Битум виноват?

1260
Елена Ульянкина

Устрашение штрафами

Местным властям надоело выслушивать недовольные выс­казывания горожан о том, что каждый год бюджетные деньги попросту закапываются в асфальт. Они решили действовать, а именно: наказать нерадивого дорожного подрядчика и предать ситуацию огласке. В данном случае речь идет о компании «Арм­Строй». Она отремонтировала три улицы в одном из районов Караганды, а весной новый асфальт… растаял. На проезжей части появились ямы, трещины и пучины. В некоторых местах дорожники забыли убрать строи­тельный мусор и не довели до ума колодцы, которые возвышаются над поверхностью асфальта поч­ти на метр...

Все это зафиксировали сот­рудники отдела дорожно-технической инспекции и выдали компании-подрядчику предписание: в течение месяца устранить нарушения. Директор ТОО «АрмСтрой» пообещал, но… ничего не изменилось. Госавтоинспекторам пришлось обратиться в суд и пот­ребовать наказания нерадивых дорожников. Ведь те не заделали ямы и трещины в асфальте, а значит, создали потенциально аварийную ситуацию на дороге. В итоге административный суд Карагандинской области оштрафовал компанию «АрмСтрой» на 100 МРП. Наказание подейст­вовало. Подрядчик выплатил 240 тыс. тенге, а потом все-таки перестелил некачественно уложенный асфальт.

Казалось бы, этот пример должен был подстегнуть остальных подрядчиков к работе без брака. Но не тут-то было. Халтуры меньше не стало, хотя на дорожный ремонт из бюджета выделяют все больше денег. Так, в 2017 году в асфальтирование Караганды вложили более 6 млрд тенге. Новое покрытие появилось на 25 улицах, однако на восьми из них оно не пережило зимы и весны. Подрядчиков заставили переделать брак за свой счет. В 2018 году на асфальт потратили более 8 млрд тенге. Отремонтировали 60 дорог, больше десятка из которых через год стали трес­каться и покрываться ямами.

Особенно обидно карагандинцам за многострадальную улицу Гоголя. Ее много лет раскапывали, чтобы проложить то канализационные сети, то теплотрассу, то водопровод. И, наконец, в 2017 году нашлись деньги на то, чтобы привести в порядок дорожное полотно. Капремонт улицы Гоголя длился два года и влетел бюджету в копеечку, а именно в 2,2 млрд тенге. За работой подрядчика следили все кому не лень: и технадзор, и заказчик, и члены городского общественного совета, и депутаты. Но не углядели. Щебеночно-мастичный асфальтобетон, пролежав зиму и весну, начал отслаиваться и покрываться ямками.

– У вас такая опытная компания. Вы на рынке больше 20 лет. Имеются свой карьер, техника, асфальтобетонный завод. Почему нет качества? – поинтересовался на одном из совещаний аким Караганды Нурлан Аубакиров.

Подрядчик стал отпираться и перекладывать вину на коммунальщиков, которые несколькими месяцами раньше проложили под дорогой новую теплотрассу.

– Была нарушена технология уплотнения при укладке инженерных сетей под дорогой, – зая­вил начальник участка подрядной организации «Улар МК» Канат Абдрахманов. – Вот это теперь сказывается.

– Подождите, а как же Гоголевский путепровод? – уточнил аким. – На нем труб нет. А дефекты на асфальте там появились. Почему? Это сдвиг тектонической плиты или что? Для вас виноваты все – и коммунальщики, и погода, и ветер, и вода. А проблема – в вас!

В итоге подрядчик устранил изъяны, но неприятный осадок остался.

Профаны и материалы

Представители дорожно-строи­тельных организаций Караганды говорят, что форс-мажоров в их деле не избежать. Мол, невозможно все предусмотреть. Вместе с тем они называют несколько основных причин, которые могут свести на нет все старания. Во-первых, это некомпетентность и непрофессионализм работников. Нередко подрядчики, стремясь сэкономить, нанимают людей без опыта и специального образования.

– Вторая причина – несоблюдение технологии, – объясняет директор компании «РСУ по ремонту дорог» Андрей Андреюк. – Она тесно связана с непрофессионализмом. Понимаете, сущест­вует определенный порядок укладки и укатывания асфальт­ного покрытия. Нужно делать строго определенное количество проходов катка. Использовать асфальтоукладчики с трамбовочным брусом. Организации, не обладающие достаточным опытом работы, часто об этом даже не догадываются. Они, например, делают три прохода катка по асфальтобетонному покрытию, а надо восемь. В результате нет достаточного уплотнения. Возникают поры, в которые проникает влага, которая по временам года то замерзает, то оттаивает. В итоге увеличивается пористость и на дороге образуются трещины.

Еще один фактор, негативно влияющий на качество дорожных работ, – это несоответствие технического задания заказчика реальному положению вещей на объекте. Карагандинские подрядчики часто сталкиваются с тем, что им приходится делать то, чего нет в смете, например, восстанавливать ливневую канализацию или ликвидировать пучины.

– Конечно, добросовестный подрядчик вынужден это делать, причем за свой счет, – констатирует Андрей Андреюк. – Другого выхода у него нет, если он не хочет испортить свою репутацию. А недобросовестная организация вполне может закрыть на это глаза, что в конечном итоге нередко и происходит...

Наконец, нельзя забывать о качестве дорожных материалов. Особенно часто подрядчики пеняют на битум отечественного производства. Они уверяют, что у него недостаточная вязкость, но доказать это не могут, поскольку не хотят тратить ни время, ни деньги на экспертизу.

– Да, такая проблема в Караганде была в 2016 году, – рассказывает подрядчик. – Тогда у многих наших коллег были претензии к битуму. Я не исключаю, что материал может подвести, но всегда есть выход. Мы, например, используем специальные присадки, которые улучшают сцепление битума с каменным материалом.

Надо отметить, что в Караганде есть дороги, которые давно «просят» ремонта. К ним можно отнести Седьмую магистраль, улицы Карла Маркса, Магнитогорскую, Попова и проезды старого города. Главный их бич – грузовой транспорт, который быстро разбивает асфальт. Автовладельцы вопрошают: «куда уходят наши налоги?» и требуют отремонтировать дороги. Но власти непреклонны. Пока не будет объезда вокруг Караганды, приводить в порядок основные магистрали областного центра нет смысла. Их все равно раздавят колеса многотонных фур и грузовиков.

Областной «танкодром»

На областных трассах ситуация с качеством ремонта не лучше. Их ремонтируют, но о позитиве по этому поводу граждане почему-то не распространяются. Дороги, ведущие в города-спутники, оставляют желать лучшего, а о проселочных, грунтовых и говорить не приходится.

«Танкодромом» водители называют дорогу из Караганды в Жезказган и из Жезказгана в нап­равлении Кызылорды. А трасса на Каркаралинск, которую толком не ремонтировали с советских времен, – это памятник безалаберности местных влас­тей. Ее асфальтное покрытие собирались обновить еще перед международной выставкой
«ЭКСПО-2017». Чиновники отчего-то были уверены, что отечест­венные и иностранные туристы, посетив столицу, захотят также заехать и в Каркаралинск, чтобы отдохнуть и полюбоваться красотами природы. С тех пор прошло уже три года, а ремонта как не было, так и нет...

– Действительно, дорога Караганда – Каркаралинск – Аягоз находится в плачевном состоя­нии, – подтверждает член общественного совета Караганды Найля Каирбекова. – Из-за этого в Каркаралинском районе плохо развивается туристический кластер. Да, люди туда едут, но если бы была хорошая дорога, то поток туристов увеличился бы как минимум в три-четыре раза.

Члены общественных советов и депутаты маслихатов каждое лето делают выезды и контро­лируют ремонт дорог. Они уже наслушались объяснений о том, почему новый асфальт сходит вместе со снегом и его смывает дождем. Как всегда, виновата и шахтная подработка, из-за которой на асфальте появляются трещины, и некачественный битум, и забитые мусором ливневки. Словам не верят. Активисты и народные избранники убеждены, что так дорожные подрядчики прикрывают свою халтуру и непрофессионализм.

– Дорожники часто хитрят и лукавят, – высказывает свое мнение секретарь Карагандинского городского маслихата Кудайберген Бексултанов. – Они говорят, что асфальт разрушила вода, потому что на дороге нет ливневки. Возможно. Но твоя задача сделать так, чтобы влага не зас­таивалась на дороге, а уходила. Если же попался некачественный битум, то пусть подрядчик покажет экспертное заключение. Он же этого не делает, а тянет время до тех пор, пока не истечет гарантийный срок на дорогу.

Отметим, что в Караганде самые большие гарантийные сроки на вновь заасфальтированные дороги: на средний ремонт – три года, на капитальный и реконструкцию – пять лет. Все это время подрядчик обязан содержать дорогу в хорошем состоянии. Такой пункт акимат включил в договоры о госзакупках, но иногда подрядчики про него забывают. Они не устраняют поя­вившиеся дефекты до тех пор, пока не получат официального предписания.

По большому счету сама система отечественных госзакупок вынуждает подрядчиков халтурить. Ведь в тендере побеждает тот, кто заявил самую низкую цену. А это непременно отражается на качестве выполненных работ. Подрядной организации приходится экономить и выкручиваться, отдавая предпочтение более дешевому битуму, щебню и неквалифицированным специалистам.

Популярное

Все
Бесплатные кружки на грани закрытия
Что мешает развитию ИИ в Казахстане
Центральная Азия – регион больших перспектив и возможностей
«Келешек мектептері»: равные условия и возможности
«Ұстаз»: поворот в профессии педагога
В «Ясной поляне» и сеют, и жнут, и... рыбачат
Роль выпускников в работе вузов: глобальные тренды и опыт
Качество жизни растет
Откровения сельского художника
Насколько реальны техногенные катастрофы?
Надежный старт
Очистить от хлама поля
Нет производств без технарей
Всем миром и со всем миром
Резонансное дело приняло новый оборот
От мундиров до радиостанций
Достоин памяти потомков
На полигон отправятся студенты
Субсидии есть, скота – нет
Истоки силы и характера
В Казахстане резко изменится погода
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Жару сменят дожди в Казахстане
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
80% выпускников костанайских школ в этом году решили сдавать ЕНТ
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Бесценное богатство из отходов
Если вы подверглись цифровой атаке...
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Торговать не зерном, а крупами
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Началась вторая фаза сохранения Северного Арала
Актуально и сто лет спустя
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
В Актау проложили 1,5 км новых магистральных инженерных сетей
Токаев не будет праздновать свой день рождения
Что надо знать о половых инфекциях и как избежать неприятных последствий
Глава Сената встретился с Председателем Национального Собрания Армении
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Удивительная судьба Масима Якубова
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Трижды обманувший смерть

Читайте также

Место встречи Востока и Запада
Заслон на пути уклонистов и махинаторов
Крепкая связь отцов и детей
Доброжелательная атмосфера в семье – залог счастливого детс…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]