​Большая перемена

1006
Марина Михайлова

Насколько удачно проходит эксперимент с изменением финансирования в учебных заведениях, чиновники Министерства образования и науки выясняли не в кабинетах ведомства, а непосредственно в школах, на встрече с их директорами: делегация представителей МОН РК во главе с вице-министром образования и науки РК Бибигуль Асыловой приехала в город Талгар Алматинской области. Именно в четырех талгарских школах (№ 5, 14, 16 и 49) с 2013 года проводилось пилотное тестирование подушевого финансирования. Участники проекта обстоятельно рассказали о его результатах, и встреча прошла в формате открытого и доверительного диалога. Также на этой встрече состоялась презентация проекта.

Как отметила Бибигуль Асылова, цель подушевого финансирования – обеспечить единый подход при расчете объемов средств на финансовое обеспечение прав граждан на получение бесплатного среднего образования. Поду­шевое финансирование должно повысить качество образования, конкурентоспособность учебных заведений, самостоятельность школ в расходовании бюджетных средств и эффективность их освое­ния. Также, по ее словам, новая система финансирования пресечет погоню школ за освое­нием денег, поможет решить вопросы нехватки учебников и поборов в учебных заведениях, минимизировать коррупционные риски.

Нынешняя система финансирования среднего образования устроена так, что финансируется школа, а не отдельный ученик. Ежегодно расходы индекси­руются, то есть чем больше школа тратит в текущем году, тем больше она получает в следующем. И при этом расходы на одного учащегося по регионам неоднородны, различаются в объемах до 2,5 раза. Из-за такой системы во многих школах идет погоня за освоением денег, а не за качеством образования. К тому же законодательно учебные заведения ограничены в осуществлении своей деятельности и, как следствие, не обладают финансовой самостоятельностью и гибкостью в принятии управленческих решений, ориентируясь больше на процесс обучения, а не на его результат.

– Нынешняя организационно-правовая система наших школ не позволяет реализовать проекты, которые с внедрением подушевого финансирования станут возможными, – подчеркнула вице-министр.

При подушевом финансировании бюджетные средства будут выделяться из расчета на одного ученика, по схеме «деньги сле­дуют за учащимися». То есть объем выделяемых средств будет зависеть от численности учеников в школе. Как уточнил президент АО «Финансовый центр» Аскар Ибраимов, нормативы расходов на одного ученика будут варьироваться в зависимости от количества учебных часов в неделю в соответствии с типовыми учебными планами. Повышающий коэффициент к нормативу пре­дусмотрен для школ, расположенных в сельской местности, и для учеников, обучаю­щихся в классах с коррекционно-развивающим обучением.

Было отмечено, что благодаря новой системе финансирования у школьников и их родителей появится возможность выбирать лучшую школу, а для учебных заведений будет ценен каждый ученик, ведь где бы он ни учился, за ним приходят деньги. Угроза оттока учащихся будет служить стимулом для администрации школы и местных органов власти улучшать состав учителей и материальную базу учебного заведения, условия обучения, что приведет к конкуренции между школами.

Оплата труда учителей также будет производиться по новому принципу. Суть его в том, что платить им будут не только за уроки, но и за все виды образовательной деятельности. Для этого в школах собираются ввес­ти стимулирую­щие надбавки и премии для мотивации работы на результат. В итоге учитель не будет заинтересован в 27 учебных часах, а останется доволен 18 часами, так как критерием его успеха будут эффективность подачи материала, качество прохождения учебной программы, внеклассная работа с учениками.

– Нужно постепенно уходить от тарификации и переходить к сис­теме контрактных отношений с учителем. Новые методы финансирования должны защищать автономию школы, – подчеркнули представители МОН РК.

Суть проекта – и в переходе на режим хозяйственного ведения, во внедрении корпоративных форм управления школами через попечительские советы, в которые могут войти не только родители, но и инициативные граждане. Эти советы будут наделены правом согласования кандидатуры руководителя школы, серьезными полномочиями в финансовой сфере. Учебные заведения смогут самостоятельно распоряжаться своим бюджетом, зарабатывать на допуслугах, решать вопросы по оплате труда. Следовательно, у них появится возможность закупать дополнительную литературу для учащихся, оплачивать услуги приглашенных лекторов. Все это увеличит эффективность использования бюджета учебного заведения, повысит его финансовую самостоятельность и уровень менеджмента, открытость в принятии финансовых решений.

Как резюмировали представители МОН РК, цель подушевого финансирования – обеспечить единый подход при расчете объемов средств на финансовое обеспечение прав граждан на получение среднего образования. Количество выделяемых средств будет соответствовать потребностям учебного заведения для обеспечения должного качества образования каждого ученика. Таким образом, подушевое финансирование позволит вывести систему среднего образования на качественно новый уровень, придать ее развитию динамизм.

В необходимости и эффек­тивности внедрения проекта чиновники не сомневаются. Тем более что его реализация показала ожидаемые результаты. Об очевидных плюсах подушевого финансирования на встрече с ними рассказали не только директора и педагоги экспериментальных школ, но и ученики. Так, было отмечено, что учитель увидел реальную дифферен­циацию своего труда. Попечительский совет активно включился в жизнь школы, повысилась успеваемость учеников, педагоги стали вес­ти дополнительные занятия, возить учеников на экскурсии, увеличилось число кружков и секций. В результате дети стали чаще выигрывать в районных, областных и даже международных олимпиадах.

– За 4 года, которые мы были в проекте, повысилась ответственность педагогов за выполнение своих обязанностей. Теперь они действительно заинтересованы в том, чтобы все дети хорошо усваивали материал, на уроках им было интересно, они расширяли свой кругозор, – сказала, например, директор школы № 5 города Талгара Назым Сапакова. – Так, наш молодой учитель географии, которая раньше не отличалась рвением в работе, стала водить школьников в музеи, в походы, организовывать поездки детей в заповедники, начала публиковаться в образовательных журналах.

– Теперь учителя больше с нами занимаются, и мне стало легче и интереснее учиться, – сказал ученик этой школы Артем Румянцев. – Если кто-то что-то не понял на уроке, ему это дополнительно разъясняют. Еще мне нравится, что мы ездим в разные места и узнаем много нового об истории, географии и природе.

Подушевое финансирование – не новый инструмент. Такая схема реализуется в России, странах Европы, Юго-Восточной Азии, Америки и Австралии. Международный опыт ее внедрения демонстрирует более эффективную работу образовательных учреж­дений, находящихся в конкуренции друг с другом, становится неотъемлемой частью политики в области образования.

Проект подушевого финансирования инициировал Президент страны в сентябре 2012 года, в 2013-м была утверждена приказом министра образования и науки его методика, и тогда же началось пилотное внедрение. Сегодня в проекте задействовано 73 учебных заведения в Астане, Алматы, Актюбинской, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. С 2018 года проект будет апробироваться в колледжах, а с 2020 года на подушевое финансирование в стране перейдут все полнокомплектные школы. 

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Многодетные семьи получили ключи от квартир
Пресекли незаконную охоту на пернатых
В Нацгвардии определили лучших методистов
Аким проверил готовность объекта

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]