День 12 апреля 1961 года стал знаковым и для народного писателя Казахстана, дипломата, основателя и лидера Международного антиядерного движения «Невада – Семей», президента фонда «Культура» Олжаса Сулейменова. Ведь именно в этот день его потрясающая по эмоциональной наполненности, глубине чувств и мудрости мысли поэма «Земля, поклонись человеку!», рожденная как ответ на первый полет человека в космос, разлетелась в листовках и, словно послание с небес, накрыла ликующую Алма-Ату.
Мы попросили Олжаса Омаровича вспомнить те дни, когда, по его словам, «на дворе стояло время героев».
– 12 апреля стало знаковой для вас датой. Можно сказать, что в этот день вы родились как большой поэт. Не могу назвать другого автора, чьи стихи, как листовки, разбрасывались над городом с самолета. Видимо, потрясение, вызванное первым полетом человека в космос, было сильным, поэтому и реакцией на него стали не менее потрясающие строки.– Уже более пятисот человек побывало в космосе. Спросите человека на улице в Москве, в Вашингтоне или другом большом городе – сколько имен космонавтов он вспомнит? Самый подготовленный назовет с десяток. А первого назовут все. Энергия того апрельского потрясения (55 лет назад!) передается из поколения в поколение уже как фундаментальное знание.
– Как отнесся к вашей поэме Юрий Гагарин? Расскажите о встречах с ним.– Я бывал на нескольких массовых мероприятиях, где меня ему мимолетно представляли. Но отрывки из поэмы «Земля, поклонись человеку!» в моем чтении он услышал в ноябре 1967 года в Москве, на церемонии вручения мне премии Ленинского комсомола СССР, и в июле того же года – на площади станицы Вешенской на Дону, куда Михаил Шолохов пригласил поэтов из разных стран. Не помню, по какому поводу. Но помню, что в этой встрече, продолжавшейся три дня, приняли деятельное участие Юрий Гагарин и Сергей Павлов – руководитель Союзного комсомола. Я читал на площади перед станичниками. И потом на застолье в Гостином доме Гагарин попросил почитать еще.
– Олжас Омарович, как вы считаете, почему сейчас поэзия не востребована обществом, как, например, в 60-е, 70-е, в начале 80-х прошлого столетия, когда поэты выходили на площади и стадионы, собирая тысячи людей?– Тогда стихи заменяли публицистику. Глаголом обжигать сердца людей пока могли поэты, а не журналисты. Возможности партийных газет были ограничены. Они выражали одну общую точку зрения, продиктованную Кремлем. А поэты допускали «отсебятину». Как-то завоевали это право. После распада СССР и роспуска партии газеты переняли это право «отсебятины».
Поэтическая публицистика и наиболее острые произведения прозы, воспитывая новое сознание, расшатывали устои, подготовили Перестройку, закончившуюся развалом Державы. И этот вывод сказался в новых государствах на отношении политической элиты к литературе вообще и самому понятию «свобода слова». С «отсебятиной» борются не только в стихотворной публицистике, но и в газетной.
– Когда для вас поэзия была «звездным часом»? Пишите ли вы сейчас стихи? Если да – о чем, если нет – почему?– Сейчас, оглядываясь на пройденное, я рад, что свои стихотворные книги написал именно в те годы, когда поэзия была по-настоящему востребована. И стихотворная публицистика, и лирика. 60-е и 70-е были настоящим звездным часом для писателей моего поколения, когда весь СССР стал страной великого читателя. Тогда пробуждались и другие великие литературы, кроме традиционно великой русской. И у письменной казахской литературы вырос великий читатель. Наш толстый литературный журнал «Жұлдыз» ежемесячно выходил тиражом в 200 тысяч экземпляров. Мы помним эти времена литературного счастья.
Пишу ли я стихи? Нет. Могу в оправдание привести хрестоматийное – «года к суровой прозе клонят». К мемуарам в частности. В Литературный институт я поступал как прозаик: имел несколько опубликованных материалов в нестихотворных жанрах. Переводил на русский стихи Хамита Ергалиева, Калижана Бекхожина, Абдильды Тажибаева. Кто-то из московских ребят посоветовал: «Не траться, пиши свои стихи». Написал целую тетрадку. Встретил Илью Сельвинского. Он полистал. «Какая-нибудь профессия есть?» – «У меня диплом геолога-нефтяника». – «Вот и занимайтесь этим – ищите нефть. А в поэзии вам делать нечего».
После такого отлупа я всецело посвятил свое время поэтическому ремеслу. В декабре 1962 года оказался в числе 300 деятелей культуры, приглашенных на встречу с Хрущевым после скандальной выставки в Манеже. Встреча проходила в Доме приемов на Ленинских горах – с 10 утра. Можно назвать эту встречу «Завтрак у Хрущева», потому что на столах стояли бутылки сухого вина, печенье и пирожные. Я оказался за одним столом с Ильей Сельвинским. Мы познакомились. Я держался более уверенно, чем при первой встрече: уже член Союза писателей СССР, четыре книги стихов. Мастер вгляделся: «Где мы с вами встречались?» «Наверное, в Литинституте, – сказал я, – вы мне однажды очень помогли». – «Да, я многим молодым помог». Он так и не узнал, как сильно помог мне, приобщив к стиховому делу.
В 1976 году Академия наук СССР разгромила «Аз и Я», и уважаемые ученые вынесли вердикт: «Стихи у вас замечательные, но наука о слове не для вас. Пишите стихи». После этого я перестал увлекаться стихами. Погрузился в мир тюркологии и славистики. Выпустил несколько книг – «Тюрки в доистории», «Язык письма» и другие.
Мне надо было что-то запретить, чтобы я этим занялся по-настоящему.
Но иногда беру в руки томик чьих-то стихов. Недавно перечел Александра Блока. У меня есть несколько его вещей «для индивидуального пользования». И не только Блока.
Я выступал со стихами Константина Симонова на школьных олимпиадах. Однажды в 10-м классе завоевал диплом за исполнение стихотворения «Митинг в Канаде». Помню до сих пор.
Я вышел на трибуну в зал.
Мне зал напоминал войну,
А тишина – ту тишину,
Что обрывает первый залп.
…Я вышел и увидел их,
Их в трех рядах, их в двух шагах,
Их – злобных, сытых, молодых,
В плащах, со жвачками в зубах…
Симонова считаю моим учителем. Его упругий стих подсказал настрой многих моих публичных стихотворений. «Fas – высшее право в римском законодательстве…», «Серые сволочи» и подобных, которыми я участвую в продолжающейся борьбе с фашизмом («вседозволенностью»), идеология которого маскируется до поры во многих партийных, религиозных и правительственных программах разных стран.
– Полет Гагарина на какой-то момент дал возможность людям ощутить себя человечеством. Вы в своей поэме «Земля, поклонись человеку!» утверждаете, что «нет Востока, и Запада нет. Есть большое слово Земля». Почему же сейчас мир опять раскалывается на Восток и Запад? Почему все чаще звучат «пророчества» о Третьей мировой войне? Верите ли вы в возможность позитивного разрешения острых военно-политических конфликтов?– Мы все – представители вида Homo Sapiens – Человек Мыслящий. В разных культурах накопилось множество мифов, эпосов о могучих, храбрых героях. Но самая древняя на земле поэма – «Сказание о Бильгамеше» («О Мудром») сложена в Шумере шесть тысяч лет назад. Через тысячелетие ее перевели на древнесемитский – «Сказание о Гильгамеше» («О Мудром»). Люди всегда мечтали о мудрых, много знающих вождях.
Сколько их было в истории. Никто не взялся подсчитать. Но можно уверенно сказать, что дураков было больше. Почти каждая война – это победа дураков.
Человечество развивалось в борьбе с ними, преодолевая их ошибки, как тяжелые болезни.
Мы пытаемся преодолеть ошибки немудрых лидеров ХХ века.
Некоторые ошибки совершались совсем недавно. Любой грамотный политик сегодня назовет эти глобальные оплошности. Они грозили столкновением Запада с Востоком, а теперь дураки воспалили Юг: «Исламское государство против всех неверных!»
– Может ли сейчас народная дипломатия хоть в какой-то степени повлиять на деятельность политиков, причастных к разжиганию конфликтов?– Может и должна. Но в тех странах, где понятие «народная дипломатия» способно материализоваться. Наше массовое движение «Невада – Семей» совместно с Верховным Советом КазССР и СССР добилось остановки ядерных испытаний в Советском Союзе в октябре 1989 года. Такой результат совместной деятельности народной и парламентской дипломатий повлиял на ход всего антиядерного движения на планете. Этого нельзя отрицать. И если продолжить, развить эту практику в мире, то парламенты и народные движения (а это – избиратели!) помогут человечеству избавиться от ядерного оружия и других опасностей, порождаемых придурками во власти.
Я в течение нескольких десятилетий наблюдал избирательные кампании во многих странах Африки, Азии и Запада. Демократия, увы, не избавляет от вероятности избрания невежды или фашиста. По всем правилам демократии избранный это – лучший из лучших. Но в странах, где население еще не наработало общенационального сознания, а пробавляется племенным, этническим или религиозным, голосуют за «своего». Что из этого получается, мы видим в Ираке, Ливии. Такая же демократия должна была быть в Сирии. Какой на самом деле получится, посмотрим. Посмотрим также, какой будет следующий президент США. А пока наблюдаем избирательную кампанию. Мудрецов на трибунах пока не видно. И особо мудрых предложений по умиротворению не слышно. Өмір – жизнь (каз.). Хорошая казахско-русская билингва рождается – омиротворение. Она выражает суть и смысл любой президентской программы. Для небольшой страны – творить жизнь в своем государстве. Для великой – помогать творить жизнь во всем мире.
Вот, кстати, о задачах народной дипломатии. Есть предложение – создать у нас в Казахстане Центр тюрко-славянского единства, привлечь молодежь. Наши народы веками жили рядом, вместе. А не только воевали, как утверждают историки, ссылаясь на летописи. В летописи монахи заносили сообщения только о самых ярких, заметных событиях. А мир незаметен. Его трудно описать. Города не горят, кровь не льется. Мгновения войн занесены в память хроник, а тысячелетия сотрудничества, торговли, культурного взаимообмена не описаны.
Нам нужно внедрять в сознание новых поколений идеологию взаимозависимого бытия, наиболее жизненную для многонациональных государств. Таких, как Россия, США, Турция и Казахстан. Каждое из них – модель человечества. Идеология абсолютного самобытия – пережиток первобытного сознания – вот что разрушающе действует на новые государства. И не только на новые.
Молодежь постепенно осознает жизненность формулы Пути, прозвучавшей на Конференции писателей стран Азии и Африки в Ташкенте (1979): от веков зависимости, через период независимости, к эпохе осознанной взаимозависимости.
Мы сейчас находимся в начале периода независимости. А может, в середине? Кто определит? Дискуссии в Центре тюрко-славянского единства помогут и в таком определении.
В России готов возникнуть родственный Центр славяно-тюркского единства.
И в Турции такой появится. Я только что из этой страны. Выступал в двух университетах. Встречался с писателями. Они говорили о том, что добрые отношения между странами создаются десятилетиями сотрудничества, а разрушить может один трагический эпизод. И выражали надежду, что народы друг от друга не отвернутся.
– Как вы оцениваете роль религии в современных условиях? Почему именно ислам стал детонатором зарядов, взрывающих Ближний Восток, а теперь громко проявляет себя в центре Европы, где вы более десяти лет проработали в качестве постоянного представителя Казахстана в ЮНЕСКО? Можно ли сказать, что в настоящее время уже идет война цивилизаций?– В конце апреля в Баку под эгидой ООН состоится глобальный форум «Диалог цивилизаций». В дискуссиях, конечно, получат освещение и все упомянутые вами вопросы. Холодная война цивилизаций идет уже давно. ЮНЕСКО проголосовало за наше предложение объявить Десятилетие сближения культур (2013–2022). Генеральная Ассамблея ООН утвердила это решение. И презентация десятилетия состоялась в августе 2013 года в Астане. Открывала церемонию генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова. Главное, чтобы исполнители не превратили десятилетие в Декаду песни и пляски. Чтобы культуры сблизить, надо понять, почему они разошлись. Почему католичество породило протестантизм? Удастся ли Папе Римскому и Кириллу договориться об единых датах католичества и православия? Рим отмечает день рождения Христа 25 декабря, а для России он родится через две недели. Много таких неувязок и в исламе. Несогласованность в таких вопросах рождает войны.
– Наша страна – часть большого мира, поэтому, естественно, все его сложности и кризисы влияют на нас. Какова ситуация внутри страны? Что вас тревожит? Что радует?– В устойчиво развивающемся государстве МИД и МВД – наиболее профессиональные министерства. Хорошая международная политика – зеркальное отражение мирной внутренней. Меня радует ровная, без зигзагов позиция республики в международных вопросах, проявляемая все 25 лет самостоятельности. Она прозвучала недавно в выступлениях Нурсултана Назарбаева по проблеме российско-турецких отношений и по поводу Карабахского узла. Меня сейчас как раз и тревожат эта проблема и этот узел.
А во внутренней политике меня радует упорное, неуступчивое стремление власти сохранить единство многонационального народа Казахстана. Поэтому нам удалось пройти первое двадцатилетие без гражданских войн, сепаратизма, распрей с соседями, чего, увы, не избежали почти все остальные страны СНГ.
Временами читаю в соцсетях и каких-то газетах о том, что надо стремиться к абсолютной этнической независимости. О государстве «без посторонних». Молодежь должна знать об опасной вредности таких концепций.
– В своих книгах, начиная от «Аз и Я», вы рассматриваете проблемы лингвистики под лупой истории. Какова, на ваш взгляд, роль истории в формировании современного мировоззрения? Почему многие национальные историографии пытаются переписать свою историю? Что вы могли бы сказать по этому поводу как президент фонда «Культура»?– Историческая наука в прошедшую четверть века приобрела особое значение для молодых государств. Но оказалось, что нужных знаний не хватает, поэтому появились новые редакции, сокращения и дописки. Ни одна национальная историография не может быть верной, пока не осмыслена хотя бы в общих чертах история вида Homo Sapiens, начиная с его возникновения в Африке 100–150 тысяч лет назад. И пока не прослежены пути распространения его по планете.
Такой проект я предложил ЮНЕСКО в начале нового века. И наш МИД и Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО его поддержали.
В 2008 году в Париже состоялась первая международная научная конференция «Великие переселения в доистории и ранней истории». В 2011-м – вторая конференция в Колумбийском университете (Нью-Йорк) – «Заселение Америки». В 2013-м – третья, в Университете Сеула – «Заселение Юго-Восточной Азии». В 2014-м – четвертая, в Университете Гранады (Испания) – «Заселение Европы». В декабре 2015 года – пятая, в Академическом колледже Иерусалима – «Заселение древней Передней Азии». (В подготовке и проведении этой конференции помогла Евразийская Группа).
Вторая часть пятой конференции готовится в Стамбульском университете – «Заселение Малой Азии». Осенью 2016-го. Фонд «Культура» надеется на поддержку спонсоров.
В итоге когда-нибудь будет издан «Атлас великих переселений» и Свод трудов о развитии первых языков, первых письменностей, первых религий… Тогда у национальных историографий появится прочный фундамент.
– Олжас Омарович, у вас за плечами огромный багаж пережитого. Вы много видели, много знаете… Планируете ли вы перевести это в страницы мемуаров?– Потихоньку начинаю.