На Саммите-2018 будут рассматриваться вопросы дальнейшего регионального сотрудничества по улучшению экологического состояния бассейна Аральского моря и социально-экономических условий населения, а также обсуждаться возможности перспективного сотрудничества по комплексному использованию водных ресурсов в Центральной Азии.
Помимо традиционных вопросов МФСА, с 2009 года на повестке дня стоит вопрос дальнейшего совершенствования работы фонда в целях повышения эффективности его деятельности и более активного взаимодействия с международными и финансовыми институтами.
Ожидается, что в текущем году будет подано совместное заявление МФСА о внесении Специальной программы ООН по бассейну Аральского моря, которая будет включать Программу бассейна Аральского моря-4, Центрально-Азиатскую водную стратегию, обновленную Региональную программу по охране окружающей среды, комплекс научных исследований и другое.
За 25 лет работы МФСА реализованы 3 программы по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря. ПБАМ-1 была принята главами государств Центральной Азии в 1994 году, работы над ее созданием велись с 1992 года при активном участии Всемирного банка, ЮНДП, ЮНЕП. Основными направлениями первой программы являлись стабилизация состояния окружающей среды в бассейне Аральского моря, восстановление нарушенной экологии Приаралья, совершенствование методов управления водными и земельными ресурсами бассейна, создание управленческих структур всех уровней для планирования и реализации мероприятий программы.
Все работы в рамках ПБАМ-1 были разбиты на 2 этапа. На подготовительный этап отводилось от 3 до 5 лет и около 30 млн долларов США. На второй этап – этап реализации – отводилось от 10 до 15 лет, при этом стоимость работ оценивалась примерно в 500–750 млн долларов.
Вторая программа бассейна Аральского моря (ПБАМ-2) была утверждена на период с 2003 по 2010 год. Она включала 14 приоритетных направлений, объединенных в 4 блока: водохозяйственный, социально-экономический, экологический и мониторинг окружающей среды. Программа формировалась на основе многостороннего партнерства и поступающих предложений от всех заинтересованных участников из стран Центральной Азии. За период ее реализации странами – участницами Международного фонда спасения Арала было освоено около 2 млрд долларов, при этом донорская помощь не превышала 2% от всей суммы.
Основными направлениями третьей программы, на период с 2011 по 2015 год, стали комплексное использование водных ресурсов, экологическое, социально-экономическое направления, а также совершенствование институционально-правовых механизмов. В Казахстане за этот период было выполнено 142 проекта на общую сумму 550,95 млн долларов.
Четвертая программа действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ-4) в настоящее время разрабатывается. Она включает в себя 4 основных направления, схожих с ПБАМ-3.
– К сожалению, при реализации последних двух программ основное внимание было уделено национальным проектам. Другими словами, на протяжении последних 10–15 лет в регионе большая часть работ странами выполнялась за счет собственных средств. Поэтому Исполком МФСА в Туркменистане принял решение возобновить в рамках ПБАМ-4 совместный региональный процесс по решению актуальных проблем бассейна Аральского моря. Фактически это единая экологическая программа стран Центральной Азии. Ожидается, что в ее реализации примут активное участие международные и финансовые организации, – отметил в комментарии «КП» заместитель директора Исполнительной дирекции МФСА в РК Марат Нарбаев.
В рамках активизации международного сотрудничества Туркменистан выступил с предложением о разработке специальной Программы ООН для бассейна Аральского моря и выделении аральской проблематики в отдельное направление деятельности Сообщества Наций. Ашхабад решил пойти глубже в этом вопросе и инициировал разработку и принятие в апреле текущего года Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/72/273 от 12 апреля 2018 года «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Международным фондом спасения Арала».
Казахстан полностью поддерживает эти инициативы.
– Такая совместная и целенаправленная деятельность МФСА позволяет существенно повысить рейтинг Центральной Азии как единого субрегиона, улучшить инвестиционную привлекательность, увеличить экспортный потенциал энергетических ресурсов и сельскохозяйственной продукции, активизировать транзитно-транспортные и логистические возможности центра Евразии, – подчеркнул Марат Нарбаев.
При этом следует обратить внимание на то, что Исполнительный комитет МФСА работает на основе ротации, то есть каждые 3 года его офис переезжает в одну из стран-участниц. Поэтому работа, начатая в одном государстве, традиционно находит свое логическое продолжение в следующей стране, председательствующей в МФСА.
– Конечно, в таком регламенте работы имеются и определенные недостатки, так порою на организацию нового Исполнительного комитета МФСА уходит до одного года, теряется накопленный кадровый потенциал, а новым сотрудникам приходится заново налаживать контакты с международными и финансовыми партнерами, – считает заместитель директора Исполнительной дирекции МФСА в РК.
Таким образом, за четверть века 3 программы по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря разрабатывались в одних странах, а реализовывались в других.
Поэтому при сотрудничестве с ООН проводится последовательная работа. Так, Резолюция ГА ООН от 11 декабря 2008 года «Предоставление Международному фонду спасения Арала статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее» – это результат слаженной и целенаправленной работы Исполнительного комитета МФСА в Таджикистане 2002–2007 годов.
В 2009 году казахстанский Исполком МФСА задал импульс новым инициативам, которые являются основой работы фонда и на сегодня. Появление резолюции подняло на новый уровень инициативы МФСА, повысило степень доверия между международными и финансовыми организациями, открыло возможности активного позиционирования Центрально-Азиатского региона в глобальном масштабе, раскрыло дополнительные механизмы привлечения инвестиций.
После нее вышли в свет Резолюция ГА ООН A/RES/71/222 от 21 декабря 2016 года «Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития» на период 2018–2028 годов», Резолюция ГА ООН A/RES/72/273 от 12 апреля 2018 года «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Международным фондом спасения Арала».
Вся эта масштабная работа стран МФСА повышает эффективность работ в достижении Целей устойчивого развития на 2015–2030 годы.
Напомним, что предыдущий Саммит глав государств – учредителей Международного фонда спасения Арала состоялся в Алматы 28 апреля 2009 года. В итоговом совместном заявлении стороны договорились о содействии активизации деятельности и развитию сотрудничества с учреждениями системы ООН, включая Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для стран Центральной Азии, другими международными организациями. Страны МФСА в очередной раз подтвердили заинтересованность в выработке взаимоприемлемого механизма по комплексному использованию водных ресурсов и охране окружающей среды в Центральной Азии с учетом интересов всех государств региона.