Анализ рынка показал, что получить заветный документ о прохождении техосмотра можно без особых затруднений. Главное, иметь фото машины в нужном ракурсе, от 2 до 3 тыс. тенге и возможность передать снимки по WhatsApp. Объявлений с подобными предложениями в сети множество. На собственном опыте это проверили тайные покупатели из числа членов мониторинговой группы внешнего анализа и оценки реализации Антикоррупционной стратегии в Костанайской области.
Сегодня в регионе работают 35 предпринимателей, которые имеют право проводить техосмотр. Инспекция транспортного контроля по мере возможности их проверяет. Как рассказал заместитель руководителя инспекции Серик Безгазимов, за 4 месяца текущего года они зафиксировали более 30 нарушений.
– В 2019 году за 4 месяца в отношении операторов технического осмотра проведено 14 внеплановых проверок по обращениям физических лиц, по поручению вышестоящего органа и по поступившим материалам из госорганов, – отметил Серик Безгазимов. – Выявлено 34 нарушения и составлено 26 административных протоколов. Сегодня основные нарушения в сфере проведения обязательного технического осмотра – проведение технического осмотра без транспортного средства в центрах технического осмотра, редактирование передаваемых данных в ЕИС «Техосмотр», изменение периодичности прохождения транспортных средств.
В то же время одной из главных проблем сами инспекторы называют послабления со стороны законодательства. Государство, пытаясь дать бизнесу больше свободы, связало руки контролирующим органам. Как говорят специалисты инспекции транспортного контроля, они обходят дозором операторов техосмотра, но даже обнаружив нарушение, не имеют права возбудить административное производство. Потому чаще консультируют, уговаривают работать по закону. Чтобы оштрафовать, необходимо обращение от физического, юридического лица или же госоргана, где будут содержаться исчерпывающие доказательства того, что закон был нарушен. Но и тут штраф составит всего 10 МРП (25,2 тыс. тенге). Заплатит предприниматель и может работать дальше. Исключить нарушителя из реестра, лишив права проводить техсмотр, смогут лишь при повторном выявлении нарушений в течение года. По факту, необходимо на одного и того же оператора техосмотра дважды за год получить жалобу со всеми доказательствами того, что закон был нарушен. Вся проблема инспекторов транспортного контроля в том, что водителей вполне устраивает сложившееся положение дел: тратить время на реальное прохождение техосмотра не обязательно, да и цена вполне приемлемая.
Члены мониторинговой группы при департаменте госслужбы по Костанайской области обеспокоены, ведь реальный техосмотр не проходят многие. Общественник Алдан Менкеев вовсе предложил отменить обязательное прохождение этой процедуры, аргументировав это тем, что люди сами следят за своим автомобилем. Предложение спорное. Просто потому, что такое решение не снизит риска возникновения проблем в ходе эксплуатации коммерческой техники, включая пассажирский транспорт, такси. Нельзя забывать трагедию годичной давности, когда автобус с рабочими из Узбекистана загорелся в Актюбинской области. Тогда погибли 52 человека.
В то же время полицейские в ответ на официальный запрос департамента госслужбы отметили, что на территории Костанайской области аварий, связанных с неисправностью техсредств, за последние 5 лет не фиксировали. При этом сами полицейские отмечают, что речь идет о случаях, когда не был нанесен вред здоровью людей. Так что гарантировать, что ни одно крыло из-за отказа тормозов помято не было, никто не может. Водители вполне могли разойтись миром без участия дорожной полиции.
К слову, материалы мониторинговой группы, которые были получены в рамках «тайного покупателя», уже переданы в инспекцию транспортного контроля. К документам были приложены аудиозаписи и диагностическая карта о прохождении техосмотра.