Билетный ажиотаж

224
Людмила Макаренко, Алматы

Высокий сезон

Ажиотаж с билетами на поезда – сюжет действительно сугубо сезонный. Летний период во все времена тем и отличался, что места в пассажирских вагонах становились едва ли ни на вес золота. По статистике, из 18 млн пассажиров, перевозимых в год по железным дорогам страны, до половины путешествуют именно в три летних месяца. В остальное время объем перевозок падает в разы, поезда курсируют полупустыми – их заполняемость в среднем не превышает 50%.

На сегодня в эксплуатации национальной железнодорожной компании «Қазақстан темір жолы» состоит около 2 200 пассажирских вагонов. В «высокий» сезон для удовлетворения растущего спроса дополнительно требуется не меньше 300–400 вагонов. Казалось бы, чего проще создать необходимый резерв и избавиться от проблемы раз и навсегда? Но сами транспорт­ники уверяют, что для этого объективно нет возможности.

– Содержание запасного подвижного состава для эксплуатации только в летний сезон не оправдывается экономически, – говорит Данияр Айдарханов, руководитель функционального направления по работе с клиентами АО «Пассажирские перевозки» – дочернего предприятия АО «Қазақстан темір жолы». – Государственная поддержка нашей компании существует в виде лизинговых программ, и это средства, назначаемые на замену действующего парка. В течение 10 лет списывается до 1 200 вагонов, на смену им приобретаются новые. Резерв, будь он создан, должен, как и основной состав, окупать себя. А это возможно лишь за счет удорожания билетов.

Дальше следуют простая логика и арифметика. Если вагон перевозит пассажиров всего три месяца, или четверть года, то и стоимость проезда в нем должна возрасти в 4 раза. Только так «отбиваются» вложенные инвес­тиции. Эксплуатация резервного парка по установленной цене проездных билетов заведомо убыточна, и такое производство коммерческое предприятие позволить себе не может. Как типичной бизнес-структуре, АО «КТЖ» не приходится рассчитывать в этом вопросе и на безвозмездную помощь государства.

Все, что готова предложить транспортная компания для снижения сезонной нехватки мест в поездах, – более рациональное использование парка вагонов. Запущенная прошлой осенью электронная система динамичного наблюдения умеет точно прогнозировать спрос на тех или иных маршрутах и загруженность рейсов, остается только оперативно перекидывать свободные вагоны на наи­более горячие направления.

В тени вокзала

Теневой билетный бизнес – другая составляющая дефицита проездных документов – уже в этом сезоне мог бы почить в бозе, оставив о себе лишь дурные воспоминания. Но что-то, видимо, пока идет не так...

Традиционная схема билетных спекуляций давно никакого сек­рета не представляет. «Помогайки» заблаговременно скупают билеты «пачками» в поезда самых популярных направлений, зачастую на вымышленные имена, и ждут, когда спрос нагреется до максимума. Дальше только и остается: найти покупателя, готового ехать за любые деньги, и препроводить его к «своему» кассиру. Выписанный на имярека билет сдается, возвращается в сеть онлайн-продажи и тут же снова запрашивается, чтобы быть оформленным уже на реального пассажира.

Эти несложные манипуляции увеличивают стоимость проезда в 1,5–2, а то и в 3 раза. Свою долю получает кассир, а перекупщики, по некоторой информации, ежедневно могут зарабатывать на «горячих» проездных до 150–200 тыс. тенге.

– Такую лазейку оставляет сама система продажи железнодорожных билетов, – объясняет Данияр Айдарханов. – Она не контролирует достоверность данных о пассажире, потому что не имеет доступа к базе ИИН, как, например, системы продаж авиабилетов. Так у перекупщиков появляется возможность оформлять проездные документы в больших количествах и на подставных лиц. Последние 2 года мы не перестаем обращаться в курирующие госор­ганы за разрешением такого доступа, но там пока ссылаются на закон о правообладании личными данными.

Заодно представитель компании уточняет, что кассы АО «Пассажирские перевозки» в темных схемах перепродаж участвовать не могут по определению.

– Наш кассир имеет право оформить билет только по предъявлению оригинала документа, удостоверяющего личность пассажира, и никак иначе, – продолжает Данияр Шамильевич. – Он головой отвечает за правильность вносимых данных: из-за одной ошибки человека могут не посадить в вагон, а накажут в итоге кассира. Поэтому у перекупщиков не получается работать с нашими сотрудниками, они предпочитают частные кассы.

Если сильно хочется

В прошлом месяце по рекомендации Агентства по противодействию коррупции, изучившего подпольный билетный рынок, электронная система продаж железнодорожных проездных документов «Мобиус» получила ряд усовершенствований. Главное из них – стало практически невозможным «вылавливать» только что возвращенный в сеть билет. Согласно секретному алгоритму программа задерживает его перед выкладкой в общий доступ на 7, 20, а то и 45 минут. Кассира же, который будет безостановочно долбить по кнопке запроса, желая получить обратно возвратный билет, ждет предупреждение, а потом и временная блокировка доступа на сайт за его подозрительную настойчивость.

Другое полезное нововведение в системе онлайн-продаж – лист ожидания, где собираются заявки пассажиров на уже заполненные рейсы. Теперь сданный перекупщиком билет, скорее всего, попадает именно к этим очередникам. Опция «лист ожидания» набирает популярность, и около 25% таких запросов уже выполняются.

Такая обструкция на уровне высоких цифровых технологий, вполне возможно, выбьет почву под спекулянтами. Но надолго ли? Ведь у тех давно есть другой, заместительный вариант ведения бизнеса, в котором «помогайки» переквалифицируются в «подсадчиков».

Здесь схема еще проще. Перекупщик находит на приобретенный на подставное лицо билет реального покупателя, отводит его к «своему» проводнику, и тот за некоторое количество тысяч тенге берет на борт пассажира с проездным документом на чужое имя. «Подсадчик» и проводник получают свою маржу, а пассажир отправляется в поездку фактически зайцем.

– Понятно, что здесь необходимо ужесточать внутренний контроль, – соглашается представитель компании «Пассажирские перевозки» Данияр Айдарханов. – Хотя ответственность за такого рода нарушения и без того серьезная. Если контролеры обнаруживают безбилетников, проводника немедленно увольняют. С апреля прошлого года за провоз безбилетных пассажиров и неучтенного багажа уволены 172 сотрудника, еще 26 понижены в должности.

Издержки контроля за этой частью серого билетного рынка, скорее, не в том, что он недостаточно жесток, а в том, что его в принципе недостаточно. Собственной ревизионной службы компании хватает на то, чтобы охватить более-менее регулярными проверками всего лишь 20% от общего числа маршрутов.

Кому оно надо?

Бизнес по перекупу проездных документов так долго остается в зоне лояльности очень многих государственных контрольных органов, что волей-неволей начинают мерещиться разные подозрения. Ведь все, что до сих пор вменялось перекупщику-«помогайке» – это статья КоАП за «Приставание в общественных местах» с наказанием в виде предупреждения, или 5 МРП. А как же быть с незаконным предпринимательством, уклонением от уплаты налогов, взятками долж­ностному лицу? Почувствуйте, от скольких важных структур спекулянты до сих пор недополучали внимания.

Отдельно стоило бы поговорить об агентствах по продаже железнодорожных билетов. Сегодня на 233 кассы АО «КТЖ» приходится 4,5 тысячи частных касс. Вопрос, кому это надо, выглядит не просто наивным.

С недавних пор открыть лавочку по продаже проездных документов на железной дороге не стоит почти ничего. Достаточно заключить единственный договор с компанией, предоставляющей шлюз к онлайн-системе по продажам, ну еще купить принтер для распечатки билетов – бизнес готов. Другое дело, что при столь высокой конкуренции и просто смешной маржинальности – 200–500 тг с проданного билета – бизнес этот пока не отдал концы. И вот опять же терзают смутные сомнения: на самом деле на чем держаться всему этому балласту, если не на подпольных перепродажах?

А вообще-то, если особенно не спешить, билетный рынок, скорее всего, сам очистится от избыточной массы псевдопредпринимателей. Ведет к тому опять же развитие цифровых технологий. По данным АО «Пассажирские перевозки», сейчас около 75% билетов на железнодорожный транспорт в Казахстане приобретается в режиме онлайн. К 2020 году стоит задача довести этот объем до 90%. Проще говоря, 9 пассажиров из 10 совсем скоро перестанут пользоваться услугами традиционных касс, а будут покупать электронные билеты, не выходя из дома или офиса, а значит, вообще не сталкиваясь с навязчивым сервисом вокзальных «помогаек».

Что поделать, бизнес – вообще вещь коварная, а если он теневой – еще страшно опас­ная. В конце июля по крупным городам страны прокатилась операция «Чистый вокзал». На вокзале Алматы-1 задержали всего-то трех перекупщиков билетов – до обидного мало. Вот и думай теперь: спрятались на время или все-таки осознали и завязали.

Популярное

Все
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Тест на прочность: держаться вместе!
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Ради водворения правды
Казахский должен стать языком межнационального общения
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Черепахи умеют улыбаться
Этностиль остается на пике популярности
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
В центре знают о нуждах регионов
Наша сила в единстве
К благотворительной акции подключились все регионы
Казахстан помогает Афганистану развивать «электронное правительство»
В Костанае осудили «турагента» за присвоение денег клиентов
Превратили остановку в арт-объект
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Жанакорганцы принимают активное участие в неделе «Жасыл Айм…
Жасыл аймақ: в акции приняли участие представители кызылорд…
Здоровье трудящихся и безопасное производство
Созидательная сила нации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]