Cтатистика подтверждает: тревожность при перелетах испытывают примерно 85% населения

3923
Елена Левкович
корреспондент

Почему же так боязно? Тут надо присмотреться к самому слову: «фобия» подразумевает именно иррациональный страх. То есть вроде бы никакого повода нет, но человек накручивает себя так, что придуманная «картинка» не идет ни в какое сравнение с реальной угрозой возможного авиаинцидента. И вот уже по ночам не спится, и дело доходит, в конце концов, до полного отказа от авиапередвижения.

рисунок Николая Веревочкина

Знаю по себе, аэрофобы – настоящие мазохисты: могут часами читать истории о произошедших авиакатастрофах, изу­чают статистику (а она, кстати, весьма и весьма щадящая, если сравнивать с показателями автопроисшествий), во время полета прислушиваются к звукам турбин, пытливо всматриваются в лица бортпроводников... В моменты турбулентности или, как я, например, во время посадки, могут мертвой хваткой вцепиться в сидящих поблизости посторонних людей.

В недавний полет я, себя не помня от ужаса, так тесно прижалась к плечу соседа слева, что уже на земле он мне, смеясь, сообщил: «После таких объятий я, как честный человек, обязан на вас жениться».

Шутки шутками, но, когда накатывает паника, в голове только одна мысль: ну вот и все, не зря боялась, и знаки были не зря. Тут вообще отдельная тема: накануне полета выискивать якобы знаки свыше, прямо намекающие, что лететь не надо. Это может быть сон, внезапно возникшее перед глазами слово, выхваченное на экране телевизора, случайно попавшаяся новость...

Но в чем конкретно заключается боязнь, аэрофоб четко объяснить не может. В голове все в кучу: боязнь высоты, замкнутых пространств и, может быть, даже пилотов... И никакие объяснения законов физики, увещевания не могут перебить ужас.

Дышите правильно, помните о стоматологе

Что же остается – сдаться на милость фобии? Или попытаться выбить клин клином – летать почаще и подальше? За мнениями мы обратились к экспертам – профессионалам своего дела. Попробуем рассмотреть проблему со всех сторон, заодно обсудив такой момент: частные авиакомпании предлагают услуги для аэрофобов, в полете рассказывая и показывая весь процесс.

Жибек Жолдасова, кандидат медицинских наук, психотерапевт:

– Жибек Алилулаевна, как помочь аэрофобу в моменте? И как вообще понять, что человек паникует?

– Распознать приступ аэрофобии в самолете достаточно легко. Человек сидит в очень напряженной позе: крепко держится за подлокотники или что-то нервно теребит руками, постоян­но меняет положение тела, на лице читается ужас. Может оглядываться в панике по сторонам или, наоборот, забивается в угол, вжимаясь в спинку кресла. Но это наиболее характерные признаки, на самом деле у каждого паническая атака протекает по-разному.

А вот помощь примерно одинакова. Если я стала свидетелем приступа, а такое бывало уже не раз, беру человека за руки (предварительно спросив у него разрешения на это) и прошу посмотреть мне в глаза. Визуальный контакт отвлекает сразу же. А потом начинаю задавать дурацкие вопросы: какого цвета у меня глаза? Какого цвета у вас футболка? Кресло вам как – мягкое или жесткое?

Срабатывает всегда! Мы искусственно смещаем фокус, человек успокаивается, но как только вновь накрывает волна паники – опять устанавливаем визуальный контакт. Вспомните любой кинофильм: любимая фраза героев при волнующей ситуации – «посмотри мне в глаза».

Очень хорошо срабатывает телесный контакт! Не стесняйтесь взять паникующего за руки, это рождает чувство сопричастности, человек сразу ощущает, что есть помощь, защита, и это тоже активный отвлекающий маневр – якорение.

Можно применить приемы правильного дыхания, есть специальные приложения для отработки этой практики. В общем, в ход может идти что угодно, дабы купировать страх.

– А были в Вашей практике случаи, когда фобия в буквальном смысле мешала человеку жить и летать?

– Безусловно, бывают у меня такие пациенты, у которых страх настолько силен, что они попросту запрещают себе летать, ограничиваясь поездками на машине и максимум – поездами. И в таких случаях я выписываю лекарства – успокоительные, транквилизаторы. Ведь тяжело протекающие панические атаки – это на самом деле испытание: могут случиться и конвульсии, и истерики, а рядом может не оказаться человека, знающего как помочь.

Подчеркну: медикаменты не назначаются курсом, я рекомендую принимать их исключительно по факту, то есть вам предстоит полет, и вы заблаговременно выпиваете таблетку. Как совет: попробуйте действие медикамента заранее, чтобы посмотреть эффект, а вдруг именно на вас оно не подействует или будет неудобное побочное действие?

С таблетками свой нюанс: для очень многих само наличие успокаивающего средства уже действует лечебно. Таблетку можно и не принимать, но то, что она есть, и знание о ее эффекте греют душу и успокаивают. У некоторых уже просроченные блистеры лежат в кармане как талисман.

Я не склонна рассматривать аэрофобию как проявление какого-то основного психического или психологического состояния. В конце концов, у нас у всех есть какие-то фобии: кто-то боится пауков, а кто-то – высоты. Любая фобия – момент встречи с конкретным триггером, провоцирующим тревогу. И длится это состояние, то есть приступ, до момента, пока либо триггер не исчез, либо вы не совладали с собой.

С другой стороны, если вы в целом довольно тревожный человек, легко паникуете по любому поводу, то походить к специалисту будет полезно. «Провериться» можно и самостоятельно: сейчас в Интернете полно тестов на определение уровня тревожности. Пройдите, оцените результаты, и если показатели зашкаливают, примите профессиональные меры – специалист подберет методики для дальнейшей самостоятельной проработки.

Классическое поведение аэрофоба: насмотреться фильмов-катастроф, начитаться, как «в идеале» должен вести себя самолет в полете, на посадке, и дрожать от каждого, как вам кажется, неверного движения. И самая большая проблема воздушных паникеров – пытаться в своей голове «вместе» с пилотом вести самолет. Перестаньте это делать! Пилоты сами знают, как управлять крылатой машиной, и они тоже хотят жить!

Да, к сожалению, все законы, в том числе воздушные, пишутся кровью. Произошедшие катастрофы – это не только трагедии, но и уроки, опыт для авиации, и сейчас мы, я уверена, на таком уровне, когда подобные беды практически исключены.

Как я отношусь к коммерческим предложениям пилотов отправиться с ними в полет на маленьких самолетах и воочию увидеть весь процесс с параллельными пояснениями? Почему бы и нет? Допустим, человек боится стоматологов, особенно тех, кто молча что-то делает с его зубами, а он в это время, обливаясь потом, буквально теряет сознание при звуках бормашины.

Согласитесь, вы гораздо легче перенесете процедуру, если дантист будет комментировать происходящее: «Сейчас мы зачищаем кариес вот этим инструментом, промываем, ставим пломбу…» Так же и с пилотом: вот так взлетаем, приборы показывают все параметры, вот так поворачиваем. Это уже серьезный психологический тренинг.

Помогают ли от аэрофобии частные полеты? Не всем, но многим. Когда привыкаете к ощущениям, они перестают вас пугать, это раз. А два – опять-таки вернемся к стоматологам: вы ведь лучше пойдете вовремя к врачу, зная, что, если запустить, потом придется еще хуже.

Учите матчасть!

Не понаслышке знают про аэрофобов и сами летчики. Например, Ринат Ахметов, командир Boeing 737, уже 23 года служащий в авиакомпании SCAT, как-то самостоятельно провел сеанс психотерапии вкупе с уроком физики:

– Летел я как-то пассажиром, а соседкой оказалась девушка с ребенком. И чувствую – она вся сжалась. Разговорились. Она мне призналась, что очень боится летать. А так как путешествовала с малышом, еще и за него переживала. И я взялся рассказать ей про самолет, про то, как он устроен. Немножко про двигатели, немножко про планер. И она успокоилась, очень благодарила: «Вы меня так успокоили, теперь не страшно лететь. Классно, что мое место оказалось рядом с вами». Так что я считаю: знание – сила! Просто нужно больше узнавать, читать.

Часто бывает: у пассажиров, которые боятся летать, может случиться паническая атака и, как следствие, например, повыситься давление. В этом случае применяются простые медикаменты, предлагают чай или, например, кофе, если давление снизилось.

Из практики знаю, что кто-то из пассажиров может, например, принимать успокоительные препараты самостоятельно еще до полета. Есть много и в Интернете советов о том, как побороть страх. Неплохо посмотреть тематические ролики перед полетом, чтобы убедиться: воздушный транспорт более безопасный, чем наземные виды, и не стоит бояться полетов.

Насчет «клин клином вышибать» и попробовать полетать на маленьком самолете: наверное, все-таки не каждый может нанять частного пилота и летать с ним, тем более нужно понимать, что регулярные перевозки – более надежные.

Вторит коллеге и еще один командир воздушного судна с многолетним стажем – Сергей Фрезе:

– Знаю, что бортпроводники могут пересадить пассажира в случае дискомфорта: если у пассажира клаустрофобия, то к иллюминатору, если боязнь высоты, то ближе к проходу. Абсолютно точно, что надо отвлечься, например, почитать книгу, послушать музыку. И да, летать чаще – верный путь!

Что касается заказных полетов с пилотами-психотерапевтами по совместительству: удовольствие это, имею в виду сам полет, не из дешевых.

Разобраться с приступом аэрофобии в воздухе в обязательном порядке должны уметь все члены экипажа.

Ксения Попандопуло, старший бортпроводник:

Каждый бортпроводник в процессе предполетного обу­чения проходит курс оказания первой помощи пассажирам, в том числе психологической поддержки. Статистика уверяет: аэрофобией страдают до 40 процентов взрослого населения, но, по моему опыту, это все же «штучные экземпляры».

Как действует бортпроводник, когда понимает, что на его глазах разворачивается приступ аэрофобии? Мы стараемся присесть перед человеком, чтобы оказаться с ним глазами на одном уровне. Обязательно нужно установить визуальный контакт. Можно и телесный: взять человека за кисть, за руку до локтя, начать разговор мягким, спокойным, теплым голосом – максимально расслабить.

Отвлекаем беседой: задаем вопросы о путешествии, предлагаем напитки. Очень быстро срабатывают на отвлечение какие-то авиационные байки, забавные ситуации из полетов. В общем, нужно создать обстановку заботы и «чувство локтя» – человек не один, его поддерживают.

Но если ничего не помогает и у человека развивается явная паника – холодеют руки, появляется испарина, то мы прибегаем к медицинской помощи. И тут тоже срабатывает в первую очередь фактор внимания: подошли, померили давление, и этого порой уже достаточно, чтобы опять-таки отвлечь аэрофоба.

Что могут порекомендовать со своей стороны бортпроводники? Начать стоит с удобной одежды – в полете должно быть комфортно. Захватите развлечения – книги, гаджеты, возможно, повезет с соседом – окажется интересным собеседником. Пейте больше жидкости.

Стоит ли бороться с аэрофобией? Однозначно, да, и в первую очередь при помощи психологов и психотерапевтов. Зная свое отношение к перелетам, посоветовала бы пассажирам заранее принять успокоительное перед полетом. Но если дело все же дошло до нарастания приступа, то, как правило, его легко погасить уже первичными действиями.

Не слышала, чтобы пилоты нашей авиакомпании «лечили» аэрофобию, занимаясь частным извозом. Желающие полетать в кабине есть всегда, но это вряд ли аэрофобы: кто реально боится, они никуда не хотят, они тихо сидят и ждут окончания полета.

Стоит попробовать?

Ну что ж, как бороться с паническими атаками подручными методами, мы выяснили. А что же все-таки насчет частных полетов, когда частная авиакомпания или даже отдельно взятый летчик предлагает свои услуги по устранению аэрофобии «летно-психологическими» курсами.

Аэрофоб покупает пакет услуг, куда входит как теоретическая часть (разбор устройства самолета, законов физики), так и практическая – непосредственно полет. Никто, конечно, не доверит сесть за штурвал, но клиенту из кабины (или из салона) маленького самолета показывают, как крылатая машина проходит и набор высоты, и потоки воздуха, и как при этом пилот управляется с приборами. Вылетов может быть несколько.

В Казахстане эта услуга если и есть, то мало у кого. Я написала в несколько частных авиакомпаний, предлагающих приватные перелеты, но ни в одной из них «покатушками» аэрофобов не занимаются – никогда не было запросов на такие полеты.

Правду сказать, это вообще не очень распространенная услуга в мире – слишком высока стоимость такого лечения.

Приведу примерную стоимость на услуги аэрокоуча из соседней страны (имя не назовем – зачем делать рекламу?): vip-курс продолжительностью 12 месяцев (это и теория, и полеты) обойдется в 10 тыс. евро. «Земные» консультации выйдут дешевле – от 3 тыс. до 5 тыс. евро.

«Аэрофобия зачастую идет в комплекте с перфекционизмом, паническими атаками, мнительностью, общей тревожностью, дефицитом доверия к жизни, попыткой контро­лировать всех и все»,  – говорится на сайте эксперта.

Избавит ли лично вас от страха все сказанное? Да кто ж знает – он же иррационален! Хотя, может, и наоборот: вполне возможно, что люди боятся полетов просто потому, что человеку по природе несвойственно летать...

Популярное

Все
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Когда чудеса становятся реальностью
Январская клубника
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Жить в селе становится комфортнее
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Цены на лекарства снизятся
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Почему не реконструируют заставы?
Встреча с руководителями фракций
Армия должна быть безопасной
Нужно жить сегодня!
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Таинственная музыка природы
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
Чтобы помнили
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
«Дерево растет только на одном месте»
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Надо ли экономить на спортклубах?
Нужно жить сегодня!
МЧС рекомендует воздержаться от похода в горы
Ребенок весом почти 6 кг родился в Костанайской области

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]