Звуком и статью своей увлекая

4488
Зарина Нокрабекова
Стройно в ряд

В мире миллионы самых разных коллекций. Люди собирают дома, машины, наряды, редкие картины, собак, книги, сувениры и кучу всего другого. Некоторые собрания поражают великолепием, другие – масштабами, увидев третьи – ахнешь от количества и разнообразия. А бывают не очень большие, но очень ценные. Коллекция Мырзатая Жолдасбекова оказалась именно такой. Каждый экспонат практически на вес золота. Чего стоит одна домбра знаменитого мастера Эммануила Романенко! Знатоки скажут, что инструменты, сделанные им, сегодня днем с огнем не сыскать.

– В студенческие годы в Алма-Ате я часто приходил в мастерскую Романенко при музыкальной консерватории и любовался его работой. Меня тянуло туда, словно магнитом. Цена за изделие была большой для студента. Купить без ущерба для скромного бюджета не мог, вот и смотрел, – вспоминает Мырзатай Жолдасбеков. – Это был истинный шебер – мастер, которого природа наградила золотыми руками и внутренним чутьем.

Домбры, изготовленные Романенко, имеют свой неповторимый звук. Сегодня во всем Казахстане едва ли сыщется несколько инструментов от выдающегося мастера. Одна домбра, датированная 1956 годом, украшает коллекцию нашего героя.

Домбра – это целая философия, целый мир. Верная спутница казахов заслуженно занимала в юрте почетное место – төр. Посредством домбры степняки вели беседу, спорили, доносили вести, выказывали уважение, рассказывали о своей любви… Кюй тартыс – состязание исполнителей кюев было популярно в народе, как и айтыс – состязание в красноречии акынов-импровизаторов.

590c054e2d8811493960014.jpeg

Есть в собрании ару домбра от другого мастера – Мусы Адилова. Стоит отметить, что у каждого шебера свои секреты. Как и сколько нужно выдерживать дерево в специальном растворе, как готовить клей для соединения частей? Ответы на вопросы они держат в тайне, передавая лишь ученикам или детям. К примеру, корпус изготовленного из красного дерева Адиловым инструмента состоит из 17 равных пластин. Их количество варьируется в зависимости от мастера. Индивидуально подбирают изготовители и материал для домбры. Чаще это береза, клен, наиболее ценным и прочным считается домбра из алатауской (тяньшанской) ели.

Некоторые мастера «ваяют» звучную красавицу из экзотичес­ких пород деревьев. В мастерской Жаксылыка Оспанова рождаются домбры из африканского карагача. Одна из таких домбр – из заморской древесины «живет» у Мырзатая Жолдасбековича. Даже на ощупь осязается высокая плотность «африканца», противоударная мощность от природы. Звук такой домбры более густой, характерный.

Благородный металл – золото издавна считается мерилом ценностей в обществе. Добавление золота или его частиц в любые изделия всегда ощутимо влияет на цену и порой качество изделия, делая их топовыми в линейке себе подобных. Есть «золотая» домбра и в этой коллекции. Инкрустированная самым известным химическим элементом красавица отличается не только внешне. Звуки инструмента, созданного Оспановым, имеют совершенно другой тембр, смягченные «бархатом» ноты придутся по душе самому взыскательному слушателю.

Хранится в собрании и небольшая домбра, выполненная в преддверии 200-летия Махамбета Утемисова. Изготовление домбры – процесс долгий, трудоемкий, требующий не только определенных навыков, но и дара «слышать» дерево, чувствовать будущий инструмент.

– Шеберы, в чьих мастерских рождаются настоящие сокровища, незаслуженно остаются за кадром. Играя на домбрах, ими сотворенных, артисты, акыны обретают славу, признание. А до мастеров не доходят даже блики их звездной популярности, ни йоты почестей. Они всегда в тени славы исполнителя. Знаменитый Страдивари известен во всем мире, его имя стало брендом. Меняются музыканты, кому выпала честь играть на скрипке-легенде, неизменной остается ценность инструмента, – размышляет Мырзатай Жолдасбекович. – На мой взгляд, необходимы поддержка и признание мастеров, нельзя предавать их забвению. Есть у казахов понятие «кие», то есть «святыня». Обращаясь небрежно с вещами, самой жизнью и народом возведенными в ранг священных, велика вероятность получить бумерангом зло. В таких случаях говорят «Киесі ұрды», то есть настигла справедливая кара. В Казахстане осталось немного истинных ұста (мастеров), знающих свое дело, и нужно пропагандировать и популяризировать их ремесло, учить ему молодых. Голос древности отражен и в кобызе. Но этот обладающий сакральной силой инструмент, несомненно, заслуживает отдельной статьи. Пока – о домбрах. В коллекции стройным рядом расположились 13 домбр. Такие разные, неповторимые, похожие в красоте внешней и ценные своим безупречным звуком.

590c05a95c7041493960105.jpeg

Легендами овеяна

С домброй в казахском фольклоре связано немало легенд, поверий, обычаев. Одна из самых известных легенд нашла отражение в отечественной мультипликации. В далеком уже 1968 году на киностудии «Казахфильм» по мотивам прекрасной казахской легенды, связанной с именами двух ханов – Чингисхана и Жошы, был снят замечательный мультфильм «Ақсақ құлан».

…Охотясь на кула­нов, старший сын Чингисхана – Жошы – погиб. Однако о его смерти доложить хану никто не решался, ведь «чер­ному» гонцу он обещал залить в глотку свинец. Музыкант, советник Жошы-хана и отец известного степного жырау Кетбуги – Домбауыл сообщил страшную весть, сыграв на своей домбре кюй. Разгневанный Чингисхан, следуя своему слову, велел казнить домбру. От горячего свинца все струны, кроме двух, на домбре лопнули. С тех пор маленькое отверстие в основании дом­бры напоминает об этом. Авторство кюя приписывают степному музыканту Домбауылу, чей мавзолей расположен в Улытау.

К домбре казахи всегда относились с особым уважением. Было недопустимо, чтобы домбра валялась под ногами, нельзя было ее ломать, пинать, использовать не по назначению. Ее хранили высоко, на почетном месте – в чехлах из натуральной кожи, реже из кошмы. По мнению экспертов, эксплуатационный срок домбры – 100 лет. В качестве оберега от недобрых глаз и злых языков к домбре привязывали пучок из перьев филина – үкі.

590c05b6907fe1493960118.jpeg

По негласному правилу домбра обязательно была в каждом доме, через нее, ее звуки, отношение к ней казахи тоже воспитывали своих детей. Родные напевы дом­бры, домашний очаг, близкие люди, играющие на ней, – составные национального сознания, фундамент, на котором строится патриотизм.

Кроме того, есть поверье, что домбра – символ мужского и женского начала, то есть начала жизни. Несмотря на то что у дом­бры всего две струны, палитра звучания очень богата. Домбра передает все звуки природы и человеческих эмоций: шум ручья, завывание ветра, раскаты грома, злость вражеских войск, горе матери, чувства влюбленных…

Поговорим по душам?

Бывают в жизни моменты, когда слова не нужны и бессильны. Но чувства и мысли требуют выхода. Именно в таких метаниях души, внутренних спорах рождаются лучшие творения художников, писателей, композиторов, всех творческих людей. Выбирая собеседницей кисть, перо или музыкальный инструмент, человек раскрывает душу, выплескивая из самых потаенных глубин свои мысли и чувства.

Мало кто знает, что в копилке трудов Мырзатая Жолдасбекова помимо научных моно­графий, книг, учебников, статей есть вещи более творческие. Так, он является автором кюев «Ойтолғау» и «Косбасар», песен «Тотықұс», «Қыздаурен Ақбота», «Дүниешіркін», «Атанғаным Мырзатай ел арқасы», «Шіркін даурен», «Байтерек» – посвященной Президенту. Любовь к песне, музыке передалась ему от матери Калдыкул Рысқуловой. Невероятно красивая и талантливая женщина часто исполняла песни собственного сочинения. В них она пела о своей жизни, женской судьбе, жизни вдали от отчего дома. В те годы петь на людях женщинам не пристало, и чаще слушателем были ее близкие, дети. Маленький Мырзатай рос, впитывая любовь к творчеству, музыке. «Я мечтаю, что ты научишься играть на гармони и будешь мне аккомпанировать», – говорила мать. Помня эти слова, позже в интернате он самостоятельно освоил инструмент и, приехав на каникулы домой, исполнил маленькую мечты мамы.

– Свои сокровенные думы, несказанные слова – все поверяю домбре. Она – отличный собеседник и советник. У нее есть душа, есть характер, она поистине мудрец и философ, – делится Мырзатай-ага. – Издревле бытует поверье, что просто так хранить домбру нельзя. Это из категории «обал», то есть может стать причиной страданий или неудобств. Если домбру хранить как экспонат, не играя, она за пренебрежение к себе может перестать дарить чарующие звуки, ибо вынужденное молчание принимает как маленькую смерть...

Каягын – жетыген

Сотни раз народы, этносы, страны в результате войн, болезней, катастроф или иных причин смешивались, перенимали опыт и культуру друг друга. Это неизбежно и не всегда плохо. Главное – сохранить свое наследие, свои корни. Примерно об этом думалось, глядя на еще один экспонат из собрания – каягын. Музыкальный инструмент корейского народа напоминает казахский жетыген или русские гусли. А турецкий баглама саз очень схож с узбекским дутаром, казахской домброй, русской балалайкой.

Есть в коллекции и напоминающие казахский сыбызгы трубы. Простые с виду, они требуют большого умения. Не зная тонкостей исполнения, добиться хоть какого-либо звучания нельзя. Хоть целый час дуй! Стоит же инструмент взять в руки музыканту, знающему язык курая – башкирской трубы, – польются звуки не хуже соловьиной трели.

Стоит отметить, что «живут» музыкальные инструменты в окружении весьма достойном. Помимо музыкальной у нашего собеседника есть потрясающая коллекция редких картин и гобеленов. Среди них работы легендарного Абылхана Кастеева, Токболата Тогызбаева, Ерболата Толепбаева, Марата Нусипова, Нуржана Карымскакова, а также российских, китайских художников, гобелены Батимы Заурбековой. Мырзатай Жолдасбеков готов передать уникальное собрание в дар Национальному музею. Напомним, что несколько лет назад он подарил более 10,5 тыс. экземпляров редких книг Национальной академической библиотеке. Сегодня в главной книжной обители столицы успешно действует зал «Мемориальная книжная коллекция Мырзатая Жолдасбекова», куда приходят заниматься молодые ученые, педагоги, студенты.

Дать новую жизнь своим дом­брам тоже в планах нашего собеседника.

– В любом деле важен подход профессионала. Казахи говорят: «В руках неумехи и шелк становится клоком шерсти». В умелых руках дело спорится, искрится. Каждая домбра для меня ценна и дорога. Как память, как история, как инструмент моего народа. Но они не должны быть в «заточении», лежать на полках. Поэтому думаю о том, чтобы передать их в пользование нашим известным исполнителям – кюйши, акынам-айтыскерам, – говорит Мырзатай Жолдасбеков, в очередной раз проявляя широту души, взглядов, неравнодушие к родному народу.

Популярное

Все
Масштабные преобразования – основа устойчивого развития отрасли
Объявлен бой наркокурьерам
«Генный ключик» для джабе
Масштабируя передовой опыт
Казахстан стал лучшим на Кубке мира World Boxing
Свежий кумыс по старинным рецептам
Он дал новый голос казахскому кино
Всегда на шаг впереди угроз
Распоряжение Главы государства о назначении
Сбежать не удалось
Новой техникой пополнился машинный парк
Озеро Сайран обрело новую жизнь
Жители Жезказгана вынуждены употреблять питьевую воду пятого класса загрязненности
Полигон твердых бытовых отходов остался без финансирования
Распоряжени Главы государства о назначении
Указы Главы государства об освобождении от должности
Гонка за лидерами
Указы Главы государства о назначении
Временный приют или точка опоры?
К каждому – свой подход
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане культурными элементами Азии
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Находящегося в международном розыске казахстанца арестовали в Грузии
Назначен директор новой Службы КНБ
День столицы: традиционный конкурс силачей «Толағай» пройдет в Астане
Глава государства провел заседание Совбеза
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Резкий рост травматизма в результате ДТП зафиксировали в Казахстане
«Астана» не смогла уйти в отрыв
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене
Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…
В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество…
Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации "Рух…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]