
Сделать второй сезон конкурса более масштабным позволило открытие в нынешнем году Министерством образования и науки в крупнейших региональных вузах страны центров развития предпринимательства и инноваций (ЦРПиИ). Если в первом сезоне было зарегистрировано около 1 500 заявок, то во втором – более 4 000 с охватом порядка 10 000 человек.
В Астану на четвертьфинал приехали более 900 участников в возрасте от 16 до 35 лет, а также 100 экспертов, 50 менторов и 20 региональных координаторов, чтобы выявить 100 лучших проектов для полуфинала по таким направлениям, как «Зеленая экономика», «Образование», «Медицина и здоровый образ жизни», «Услуги», «Сельское хозяйство и химия», «Умные технологии. Smart вещи», «Развитие поколения», «Строительство и декор», «Туризм и развлечение», «Общепит и продукты питания».
– Наша задача заключается в том, чтобы в рамках программ «Рухани жаңғыру», развития образования на 2016–2019 годы продвигать предпринимательское образование, чтобы молодые люди не просто защищали дипломы, но и запускали собственные бизнес-проекты, – отметил, открывая конкурс, ответственный секретарь Министерства образования и науки Арын Орсариев.
Примечательно то, что, по замыслу организаторов, победители получат в награду не гранты, а возможность работать с инвесторами, выступающими на конкурсе в качестве членов жюри, бизнес-тренеров, менторов.
Отрадно, что 34 проекта запустились еще до четвертьфинала и сами привлекли 8,9 млн тенге инвестиций. Среди проектов, начинающих раскручиваться, – Green Brand из Караганды.
– Мы занимаемся созданием серии аксессуаров с использованием живых растений-эндемиков, – рассказывает студентка Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова Мадина Газизова. – Цель проекта – развитие знаний о флоре, создание оригинальных коллекций, сувенирной продукции. Мы с Мариной Уколовой – будущие учителя-биологи, сами выращиваем некоторые растения, собираем, выезжая в экспедиции. Уже регистрируем свой бренд, выходим через «Инстаграм» на рынок, хотя идея родилась только в марте.
С того же факультета биологии и географии Айсулу Муратова, Айым Омарова и Адина Жакупова. Их проект касается разработки продукции для больных диабетом 2-го типа. Не так давно состоялась первая дегустация выпущенного ими мармелада, но девушки планируют расширить линейку пищевых продуктов, в которых так нуждаются диабетики.
К слову, Карагандинская область – вторая по количеству участников регионального этапа конкурса, впереди – Актюбинская, где конкурс собрал под свои знамена более 800 человек.
Ребята будут представлять фильтры для очистки воды, проект доставки здорового питания с консультацией диетолога, мобильное приложение для корректировки речи малышей. В их числе и проект братьев Хакимжана и Нурымжана Мухтар и их друга Альбека Бузаева по производству съедобных стаканчиков для напитков, фаст-фуда под названием «хакинаки». А что – и вкусно, и экологично: меньше пластика на мусорных свалках.
Ляззат Салыкова из Капчагая – председатель общественного объединения инвалидов «Камкор Журек». С прошлого года она ведет проект, обучая молодых девушек вязанию игрушек крючком, на спицах, на вязальной машине. В Астану Ляззат хотела приехать с проектом небольшой мастерской по вязанию, но накануне четвертьфинала у нее появилась новая идея – выпускать собственную линию одежды из трикотажа для семьи.
– Такие конкурсы, как «Startup Bolashak – Менің арманым», – прекрасная возможность проявить себя, зарядиться энергией от фонтанирующих идеями людей, – говорит Ляззат Салыкова.
Перед участниками с мастер-классами и лекциями выступили лучшие бизнес-тренеры страны, популярные и успешные люди. Эксперты рассказали участникам конкурса о секретах раскрутки проектов, об ошибках, способных загубить инновационную идею, поделились собственным опытом.
Отобранные 100 лучших стартапов поборются за билет в финал в рамках Летнего кубка «Startup Bolashak – Менің арманым» в июле. Только 50 из них станут участниками финального телевизионного этапа конкурса – ТВ-шоу «Менің арманым». Он пройдет в формате аукциона стартапов, конкурсанты должны будут убедить инвесторов в том, что именно их проекты достойны финансовых вложений. Затем в ЦРПиИ регионов состоятся «Региональные Demo Day» с подведением итогов акселерационной программы.