Желание дарить радость

3776
Елена Левкович

Эмоции через край, удивительная скромность, безграничный талант – это все об Иване Фомиче Свитиче.

Про этого замечательного казахстанского художника непросто найти информацию в Интернете. «Ивану Фомичу это было не нужно ни тогда, ни сейчас. Он живет творчеством, а публичность его никогда не интересовала», – говорят о нем коллеги и искусствоведы.

Действительно, как-то так сложилось еще с советских времен, что блестящий представитель классической художественной школы всегда предпочитал общаться с окружающим миром, почитателями его таланта исключительно посредством своих работ. Подтверждаю: все полотна скромного мастера очень «разговорчивы», эмоциональны. Но это не сразу бросается в глаза. Надо немного подождать, постояв у картины, и тогда вы «услышите» и голос леса, и шум осенней листвы за окном, а герои портретов «расскажут» вам все без утайки.

О таком молчаливом и в то же время таком красноречивом Иване Фомиче говорили в эти дни в столичной галерее искусств «Has Sanat». Выставка, приуроченная к 85-летию живописца, собрала немало почитателей его творчества.

Для казахстанской культуры Иван Свитич – настоящее художественное явление: он тот художник, который знал, как надо писать, как оставаться интересным своему зрителю. Он всю жизнь следовал завету своих первых наставников: «Сначала вы должны обучиться классической живописи, а потом уже самовыражаться». А еще сделал своим кредо слова Лео­нардо да Винчи: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

Экспозиция вместила в себя 48 произведений разных жанров, одинаково поэтично показывающих и красоту природы, и силу любви, и жизнь людей. На самом деле это лишь малая часть работ Ивана Фомича. По воспоминаниям старожилов (и ценителей искусства) столицы, бывавших в мастерской художника, творил он очень продуктивно. А работ было так много, что их не удавалось рассмотреть, порой они, закрывая друг друга, стояли вдоль стен, размещались на стеллажах. Многие произведения Ивана Свитича хранились в столичном Музее современного искусства, в фонде Союза художников Казахстана, Дирекции художественных выставок Госкомитета по культуре КазССР.

В 2006 году художник передал в дар Музею современного искусства города Астаны около 90 произведений, созданных им c 1972 по 2004 год и отразивших в определенной степени период преобразования областного центра – Целинограда в столицу Казахстана. Тогда же в музее прошла его масштабная персональная выставка.

Говоря об Иване Свитиче, важно упомянуть, как именно начался его путь художника.

– Будучи знакомой с ним столько лет лично, до сих пор не знаю, как их семья оказалась в Джамбуле, где и родился художник в мае 1938 года. Отец его был иконописцем, впоследствии – фотохудожником. Эти способности передались обоим его сыновьям – Леониду, старшему, и Ивану. Учитель рисования, увидев их работы, убедил родителей, что оба достойны обу­чаться в хорошей художественной школе.

И вот представьте: два послевоен­ных мальчика из простой семьи попали в Московскую художественную школу – в престижнейшее учебное заведение такого плана. Иван, окончив ее, не пошел учиться дальше, а брат продолжил обучение в Суриковском училище. «Тут тоже своя загадка: почему же братья разминулись?» – рассказывает искусствовед Нелли Шиврина.

Иван решил вернуться на родину, сначала – в Кокчетав, но пробыл там недолго. В Целиноград он приехал весной 1961 года. Это было золотое время для города, ставшего цент­ром Целинного края. В области активно работали газеты, в двух из которых – «Целинный край» и «Молодой целинник» – молодой человек сразу начал трудиться. Для печатных изданий это стало настоящей находкой: каждая работа, любое оформление были пропитаны лиризмом, романтизмом и выполнены талантливо. Там же, в редакции «Молодого целинника», трудилась и супруга Ивана, Раиса, ставшая его опорой и музой на всю жизнь.

Процветающий северный край, романтика целины привлекли сюда немало выдающихся, одаренных людей: в городе постепенно сложилась своя, как сейчас сказали бы, творческая тусовка, где художники делились идеями, советовались и, что самое важное, учились друг у друга. Среди них был и Иван Свитич. В 1968 году живописцы и монументалисты получили свои мастерские в открывшемся Доме художников. Выставки, проходившие здесь, становились для журналистов, ценителей живописи, да и для всех горожан настоящим праздником. Их старались не пропускать, а работы Ивана Свитича непременно отмечали особо.

– Свитич – это великолепные порт­реты, – воодушевленно говорит Нелли Викторовна Шиврина. – Но это и невероятные натюрморты, и потрясающие пейзажи – леса, сирень, рябина, яблоки… Он увлекался японской живописью, его интересовали казахские орнаменты, было в его творчестве и религиозное направление. Душа художника была настроена на дарение радости через свои картины. Его творчество высоконравственно, лирично. Побывав в его мастерской, ты уходил оттуда абсолютно счастливым человеком!

– Безусловно, он поднимал и социальные проблемы, ему, конечно, был близок реализм. Но подчеркну снова: его цель была ясна и понятна – радовать своим творчеством, самому при этом испытывая радость. Мне кажется, его картины никогда не таили в себе никакого скрытого смысла, но, возможно, в будущем исследователи его творчества и найдут какие-то скрытые знаки, – отмечает искусствовед.

На вернисаже зрители спрашивали, как художник относился к советской власти. Ответ коллег и искусствоведов однозначен: никогда не хвалил и не критиковал, будучи, очевидно, благодарным за возможность, данную ему, прос­тому мальчишке, отучиться в Москве…

В экспозиции обращают на себя внимание две картины, достаточно, как может показаться, откровенные для «советских времен» – «Купальщица» и «Двое». Допустимо ли было подобное в тот период?

– Иван Фомич никогда не был пуританином – это раз. А два – посмотрите, например, на картину «Двое». Закатный час, счастливая женщина в объятиях любимого мужчины, у нее все написано на лице, картина именно об этом – о счастье, о любви. И яркие всполохи в левой части полотна – это символическое изображение тех самых эмоций, цветущих у женщины в душе, – разъясняет Нелли Викторовна.

Любил Иван Фомич и линогравюру. На специальном линолеуме вырезался сюжет, глубокие прорези прокрашивались черной краской, и на станке под огромным давлением делался оттиск. Очень кропотливая, трудоемкая работа – и интересный, запоминающийся результат.

Знающие его люди отмечают, что Иван Свитич никогда не делился тем, как он работает, как пишет, легко ли ему даются сюжеты. Но всегда с удовольствием рассказывал об эмоциях, об ощущениях, которые возникают во время написания картины. Говорят, что он и сейчас живет чувствами. И продолжает писать – руки не могут забыть многолетнюю любовь к творчеству...

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Танцевальный марафон на Сабантуй
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Вводится новое общежитие
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Разработан законопроект
Предстоит серьезное разбирательство
Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Ярмарка вакансий
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы перера…
Предстоит серьезное разбирательство
Танцевальный марафон на Сабантуй

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]