Об этой удивительной школе, где на разных языках говорят о дружбе народов, председатель регионального польского этнокультурного объединения «Полония» Виталий Свинцицкий сказал так: сначала с детьми занимались наши бабушки, помнящие язык и народные песни предков. Затем истоки Школы национального возрождения начали пробиваться в воскресных школах, которые в начале 1990-х создавали диаспоры. Президент страны инициировал создание школ возрождения в регионах под опекой Ассамблеи народа Казахстана. Они стали настоящими школами дружбы для детей всех национальностей.
В Павлодаре первой в республике такая школа появилась в 1997 году. Она сразу завоевала популярность среди проживающих в регионе людей различных национальностей. Они увидели в этом не только то, что в Казахстане их признают наравне с титульной нацией, но и возможность узнать свои язык, историю и культуру. Поэтому, хотя школе отдали пустовавшее на тот момент здание детского сада, в него удалось вместить лишь 500 учеников. А еще, что примечательно, в те годы в школу на занятия ходили и взрослые, выросшие в Казахстане, но тоже желавшие знать свои этнические корни.
Сегодня школа носит имя Каната Даржумана, человека, много сделавшего для создания и укрепления Ассамблеи народа Казахстана области и ее межнационального учебного заведения, и размещается на двух этажах Дома дружбы в областном центре. В ней действуют 14 национальных классов, казахский и русский культурологические центры. Здесь созданы условия для изучения родного языка, истории, культуры, обычаев и традиций народов, населяющих область. С более чем 500 ребятами занимаются 30 учителей и руководителей творческих студий. И хотя дети учатся в разных национальных классах, но постоянно общаются, совместно занимаются хореографией и музыкой, вместе устраивают концерты и учат казахский язык, познают культуру республики. Здесь они проходят школу толерантности, уважения к традициям народов многонациональной родины – Казахстана.
Каждое национальное отделение имеет свой класс, оснащенный учебно-методическими, техническими средствами обучения. В четырех национальных отделениях (немецком, азербайджанском, татаро-башкирском, еврейском) оборудованы интерактивные доски. Каждое отделение имеет доступ к Интернету, к техническим ресурсам школы.
Обучение детей в школе, по словам педагогов, делится на три этапа с учетом уровневого погружения в языковое и этнокультурное пространство.
Воспитательная работа ведется с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся на принципах преемственности, толерантности и связи с жизнью.
С этой целью в школе проводятся открытые уроки «Певец духовности», «Астана – символ единства и независимости Казахстана», «Развитие коммуникативных навыков по родному языку учащихся немецкого отделения через театрализацию», «Ораза айт», «Пурим», «Чхусок» и другие. К этому следует добавить то, что проведение общешкольных уроков, торжественной линейки, посвященной началу учебного года, уроков-концертов, уроков-экскурсий, публичных выступлений в Музее литературы и искусств им. Бухара-жырау и в областной библиотеке им. Торайгырова, организация конкурсов художественного чтения на родном и государственном языках, школьная конференция по защите исследовательских проектов учащихся, участие в международной научно-практической конференции «Сатпаевские чтения» и другие стали показателем развития познавательного уровня учащихся в изучении культурного наследия.
В школе созданы и успешно работают творческие мастерские: домбровый ансамбль «Достык», ансамбль бандуристов, студия вокального пения, школьный хор «Бiрлiк», танцевальные ансамбли «Арай», «Учтаулар», «Мөлдір», декоративно-прикладного искусства.
Но самое главное – дети разных национальностей школы воспринимают себя в ней как единое целое, как граждан Республики Казахстан. А еще – как дружную компанию, в которой им хорошо и весело.
Сергей ГОРБУНОВ,
[email protected]
фото из архива Дома дружбы
Павлодар