахстана Марат Абыкаев, рассказавший нам об отличиях состязаний под крышей и на открытых всем ветрам и солнцу 400-метровых ледовых дорожках, с улыбкой подытожил: «Спортсменам больше всего нравится выступать на тех аренах, где они в конечном итоге побеждают».
И речь при этом в основном шла о российских гонщиках, которые многие годы не подпускают к пьедесталу почета «посторонних». Да, в ледовом спидвее идет некоторое обновление, появляются молодые перспективные гонщики. Присутствовавший на пресс-конференции второй человек в Международной мотоциклетной федерации (FIM), ее спортивный директор Жан-Поль Гамбо даже указал на сидящих рядом Мартина Хаарахилтунена из Швеции, россиянина Динара Валеева и казахстанца Сергея Серова, но сколько еще пройдет лет, когда эти подающие надежды гонщики наберутся мастерства и опыта, чтобы «свергнуть» с пьедестала почета сегодняшних асов, не знает никто. И случится ли такое в обозримом будущем – тоже не факт.
Вот и в Алматы россияне – многократные чемпионы мира в личном и командном зачетах – почти в полном составе обосновались на верхних строчках итогового протокола. В первый день тройка призеров выглядела так: Динар Валеев, Даниил Иванов и Дмитрий Хомицевич, во второй – Даниил Иванов, Дмитрий Колтаков и Дмитрий Хомицевич.
По сумме двух дней впереди с большим отрывом от остальных идут сразу четверо мотоциклистов из Российской Федерации. В Шардинске, на родине трехкратного чемпиона мира в личном зачете Дмитрия Колтакова, они вряд ли хоть на одно место подвинутся. Разве что Франц Цорн залечит болячки да Мартин Хаарахилтунен вновь оправдает надежды шведских специалистов: других реальных соперников для россиян эксперты ледового спидвея сейчас просто не видят.
Что касается результатов казахстанцев, то прогресс в их выступлениях виден разве что на примере молодого гонщика из Риддера – дебютанта чемпионата мира Сергея Серова. За такими спортсменами будущее нашего ледового спидвея, но одному ему в подобных разборках явно не потянуть...