Дайте дорогу!

1536
Елена Ульянкина

В конце января 2020 года в Караганде выпала двухмесячная норма снега, из-за чего случился транспортный коллапс. Когда буря утихла, стало ясно: подвели дорожные службы. У них не хватило бульдозеров, грейдеров, погрузчиков, шнекороторов и другой спецтехники.

– По нашим данным, подрядные организации, которые занимаются зимним содержанием дорог, оснащены техникой только на 40%, – констатирует инженер карагандинского филиала Национального центра качества дорожных активов Асхат Шахаев. – Причем такая обстановка складывается по всем подрядчикам: тем, которые обслуживают и городские, и районные, и респуб­ликанские дороги.

Еще одна проблема – ограж­дения в виде криволинейного бруса. Они не нужны на дорогах с невысокой интенсивностью движения. Однако при ремонте или реконструкции брус «втыкают» повсеместно, прикрываясь необходимостью заботиться о безопасности водителей и пассажиров. Такие преграды мешают спецтехнике, отнимая драгоценное время при авральной расчистке дорог. А время этого процесса регламентировано. К примеру, проезд по дороге 1-й категории, к которой относится трасса Темиртау – Нур-Султан, нужно обеспечить спустя час после обильного снегопада, по 2-й категории – через 3 часа и по 3-й категории – через 5 часов.

– У нас не хватает грамотных проектировщиков, которые учли бы все эти нюансы и начертили действительно хороший план при строительстве дорог, – продолжает Асхат Шахаев. – В этом деле нет мелочей. Нужно учитывать интенсивность транспортного потока, пропускную способность и много других нюансов. Кроме того, наблюдается нехватка специалистов-дорожников в курирующих отделах и управлениях, которые могли бы четко сказать, что и где должно быть установлено.

Дорожные организации нуж­даются в квалифицированных специалистах и рабочих, некого сажать за руль грейдеров и рычаги экскаваторов. Сотрудники Национального центра качества дорожных активов пытались им помочь с решением кадрового вопроса. В 2020 году они обошли более 70 школ и лицеев, где встречались с учениками выпускных классов и агитировали их поступать в колледжи и вузы на специальности дорожной отрасли.

Надо сказать, что рабочие профессии не пользуются популярностью у молодежи. Да и зарплаты в дорожной отрасли невысокие. Они не дотягивают до среднего по республике уровня в 200 тыс. тенге. Подрядчики не скрывают: проблемы есть, но предпочитают не делать из этого трагедии. Мол, сами справимся.

– Если нам не хватает собственной спецтехники, то арендуем ее, – объясняет главный инженер карагандинского филиала ТОО «Казахавтодор» Толеутай Казенов. – Кроме того, в случае необходимости на помощь приходят шнекороторы, автогрейдеры и прочие спецмашины из других областей. Вот с 1 февраля мы приступили к зимнему содержанию платной автодороги Темиртау – Нур-Султан. Для этого заключили дополнительные договоры на аренду. В этом ничего страшного нет, обычная практика.

Какого количества техники не хватает, главный инженер «Казахавтодора» сказать не смог, а может, не захотел. Зато охотно заявил, что с финансированием со стороны заказчика, которым является дирекция платных дорог АО «НК «ҚазАвтоЖол», проблем нет. Платят по нормативу, в зависимости от категории дороги.

Дороже всего стоят работы по очистке от снега трасс 1-й категории – 513 тыс. тенге за километр. В месяц выходит около 400 млн тенге. Эту цифру корреспонденту «Казправды» назвали в карагандинском филиале «ҚазАвтоЖол».

С областными дорогами ситуация другая. За их обслуживание отвечают акиматы районов, которых в Карагандинской области девять. Они по итогам госзакупок заключают договоры с подрядчиками, причем ежегодно. Тендер – процедура небыстрая, она занимает около 2 месяцев. И получается, что пока идет бюрократический процесс, дороги заваливает снегом, а акиматы – жалобами от жителей.

Есть и другая проблема: потенциальные подрядчики, не будучи уверенными в победе в госзакупках, заранее не ремонтируют старую спецтехнику и не покупают новую. А вдруг проиграют? Тогда финансовые вливания пойдут прахом.

– Мы видим выход из сложившейся ситуации в заключении долгосрочных контрактов с подрядчиками – на 3–5 лет, – говорит инженер карагандинского филиала Национального цент­ра качества дорожных активов. – Тогда у них будет стимул выполнять работу качественно, закупать новые спецмашины и ремонтировать технику летом, готовя ее к зиме. Хочу отметить положительный пример акимата Каркаралинского района. Он уже заложил в бюджет деньги на содержание дорог сразу на 3 года.

Позитивные изменения грядут и в Караганде. Потому что с 1 января 2021 года городские дороги, находившиеся на балансе отдела коммунального хозяйства, переданы в ведение двух районных акиматов. Теперь они будут заключать с подрядчиками новые, рассчитанные на 3 года договоры на содержание дорог.

– Для чего это нужно? Чтобы подрядчики, уверенные в том, что будут работать в течение длительного времени, оформляли кредиты и закупали снего­уборочную технику, – объясняет аким Октябрьского района Караганды Мейрам Кожухов. – Для обслуживания только нашего района необходимо не менее 100 спецмашин. Такого количества техники нет ни в одной дорожной организации. Но им не запрещается брать машины в аренду. Главное, чтобы при необходимости вовремя вышли на очистку дорог. А мы, в свою очередь, готовы платить за качественную работу.

Отметим, что в бюджете Караганды на 2021 год на содержание городских дорог преду­смотрено 3 млрд тенге. Этого, уверяют власти, достаточно для того, чтобы содержать в чистоте и проезжую часть, и тротуары.

Популярное

Все
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Токаев поздравил казахстанцев с Днем защиты детей
ПСЖ выиграл финал Лиги чемпионов с рекордном счетом
Стартовал отбор в Президентский молодежный кадровый резерв
В Казахстане реализуется комплекс мер по безопасности детей
Новые стандарты и достижения в детской медицине: от ранней диагностики до высокотехнологичной помощи
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Срезан склон холма, жди оползня…
Ферма, где роботы доят коров
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Токаев принял нового акима Алматы
Музей космонавтики откроют в Байконыре
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Первый урожай дынь отправили из Туркестанской области в Россию
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники

Читайте также

Синергия возможностей в формате ЦА+
Поступательное развитие казахстанско-итальянских отношений
Обеспечить благополучие каждого ребенка
Мир слышит голос средних держав

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]