Эксперты аграрной отрасли Жетысу выдвигают ряд предложений по сокращению коррупционных рисков в сфере оказания господдержки фермерам.
Недавно, выступая на совещании в Экибастузе, Глава государства Касым-Жомарт Токаев подверг жесткой критике ситуацию с начислением государственных субсидий в сельском хозяйстве. Согласно данным официальной статистики, за последние пять лет на эти цели было выделено свыше 2 трлн тенге.
Как отметил Президент, бюджетные средства «растворяются», единого контроля над их использованием нет. Нет и серьезного экономического эффекта. На рынках доминирует импортная сельхозпродукция соседних стран.
Глава государства поручил Министерству сельского хозяйства в корне пересмотреть работу в сфере субсидирования, сделав правила простыми и понятными для каждого фермера. Необходимо разработать максимально прозрачную процедуру выделения и использования бюджетных средств, интегрировать все процессы в одну информационную систему.
Кроме того, будет создана отдельная группа при Минсельхозе, куда войдут представители заинтересованных ведомств, общественности, а также аграрии. До конца года поручено комплексно пересмотреть нормативную базу по выдаче и целевому использованию субсидий, внести пакет соответствующих предложений...
Представители аграрного сектора Жетысу с одобрением встретили решение Президента страны по наведению порядка в одной из самых коррумпированных сфер.
Так, председатель национальной ассоциации овцеводов Shopan-ata Алмасбек Садырбаев рассказал, что мелкие крестьянские хозяйства и начинающие фермеры вообще не могут получить субсидии, поскольку одно из условий для их начисления – иметь на балансе не менее 300 овец. В итоге вся помощь государства предоставляется крупным хозяйствам.
– Очень сложное документирование, регламентация. Лично для меня распределение сельхозсубсидий выглядит закрытой процедурой, – недоволен эксперт. – Бывало так, что за год пять раз менялись правила субсидирования в животноводстве. На мой взгляд, портал «Qoldau», созданный для этой цели, не нужен казахстанским крестьянам. Почему мы должны платить за его работу? Ведь сейчас, чтобы собрать документы и подать заявку на получение субсидий, фермер должен стать юристом, бухгалтером и IT-специалистом в одном лице и круглые сутки сидеть за компьютером. А кто будет заниматься хозяйством?
По словам агрария, непонятно, по каким критериям идет распределение бюджетных средств по областям, районам, отраслям. К примеру, большая часть денег выделяется на развитие птицеводства, а такие не менее важные сферы, как коневодство, верблюдоводство и кормопроизводство остаются без поддержки государства.
– Коррупция присутствует всегда там, где есть участие чиновников, – убежден Алмасбек Садырбаев. – Мы видим, что здесь много желающих «половить рыбку в мутной воде». Коррупционеров ловят, сажают, но этим проблему не решить. Нужно убрать субсидирование из функций госорганов. Во всем мире выдачей таких денег занимаются отраслевые ассоциации, общественные объединения, НПО. Профессионалы лучше чиновников знают, что нужно для развития той или иной отрасли. К примеру, нам, чтобы поднять на новый уровень животноводство, необходимо улучшать кормопроизводство, генетическую и селекционную работу, внедрять научные инновации и современные технологии. Мы рады, что Глава государства обратил внимание на проблемы в субсидировании АПК, и надеемся, что здесь будут установлены четкие правила.
С мнением коллеги согласен и директор Жаркентского крахмалопаточного завода Закиржан Кузиев. Предприятие берет на переработку кукурузу, выращенную крестьянскими хозяйствами Панфиловского, Уйгурского и Енбекшиказахского районов Алматинской области, и получает инвестиционные субсидии (это когда государство возмещает 30% расходов бизнеса, потраченные на расширение производства, увеличение мощностей).
Предприниматель считает излишне забюрократизированным процесс выделения инвестиционных субсидий. Чтобы их получить, инвестор обязан предоставить в госорган проектно-сметную документацию (ПСД), положительное заключение госэкспертизы и акт ввода предприятия в эксплуатацию.
– Зачем собирать такую кипу бумаг, загружать их в электронную базу, когда для модернизации отдельного участка завода хватает одного акта ввода объекта в строй? – вопрошает бизнесмен. – Ведь в этом документе уже есть разрешение технадзора, авторского надзора, комитета строительства и прочих госорганов.
В критериях, которым должен соответствовать инвестор, и правилах начисления субсидий мы видим много разночтений и поводов для возникновения коррупционных рисков. Как правильно отметил Глава государства, электронная база документации должна быть понятной и прозрачной. Но сейчас она очень громоздкая и запутанная. Причем чтобы получить 100 тысяч тенге субсидий, за использование платформы «Qoldau» нужно заплатить 10 МРП, или 30 тыс. тенге. В чем смысл такой господдержки?
По данным Закиржана Кузиева, в Панфиловском районе 76% крестьянских хозяйств – мелкие. Чтобы подать заявку на получение субсидий, фермеру помимо других документов нужно предоставить анализ почвы, а компании, которые проводят эту процедуру, берут за свои услуги до 2 500 тенге за анализ одного гектара земли. Для мелких аграриев это накладно, в итоге многие из них годами не могут получить субсидии. То же самое касается возмещения затрат фермеров при покупке семян, гербицидов, ГСМ.
– Для оказания господдержки аграрному сектору нужна четкая программа, рассчитанная минимум на пятилетку, – говорит предприниматель. – Казахстан сегодня выпускает примерно 40% продуктовой корзины. Чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны, нужно вдвое увеличить этот показатель. Важно определить приоритетные отрасли и направить субсидирование туда.
В свою очередь секретарь партии «Ауыл» Анас Баккожаев предлагает осуществить ряд реформ для исправления ситуации в сфере оказания господдержки крестьянским хозяйствам. По его словам, нужно снизить банковскую ставку по кредитным ресурсам до 1–2% годовых, увеличить объем инвестиционных субсидий и одновременно ужесточить контроль над их эффективным использованием. Поддержка государства должна доходить адресно до каждого сельхозпроизводителя, и тогда фермеры смогут повысить рентабельность своих предприятий.
К слову, в октябре текущего года в одной из публикаций мы сообщали о проблеме, возникшей у 16 сельхозпредприятий Жетысу. Аграрии получили письма от управления сельского хозяйства Алматинской области с требованием вернуть бюджетные средства, выданные им в 2018–2019 годах в качестве субсидий по договорам инвестиционного субсидирования. Общая сумма, которую надлежало вернуть в казну, – свыше 2,5 млрд тенге.
С жалобой на неправомерные действия госоргана инвесторы обратились в региональную палату предпринимателей, по ходатайству которой применение санкций в отношении субъектов бизнеса было приостановлено.
Как сообщила на днях директор палаты предпринимателей Алматинской области Лаззат Чинкисбаева, рабочая группа, в состав которой вошли аграрии, представители прокуратуры, управлений сельского хозяйства, архитектурно-градостроительного контроля, тщательно изучила ситуацию по каждой компании. С выездом на предприятия были составлены акты осмотра объектов с фото- и видеофиксацией.
– Затем мы провели заседание согласительной комиссии под председательством заместителя акима области Серика Турдалиева, – резюмировала Лаззат Чинкисбаева. – Пришли к выводу, что предприниматели выполнили все обязательства перед государством – построили объекты, закупили оборудование, смонтировали и ввели его в строй. Грубых нарушений не выявлено, и в целом нет оснований для возврата субсидий.
В ближайшее время данный вопрос будет внесен на рассмотрение Республиканской согласительной комиссии.