Чтобы прекратился «лифтопад» Статьи 1 февраля 2018 г. 10:36 1438 Досжан Нургалиев Сертифицированный форматМинувший год был, увы, урожайным на всевозможные чрезвычайные ситуации, связанные с аварийной остановкой и даже падением лифтов в многоэтажных жилых комплексах столицы. Так, в апреле в ЖК «Эдем Палас» с 6-го этажа сорвался лифт, в котором находилось 7 человек, включая ребенка. Спустя некоторое время там же произошел еще один аналогичный случай – кабина ринулась вниз с 17-го этажа. Благо система безопасности сработала вовремя, и запасной трос движение застопорил. Через месяц аналогичный случай произошел уже в другом жилищном комплексе – «Айя». И на этом череда «лифтопадов» не закончилась, что, несомненно, указывает на системный характер проблемы. В прошлом году после серии публикаций в СМИ, в том числе и в нашей газете, проблема аварийности лифтов в Астане обсуждалась на разных уровнях, включая Мажилис Парламента. Однако, судя по тому, что воз и ныне там, организации по техобслуживанию лифтов так и не сделали для себя надлежащих выводов и продолжают исполнять свои функции на грани высокого риска для клиентов. При этом изменить ситуацию в одночасье за счет громов и молний с административного олимпа невозможно – это рынок, где действует частный бизнес. К тому же лифты ЖК – частная собственность кондоминиумов, то есть самих жильцов домов, которые наряду с КСК должны принимать непосредственное участие в выборе и оценке деятельности обслуживающих лифты компаний. Они вправе разрывать с ними контракты на обслуживание и перезаключать договоры. Благо за предложениями на этом конкурентном рынке далеко ходить не надо – аукнешь, откликнутся сразу с десяток фирм. Вот только многие из тех, кто предлагает свои услуги по «смешной» цене, на деле могут смахивать на контору по заготовке «рогов и копыт». В прошлом году на одном из форумов аким Астаны Асет Исекешев отмечал, что сегодня на столичном рынке сервисного обслуживания лифтов работают 50 компаний, из которых лишь незначительная часть реально обладает компетенциями, специалистами и необходимой производственно-технологической базой. – Остальные не имеют базы, но мы не можем влиять на ситуацию в силу отсутствия в этой сфере системы лицензирования и госрегулирования, – пояснил аким.То есть регулировать ситуацию здесь должны никак не госорганы, а субъекты рынка и сами потребители, которые заинтересованы в безопасных и исправных лифтах. В этом же направлении эволюционирует и рынок, подвигая компании в условиях новых требований к стандартам обслуживания населения объединяться в отраслевые ассоциации. И стабильные сервисные структуры уже готовы потеснить временщиков, затесавшихся в эту сферу по воле случая.Как пояснил председатель Ассоциации «Союз лифтовых организаций Казахстана» Думан Жайлыбеков, сегодня порядка 60 компаний по республике, в том числе 25 столичных сервисных предприятий, объединились в Союз лифтовых организаций Казахстана. Объединение зарегистрировано в органах юстиции в качестве саморегулируемой структуры. В рамках этой системы лифтосервисные компании призваны подтверждать свою квалификацию на добровольной основе.– В этом направлении мы действуем совместно с НПП «Атамекен», городским и районными акиматами Астаны. Но люди, привыкшие к государственному контролю, несколько настороженно смотрят на перспективу саморегулирующейся системы рынка, возможно, боятся наломать дров. Поэтому мы ведем работу внутри самой ассоциации, объясняя руководителям компаний, что иного пути стабилизировать сложившуюся ситуацию, кроме введения практики добровольной сертификации по монтажу и обслуживанию оборудования, у нас практически нет, – говорит Думан Жайлыбеков.Причем ассоциация намерена сама выявлять недобросовестных поставщиков услуг и заявлять об этом в госорганы, поскольку хаос на рынке, как правило, обходится слишком дорого для всех.Ассоциация ведет активную работу для того, чтобы обладать статусом обязательной саморегулирующейся организации. В этом случае союз будет наделен определенными регулирующими полномочиями. Кроме того, в рамках предполагаемых изменений в законодательстве о жилищных отношениях предусматривается наделить работников жилищной инспекции статусом государственных инспекторов, которые будут иметь более весомые полномочия по обеспечению надзора за ситуацией в той или иной области развития, в том числе на рынке лифтовых услуг.Разработка новых поправок в законодательство о жилищных отношениях завершится в текущем году, и есть надежда, что это расставит все точки над «i».– Во-первых, термин «объекты ЖКХ» не дает четкого определения, о какой конкретной сфере деятельности идет речь, где она начинается, а где заканчивается. То есть сюда можно отнести все, что угодно, – пандусы, внутридворовые территории, домофоны и прочее, но доказать кому бы то ни было, что речь идет о лифтовом хозяйстве, невозможно. Другая проблема – дублирование функций. Такие же отделы, как и в жилищной инспекции города, есть у территориальных подразделений Комитета по индустриальному развитию и промышленной безопасности МИР РК. Но их прерогатива – промышленные зоны. А они непонятно почему пытаются распространить свое влияние и на сферу ЖКХ городов, – говорит Думан Жайлыбеков.Качественный товар – долгосрочные инвестицииВ Астане, как уже отмечалось, обслуживанием лифтов жилых комплексов по контрактам с КСК занимаются свыше 50 сервисных компаний, большинство из которых – новоиспеченные организации, не имеющие ни технической базы, ни нормальных кадров, ни производственного опыта. При этом никто не знает, кто приходит или уходит с рынка, как структуры выполняют свою работу и в каком русле развиваются. В сегменте столичного жилого фонда эксплуатируются не только новые лифты, но и старые, которые либо достигли своего 25-летнего срока износа, либо еще нет. Но в целом большинство жилых комплексов Астаны – это новые здания, и, конечно же, эксплуатируемая здесь техника еще не успела отработать лимит времени. Почему же, спрашивается, она дает сбой?– Тот факт, что в новых жилых комплексах лифты начали ломаться и останавливаться на ремонт, не удивляет, поскольку сегодня застройщик ориентируется при покупке техники на низкое ценовое предложение в ущерб качеству. То же самое происходит и при выборе КСК обслуживающей компании. При этом никто не отдает отчет в том, что входит в эту цену – пустые слова или емкий пакет сервиса, – говорит глава ассоциации.Обслуживать 100 лифтов, имея в штате всего 3–4 техников, практически невозможно, поскольку для проведения текущего осмотра и профилактики нужно время. Даже многоопытный квалифицированный специалист на своем участке может обслужить в месяц не более 15–20 грузоподъемных устройств. Тем не менее некоторые компании с минимальным уровнем кадровых возможностей пытаются объять необъятное. В результате сегодня, как отмечают эксперты, порядка 40% лифтов обслуживаются некачественно и, что называется, на скорую руку. Такая практика может привести к тому, что уже в ближайшем будущем города нашей страны столкнутся с проблемой сверхвысокой концентрации лифтов, подлежащих замене. В целом корень зла текущих проблем в сфере эксплуатации подъемно-лифтовых механизмов сосредоточен не только на техобслуживании. Лифт или эскалатор – это долгосрочные инвестиции. Как следствие, застройщики, проектировщики, управляющие компаний, товарищества собственников жилья не всегда готовы платить больше и делать выбор в пользу дополнительного комфорта, сервисной комплектации и безопасности. Тем не менее можно предположить, что постепенно в сознании казахстанцев, в том числе тех, от кого зависит выбор качественного оборудования, сформируется новое отношение к лифтам в пользу безопасности и качества. То есть будут созданы такие условия, при которых нерадивые и слабые игроки сами по себе отсеются, а сервисную эстафету понесут только те, кто уже сегодня имеет для этого прочную техническую и кадровую основу.Серьезные организации, у которых есть не только база, но и квалифицированные кадры и опыт, осуществляют сервисное обслуживание на системной основе, проводя не только текущий, но и капитальный ремонт оборудования, на что требуются дополнительные средства. Но жильцы, как это нередко бывает в нашей практике, не хотят платить ни за капитальный ремонт, ни тем более за замену лифтов, стоящих недешево. Поэтому во многих случаях сервисным компаниям приходится выходить из положения путем латания того, что в странах ОЭСР могло бы занять достойное место лишь на свалке.Приоритеты безопасностиПо мнению главы ассоциации, на сегодня в Астане есть порядка 25–30 компаний, которые инвестируют значительные средства в развитие производственной базы, технологическое оснащение и подготовку специалистов в сфере обслуживания лифтового оборудования. В числе участников рынка, которые имеют аварийные и ремонтные службы, пункты оперативной диспетчерской связи, – компании «Астаналифт», «Лифты Астаны», LS Grоup, «Лифт-КZ».В условиях конъюнктурной неразберихи на рынке услуг всем этим организациям стало трудно конкурировать с фирмами-однодневками, получающими преимущество за счет ценового демпинга, когда стоимость услуг занижена в разы по сравнению со средними тарифами стабильных компаний.– У крупных компаний на обслуживание каждого лифта есть определенная смета расходов. И если КСК желает получить услуги по стоимости ниже этой сметы, то компания, ориентированная на предоставление качественного сервиса, теряет часть рынка, которую тут же прибирает к рукам новоиспеченная «заготконтора», – говорит эксперт.В свое время, когда в Астане бесперебойную работу лифтов обеспечивали не более 30 компаний, деливших рынок меж собой, антимонопольный орган нередко высказывал претензии насчет слабой конкуренции в данной сфере. При этом явно не учитывался специфический характер деятельности. По мнению Думана Жайлыбекова, когда КСК заключают договоры на услуги с компаниями, они, как правило, смотрят на вещи сугубо с позиции экономической рациональности.– Поэтому мы будем работать и с КСК для того, чтобы при заключении договора на сервисное обслуживание они требовали у компаний наличие квалификационного сертификата, подтверждающего потенциальные возможности бизнеса в предоставлении качественного сервиса, – отметил эксперт.
12 апреля 2025 г. 1:28 Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
29 марта 2025 г. 1:00 Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
23 марта 2025 г. 17:00 В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
8 апреля 2025 г. 15:17 Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте