Билетный ажиотаж

128
Людмила Макаренко, Алматы

Высокий сезон

Ажиотаж с билетами на поезда – сюжет действительно сугубо сезонный. Летний период во все времена тем и отличался, что места в пассажирских вагонах становились едва ли ни на вес золота. По статистике, из 18 млн пассажиров, перевозимых в год по железным дорогам страны, до половины путешествуют именно в три летних месяца. В остальное время объем перевозок падает в разы, поезда курсируют полупустыми – их заполняемость в среднем не превышает 50%.

На сегодня в эксплуатации национальной железнодорожной компании «Қазақстан темір жолы» состоит около 2 200 пассажирских вагонов. В «высокий» сезон для удовлетворения растущего спроса дополнительно требуется не меньше 300–400 вагонов. Казалось бы, чего проще создать необходимый резерв и избавиться от проблемы раз и навсегда? Но сами транспорт­ники уверяют, что для этого объективно нет возможности.

– Содержание запасного подвижного состава для эксплуатации только в летний сезон не оправдывается экономически, – говорит Данияр Айдарханов, руководитель функционального направления по работе с клиентами АО «Пассажирские перевозки» – дочернего предприятия АО «Қазақстан темір жолы». – Государственная поддержка нашей компании существует в виде лизинговых программ, и это средства, назначаемые на замену действующего парка. В течение 10 лет списывается до 1 200 вагонов, на смену им приобретаются новые. Резерв, будь он создан, должен, как и основной состав, окупать себя. А это возможно лишь за счет удорожания билетов.

Дальше следуют простая логика и арифметика. Если вагон перевозит пассажиров всего три месяца, или четверть года, то и стоимость проезда в нем должна возрасти в 4 раза. Только так «отбиваются» вложенные инвес­тиции. Эксплуатация резервного парка по установленной цене проездных билетов заведомо убыточна, и такое производство коммерческое предприятие позволить себе не может. Как типичной бизнес-структуре, АО «КТЖ» не приходится рассчитывать в этом вопросе и на безвозмездную помощь государства.

Все, что готова предложить транспортная компания для снижения сезонной нехватки мест в поездах, – более рациональное использование парка вагонов. Запущенная прошлой осенью электронная система динамичного наблюдения умеет точно прогнозировать спрос на тех или иных маршрутах и загруженность рейсов, остается только оперативно перекидывать свободные вагоны на наи­более горячие направления.

В тени вокзала

Теневой билетный бизнес – другая составляющая дефицита проездных документов – уже в этом сезоне мог бы почить в бозе, оставив о себе лишь дурные воспоминания. Но что-то, видимо, пока идет не так...

Традиционная схема билетных спекуляций давно никакого сек­рета не представляет. «Помогайки» заблаговременно скупают билеты «пачками» в поезда самых популярных направлений, зачастую на вымышленные имена, и ждут, когда спрос нагреется до максимума. Дальше только и остается: найти покупателя, готового ехать за любые деньги, и препроводить его к «своему» кассиру. Выписанный на имярека билет сдается, возвращается в сеть онлайн-продажи и тут же снова запрашивается, чтобы быть оформленным уже на реального пассажира.

Эти несложные манипуляции увеличивают стоимость проезда в 1,5–2, а то и в 3 раза. Свою долю получает кассир, а перекупщики, по некоторой информации, ежедневно могут зарабатывать на «горячих» проездных до 150–200 тыс. тенге.

– Такую лазейку оставляет сама система продажи железнодорожных билетов, – объясняет Данияр Айдарханов. – Она не контролирует достоверность данных о пассажире, потому что не имеет доступа к базе ИИН, как, например, системы продаж авиабилетов. Так у перекупщиков появляется возможность оформлять проездные документы в больших количествах и на подставных лиц. Последние 2 года мы не перестаем обращаться в курирующие госор­ганы за разрешением такого доступа, но там пока ссылаются на закон о правообладании личными данными.

Заодно представитель компании уточняет, что кассы АО «Пассажирские перевозки» в темных схемах перепродаж участвовать не могут по определению.

– Наш кассир имеет право оформить билет только по предъявлению оригинала документа, удостоверяющего личность пассажира, и никак иначе, – продолжает Данияр Шамильевич. – Он головой отвечает за правильность вносимых данных: из-за одной ошибки человека могут не посадить в вагон, а накажут в итоге кассира. Поэтому у перекупщиков не получается работать с нашими сотрудниками, они предпочитают частные кассы.

Если сильно хочется

В прошлом месяце по рекомендации Агентства по противодействию коррупции, изучившего подпольный билетный рынок, электронная система продаж железнодорожных проездных документов «Мобиус» получила ряд усовершенствований. Главное из них – стало практически невозможным «вылавливать» только что возвращенный в сеть билет. Согласно секретному алгоритму программа задерживает его перед выкладкой в общий доступ на 7, 20, а то и 45 минут. Кассира же, который будет безостановочно долбить по кнопке запроса, желая получить обратно возвратный билет, ждет предупреждение, а потом и временная блокировка доступа на сайт за его подозрительную настойчивость.

Другое полезное нововведение в системе онлайн-продаж – лист ожидания, где собираются заявки пассажиров на уже заполненные рейсы. Теперь сданный перекупщиком билет, скорее всего, попадает именно к этим очередникам. Опция «лист ожидания» набирает популярность, и около 25% таких запросов уже выполняются.

Такая обструкция на уровне высоких цифровых технологий, вполне возможно, выбьет почву под спекулянтами. Но надолго ли? Ведь у тех давно есть другой, заместительный вариант ведения бизнеса, в котором «помогайки» переквалифицируются в «подсадчиков».

Здесь схема еще проще. Перекупщик находит на приобретенный на подставное лицо билет реального покупателя, отводит его к «своему» проводнику, и тот за некоторое количество тысяч тенге берет на борт пассажира с проездным документом на чужое имя. «Подсадчик» и проводник получают свою маржу, а пассажир отправляется в поездку фактически зайцем.

– Понятно, что здесь необходимо ужесточать внутренний контроль, – соглашается представитель компании «Пассажирские перевозки» Данияр Айдарханов. – Хотя ответственность за такого рода нарушения и без того серьезная. Если контролеры обнаруживают безбилетников, проводника немедленно увольняют. С апреля прошлого года за провоз безбилетных пассажиров и неучтенного багажа уволены 172 сотрудника, еще 26 понижены в должности.

Издержки контроля за этой частью серого билетного рынка, скорее, не в том, что он недостаточно жесток, а в том, что его в принципе недостаточно. Собственной ревизионной службы компании хватает на то, чтобы охватить более-менее регулярными проверками всего лишь 20% от общего числа маршрутов.

Кому оно надо?

Бизнес по перекупу проездных документов так долго остается в зоне лояльности очень многих государственных контрольных органов, что волей-неволей начинают мерещиться разные подозрения. Ведь все, что до сих пор вменялось перекупщику-«помогайке» – это статья КоАП за «Приставание в общественных местах» с наказанием в виде предупреждения, или 5 МРП. А как же быть с незаконным предпринимательством, уклонением от уплаты налогов, взятками долж­ностному лицу? Почувствуйте, от скольких важных структур спекулянты до сих пор недополучали внимания.

Отдельно стоило бы поговорить об агентствах по продаже железнодорожных билетов. Сегодня на 233 кассы АО «КТЖ» приходится 4,5 тысячи частных касс. Вопрос, кому это надо, выглядит не просто наивным.

С недавних пор открыть лавочку по продаже проездных документов на железной дороге не стоит почти ничего. Достаточно заключить единственный договор с компанией, предоставляющей шлюз к онлайн-системе по продажам, ну еще купить принтер для распечатки билетов – бизнес готов. Другое дело, что при столь высокой конкуренции и просто смешной маржинальности – 200–500 тг с проданного билета – бизнес этот пока не отдал концы. И вот опять же терзают смутные сомнения: на самом деле на чем держаться всему этому балласту, если не на подпольных перепродажах?

А вообще-то, если особенно не спешить, билетный рынок, скорее всего, сам очистится от избыточной массы псевдопредпринимателей. Ведет к тому опять же развитие цифровых технологий. По данным АО «Пассажирские перевозки», сейчас около 75% билетов на железнодорожный транспорт в Казахстане приобретается в режиме онлайн. К 2020 году стоит задача довести этот объем до 90%. Проще говоря, 9 пассажиров из 10 совсем скоро перестанут пользоваться услугами традиционных касс, а будут покупать электронные билеты, не выходя из дома или офиса, а значит, вообще не сталкиваясь с навязчивым сервисом вокзальных «помогаек».

Что поделать, бизнес – вообще вещь коварная, а если он теневой – еще страшно опас­ная. В конце июля по крупным городам страны прокатилась операция «Чистый вокзал». На вокзале Алматы-1 задержали всего-то трех перекупщиков билетов – до обидного мало. Вот и думай теперь: спрятались на время или все-таки осознали и завязали.

Популярное

Все
Завтра отцу казахской мультипликации Амену Хайдарову исполнится 100 лет со дня рождения
Сразу три стихии подчинили себе юные конструкторы из Костаная
Как выучить язык или добро пожаловать в ауыл
Банк и кредит. Как бы басня
В Астане открылся сезон автомотоспорта
В Кызылорде прошел уникальный спектакль на казахском языке, поставленный новым инклюзивным театром «Arman»
В учебно-методическом центре «Тiл» создают все условия для эффективного изучения государственного языка
В Казахстане последний звонок прозвенел для 172 тыс. выпускников 11-х классов
Чемпионат отваги, духа и добра
Смертельное ДТП в Актюбинской области: скончался ещё один пострадавший
Королевскую свадьбу празднует Иордания
Лионель Месси покидает ПСЖ
Военные альпинисты Казахстана и Италии обменялись опытом горной подготовки
Вице-премьер посетил мероприятие для особенных детей
Шесть студенческих общежитий с риском срыва сроков строительства выявили в РК
Вьюга заглянула в дверь
Карту проблем Астаны разработали в МВД
250 тыс. человек остались без электричества из-за лесных пожаров в Канаде
Глава Комитета промышленной безопасности МЧС покинул свой пост
Не будет скуки, если заняты руки!
Более 124 миллионов тенге ущерба и 600 пострадавших – таков итог работы проекта MetaGo в Жезказгане
Архив Президента РК готовит многотомный сборник, в котором будут опубликованы документы, касающиеся репрессий 1920–1950 годов
В Алматинском театре оперы и балета представили обновленную версию балетного спектакля «Жизель»
"Ауыл аманаты": более 3 млрд тенге выделят области Жетысу
Музей вернул народу имена
В алматинских дворах появились разговорные клубы казахского языка «Үйде сөйле»
Двух женщин и ребенка спасли из пожара в Караганде
Президент вручил орден "Достык" шейху Суруру бен Мухаммеду Аль Нахаяну
У 50 абитуриентов нашли смартфоны и шпаргалки на ЕНТ
В Пекине презентовали сборник популярных казахских песен на китайском языке
"Астане угрожает дефицит теплоэнергии" – мажилисмен Саиров
Обвиняемый в избиении жены директор школы в ЗКО получил предписание
В Актюбинской области готовятся к нашествию саранчи
Некому сеять и убирать. Зато есть зрелища. А если есть зрелища, будет и хлеб
Запланированная неэффективность
Природный пожар в Абайской области локализован
Али Кабдулла нокаутировал бразильца в престижном промоушне
Мобильное приложение Enbek HR запустили в Казахстане
Международные эксперты оценили кредитный рейтинг Казахстана
"Приоритет нужно отдавать насыщению внутреннего рынка" – Смаилов
Найдено тело девочки, пропавшей почти месяц назад в Атырау
Жительница Сатпаева Ирина Ким самостоятельно выучила казахский язык – без учебников и курсов. Секретного метода нет, помогло общение
Летчики армейской авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил РК освоили навыки сложного пилотажа
В Алматинском соединении Десантно-штурмовых войск прошло торжественное чествование солдат, убывающих домой
Школьные уроки начальной военной подготовки должны формировать у подростков представление о воинской службе и ее огромной значимости
Безвизовый режим с КНР: стоит ли нам бояться своих соседей?
Опасения по поводу возможного увеличения объемов незаконной миграции в связи с планами РК и КНР ввести безвизовый режим по сути своей надуманы
Озвучена средняя пенсия в Казахстане
На окраине столицы, в районе промзоны, происходят настоящие чудеса. Здесь буквально оживают старые советские машины, обретая вторую жизнь
Планы по увеличению срока «безвиза» между РК и КНР до 30 дней вызвали бурное обсуждение в социальных сетях
Женщины должны занять треть руководящих постов в компаниях «Самрук-Казына»
Более 109 млн тенге потрачено на установку девяти детских площадок в Семее, но ни одна из них не отвечает требованиям безопасности
Побег наркоторговки от полицейских в Астане попал на видео
В автобус с пассажирами выстрелил мопедист в Алматы
Почти треть пассажиров общественного транспорта в Астане не оплачивает проезд
Причины отказа в процедуре банкротства физлиц назвали в Минфине
Осужденная совершила побег в Алматинской области
Почти в 200 тысяч тенге обошлась иностранцу поездка на такси в Алматы
ВОЗ объявила о завершении пандемии COVID-19: каковы итоги в Казахстане
В Атырау полицейские спасли людей из горящего дома (видео)

Читайте также

Своевременный проект
Реквием по весне
Наш ответ жаре
Юные спасатели

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]