Черная дыра

1828
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

Встаньте в очередь

В августе «Казахстанская правда» рассказала о поставках угля восточно-казахстанским теплоэнергоцентралям и котельным («В графике есть одно «но», 17 августа 2021 года). Напомним: поставки каменного топлива предприятиям расписаны по графику на протяжении всего года, а в школах и больницах создать запас планировалось еще к 1 сентября. Так что, по идее, ажиотажу неоткуда было взяться, но, как говорится, что-то пошло не так...

С октября уголек стал дефицитом, да еще каким! Как пожаловался житель 23-го района Усть-Каменогорска Виктор Литвинов, 5 ноября социальный уголь доставляли тем, кто стоял в очереди на 12–13 октября. У самого пенсионера приняли заявку на вторую половину ноября.

– Ужас, что творится, – поделился эмоциями Виктор Николаевич. – Понятно, что сентябрь-октябрь – время пикового спроса, очереди. Но позднее ажиотаж обычно спадал. В первых числах ноября я всегда мог спокойно купить запас. А в этом году угля нет. Коллапс! Спрашиваю у водителя: «Когда привезешь?» Тот говорит: «Целыми днями стою в очереди, ни одного рейса сделать не могу. Подходят грузовики с прицепами, все увозят в сельскую местность». У соседей та же история – каждый ищет, где купить, а угля нет.

В Усть-Каменогорске каменное топливо отгружают на двух железнодорожных площадках – одна на правом берегу Иртыша, другая – на левом. Выезжаю по очереди на обе точки, чтобы увидеть все своими глазами. На правобережной станции насчитываю в очереди 25 грузовиков, на левом берегу – 24. Погрузка идет непрерывно, один КамАЗ уходит, другой тут же занимает его место. Очередь не убывает. По словам водителей, в приоритетном порядке обслуживают заявки на бытовой социальный уголь и в основном из сельских округов.

– Я узнавал: приходит по 5–6 вагонов в день, – говорит водитель Ержан Жумабаев. – А надо, чтобы по 10 вагонов давали. В этом году вообще что-то небывалое, у всех шоферов нервы на пределе. Слышали, наверное, про случай 27 октября – один долго ждал, потом облил себя соляркой и грозился поджечь, если его машину немедленно не загрузят.

На вопрос, как купить каменное топливо, Ержан пожимает плечами, сейчас они закрывают заявки только за октябрь, до декабря все глухо. Есть предприниматели, которые продают мелкими партиями – по 1 400 тенге за 40-килограммовый мешок. Такая цена в 3 раза выше средней коммерческой, не говоря о социальной. Зато привезут в тот же день или на следующий.

– Все дорожает, – вздыхает владелец грузовика. – В Усть-Каменогорске не найдешь дизтоп­ливо дешевле, чем по 300 тенге. Расходы на доставку в сельскую местность растут. В отдаленных районах за тонну угля просят уже 22 тысячи тенге, и цена еще поднимется. Сами видите, какие очереди.

Водители, ожидающие в «хвос­те» к угольному тупику, дополняют картину: привезти машину угля по адресу в Усть-Каменогорске стоит 25–30 тыс. тенге, доставка в отдаленный район, например Урджарский, Курчумский или Катон-Карагайский, – 50 тыс.

Где потерялся?

Чем вызван небывалый ажио­таж вокруг каменного топлива? По информации управления черной металлургии и угольной промышленности Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, дефицита сырья нет, разрезы работают по согласованным графикам. Ситуацию якобы спровоцировали местные исполнительные органы, провалившие в летний период соз­дание запаса угля. Кроме того, виновными в столице считают самих граждан, забывших золотое правило «готовь сани летом».

– Цена зависит от рыночных отношений, – выразил мнение начальник управления Жанат Игисинов. – Есть перевозчики, у которых свой тариф. Есть самозанятые, которые закупают уголь в точках реализации и перепродают в населенных пунктах. Цены, конечно, варьируются.

По версии, активно дискутируемой среди населения и в соц­сетях, в дефиците каменного топ­лива виноват якобы его экспорт. Мол, уголек уходит за рубеж, как в черную дыру. Разрезам выгодно его экспортировать.

Как пояснили в АО «Каражыра» – главном поставщике угля на востоке страны, такие утверж­дения являются не более чем слухами, фейком.

– Есть экспортные отгрузки в Украину, но туда направляется уголь мелкой фракции до 25 миллиметров или отсев, – дал комментарий начальник отдела маркетинга Алмат Арсламбаев. – Причем украинская сторона сама предоставляет вагоны и ведет погрузку. Для населения Восточного Казахстана и других регионов республики мы отгружаем уголь с фракцией до 300 миллиметров, то есть потребительского класса.

За 5 месяцев, с июня по октябрь, на железнодорожные станции Восточного Казахстана разрез поставил почти 390 тыс. тонн уголька. Цифра кажется огромной, но каражыринцы констатируют: ситуация далека от идеальной. Даже по отношению к крупным предприятиям плановые поставки не выдерживаются. Например, план поставок на ТЭЦ Риддера и тепловодоцент­раль Алтая выполнен на 84%, на Согринскую ТЭЦ – на 91%, на Теплокоммунэнерго Семея – на 58%. В целом отклонение от плана на начало ноября превысило 366 тыс. тонн.

– Причина в дефиците вагонов, – пояснил руководитель. – Мы прогнозировали такую ситуацию и в мае-июне пересмотрели график.

Распределили отгрузку равномерно в течение всего лета. Но этого оказалось недостаточно. Дело в том, что железная дорога берет в учет все заявленные вагоны на станции Дегелен, а мы – только те вагоны, которые зашли на станцию нашего разреза.

Для примера: в течение августа угольщики подавали заявку на 280 полувагонов в сутки, а получали от 178 до 220. В сентябре просили от 280 до 320, получали – от 213 до 238. В октябре подавали заявки на 300–370 полувагонов, получали от 245 до 260. В целом, как подсчитали в АО «Каражыра», за период с августа по октябрь в связи с отсутствием составов разрез не смог отправить предприятиям и населению больше 426 тыс. тонн угля!

– За 7 дней ноября при заявке 2 450 полувагонов нам дали под погрузку почти на 400 единиц меньше, – отметил начальник отдела. – Другими словами, только за первую неделю месяца мы отгрузили угля на 27,5 тысячи тонн меньше. Сегодня, чтобы обеспечить суточное потребление, должны получать не меньше 350 полувагонов ежесуточно. А чтобы создать нормативный запас на ТЭЦ и в котельных – не менее 400 в сутки.

По данным АО, на сегодня в адрес Усть-Каменогорска поступает от 12 до 22 вагонов в сутки, в адрес Семея – 10–15. Угольным компаниям, к слову, меньше всего нужен ажиотаж. Они заключают договоры на товарных биржах сразу на год и заинтересованы в плановой ритмичной угледобыче. Без рывков и спадов.

Кому раскаленная ситуация на руку, так это конечным реализаторам. В пик спроса владельцы грузовиков взвинчивают цены на свои услуги на 30–40%. Выходом из ситуации, по мнению угольщиков, мог бы стать контроль со стороны акиматов, например, в виде меморандумов с собственниками железнодорожных угольных тупиков. Последние могли бы взять обязательства в течение всего сезона сохранять розничные цены на топливо и организовывать доставку конечным потребителям.

– Высказывалось предложение создать стабилизационный фонд, но рынок угля на сегодня сбалансирован, – отметил Алмат Арсламбаев. – Если появятся рес­публиканский или региональные операторы, то оптовики, покупаю­щие уголь на товарных биржах, окажутся в неравных условиях. Это идет вразрез с антимонопольным законодательством и создает почву для коррупционных правонарушений.

К слову, по данным АО «НК «Қазақстан темір жолы», за сентябрь-октябрь железнодорожным транспортом в ВКО дос­тавлено свыше 440 тыс. тонн коммунально-бытового угля. В октябре погружено более 232 тыс. тонн, или 129% к плану. Из 63 тыс. полувагонов, принадлежащих разным собственникам, 55% задействовано в перевозке угля. АО «Казтемиртранс» предос­тавило для перевозки твердого топлива свыше 13 тыс. полувагонов, или 66% имеющегося парка.

Словом, странная картина. Угольный разрез готов поставить столько каменного топлива, сколько необходимо. Железная дорога, если верить ее цифрам, старается изо всех сил. Но при этом факт остается фактом: сезон холодов наступил, а купить уголек, чтобы согреть свои дома, люди не могут!

Популярное

Все
Электрослесарь потушил пожар в шахте
Более семидесяти новых технологий внедрили в Национальном центре нейрохирургии
Будет создан Научный центр ревматологии
Архивная рукопись рассказа Мухтара Ауэзова стала настоящим событием
В Алматы состоялся форум детских и молодежных инициатив
Монография «Скрытые лики террора: история в документах и судьбах» демонстрирует новые подходы в изучении советской истории
Добыть и приумножить
У олимпийской сборной Казахстана 50 лицензий в 16 видах спорта
В Шымкенте отбита «тарифная атака» на бизнес
Главными ценностями остаются единство и духовный рост
Христо Кючуков: «Языки надо учить по любви»
Состоялся Х конкурс юных пианистов имени Ахмета и Газизы Жубановых
Наступит ли эпоха развитого туризма?
Ассамблея стала важнейшим институтом волонтерства и благотворительности
Уже третье поколение семьи Лапшиных трудится на ТГПК
Таксист спас пенсионерку от мошенника
Звезды провели экскурсию в музее
Остановилась в шаге от финала
Cердцами с теми, кто пострадал от паводков
А вдруг приспичит?
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Молодой казахский композитор пленил Женевскую публику
Паводки: более 36,7 тыс. человек вернулись домой
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор

Читайте также

Не бойся дороги, были бы кони здоровы
Внедрена инновационная технология по очистке сточных вод
Первомай в Актюбинской области отметили выходом на субботни…
Слова и дела должны быть едины

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]