Лет тридцать назад в области насчитывалось около 60 государственных, а также более 200 частных пасек. Общее число пчелосемей превышало 10 тыс. Ежегодно пчеловоды поставляли свыше 250 тонн меда.
В настоящее время в регионе имеется чуть больше полусотни частных пасек, в которых содержится примерно 2 тыс. пчелосемей с выработкой около 20–25 тонн меда за сезон. Немудрено, что при таком раскладе прилавки магазинов пестрят этикетками полезного продукта из других регионов Казахстана и соседней России.
Как возродить пчеловодство в Западном Казахстане и насытить продовольственный рынок натуральными пчелопродуктами? Эти задачи особенно актуальны в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией. И стоят они не только перед фермерами, но и перед учеными региона.
В прошлом году впервые в области Западно-Казахстанский аграрно-технический университет инициировал проект по развитию пчеловодства. Его сотрудники прошли переподготовку в Рязанском государственном агротехнологическом университете им. П. Костычева на тему «Пчеловодство, продукты пчеловодства и пчелоопыление». В учебные программы специальностей «Охотоведение и звероводство» и «Технология переработки продуктов животноводства» была введена дисциплина «Пчеловодство». За счет собственных средств вуза закуплены ульи, инвентарь на 10 пчелосемей.
Так была создана опытная модельная пасека. Проект осуществляется совместно с крестьянским хозяйством «Золотой улей». Сотрудничество стало научно-практической платформой для ученых и студентов.
Молодежь, обучающаяся по специальностям «ветеринарная медицина» и «ветеринарная санитария» Института ветеринарной медицины и животноводства, прошлым летом в течение месяца проходила технологическую практику как на стационарной, так и на мобильной пасеке под руководством главы КХ «Золотой улей» Сергея Кривобокова и ученых вуза – старшего преподавателя Высшей школы экологии и биоресурсов Гульданы Идрисовой и преподавателя Высшей школы ветеринарии и биобезопасности Берика Сатыбаева.
– В сентябре студенты 4-го курса специальности «технология производства продуктов животноводства» направлялись на практико-ориентированные занятия, – рассказывает Гульдана Идрисова. – Они освоили практические основы ведения пчеловодства. Научились, например, изготавливать и наващивать рамки, работать с инвентарем и оборудованием, ознакомились со всеми этапами жизни пчелиной семьи в весенне-летний период (роением, летной работой и медосбором), узнали о вредителях пчел и профилактических мероприятиях против незаразных, инфекционных и инвазивных болезней.
Осенью с модельной пасеки был получен первый мед – 17 кг с улья. Небольшой объем связан с неблагоприятными погодными условиями прошлого лета. Зимовали пчелосемьи модельной пасеки в омшанике КХ «Золотой улей». Сейчас ульи вуза стоят на стационарной пасеке крестьянского хозяйства. Через 3–4 недели переедут на поля.
Крестьянское хозяйство «Золотой улей» – крупнейшее в регионе. Оно было создано более 20 лет назад. Здесь держат 100 пчелосемей. У КХ имеется своя земля, которую засевают медоносами и ячменем. Опыт в этом деле глава КХ Сергей Кривобоков наработал еще будучи пчеловодом в совхозе.
– Основная забота пчеловодов – договориться с фермерами о размещении пасеки на полях. Единицы имеют свои земли. Некоторые даже не зарегистрированы. Небольшая пасека не потянет свои посевы. Слишком дорого обходятся семена, техника. Сейчас благодаря тому, что завод по производству растительного масла возобновил работу, крестьяне стали больше сажать подсолнечника. Увеличились и посевы сафлора. Второй вопрос – сбыт полученной продукции. Несколько лет назад в сельских ярмарках участвовали только производители аграрной продукции. Въезд был по предварительным спискам от госорганов. Потом стало много перекупщиков. Теперь из-за пандемии ярмарки вообще не проводятся. Супермаркеты требуют сертификат на продукцию, а также большой объем продукции. Кроме того, им невыгодно работать с КХ, так как мы не платим НДС.
С теми, у кого хозяйство не зарегистрировано, супермаркеты вообще не работают. Поэтому основная масса пчеловодов сдает мед в небольшие магазины. Конкуренцию составляет привозная продукция. Причем иногда один поставщик предлагает десятки видов меда.
– Это нереально. Я за сезон получаю 3–4 вида, а российский производитель – 30–50 видов. Смущает и цвет, и запах, и название продукта. Как-то специально купил 8 видов, отправил в лабораторию. Ни одна проба не прошла анализ, не показала, что это натуральный мед. Но покупатель идет на громкую, не всегда корректную рекламу.
По словам пчеловода, решать эти и другие вопросы теперь будет легче – 37 пасечников в марте текущего года объединились в сельскохозяйственный производственный кооператив «Пчеловоды ЗКО».
– У некоторых пасечников, не зарегистрированных как ИП или КХ, возникали проблемы с дорожной полицией при перевозе пасеки на другое поле. Кроме того, опять вводят блокпосты, а нам на поля выезжать. Теперь на руках у каждого члена кооператива будет документ. Также его члены смогут получать субсидии на каждую пчелосемью. Надеюсь, с созданием новой структуры решится вопрос по выделению пчеловодам области отдельной торговой площадки, – говорит Сергей Александрович.
Как самый опытный, именно он и возглавил работу кооператива. Охотно сотрудничает пчеловод с вузом.
– Со студентами работать интересно. Еще 10 лет назад по приглашению прежнего ректора ЗКАТУ я читал лекции в вузе. Нынешний руководитель предложил расширить сотрудничество. В ближайшее время совместно с вузом будем сеять медоносы. Молодежь помогает и на пасеке. Надеюсь, этот проект получит развитие, и в нашей области будут свои кадры по специальности «пчеловод». Нужны и ветеринары в нашей сфере, и лаборатории. Пока приходится отправлять материал на анализ в лаборатории Уфы или Алматы.
Со временем вуз планирует создать лаборатории по ветеринарно-санитарной экспертизе и исследованию качества меда, а также по заболеваниям пчел, оказывать информационно-консультационные услуги организаторам пасек. Участники проекта рассчитывают и на создание на базе КХ цеха по глубокой переработке пчелопродукции. Для этого нужны немалые средства.