При этом Президент обозначил основной принцип развития системы здравоохранения, выраженный в солидарной ответственности за здоровье граждан государства, работодателей и самих казахстанцев.
Главой государства поставлена амбициозная цель по вхождению Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира, что предполагает существенное улучшение качества здравоохранения. А достижение этой цели требует оперативного решения важнейшей задачи, связанной с мобилизацией усилий для построения новой долгосрочной модели системы, основанной на лучших примерах собственного и международного опыта, которая будет обеспечивать доступность и качество медицинских услуг при сохранении финансовой устойчивости при любых колебаниях экономики.
За последнее десятилетие были реализованы две государственные программы реформирования и развития здравоохранения. Первая из них, рассчитанная на 2005–2010 годы, предусматривала меры, направленные на создание инфраструктуры отрасли. За этот период в республике произошло введение значительного числа новых объектов. Большинство больниц и поликлиник капитально отремонтированы, для них закуплено современное медицинское оборудование.
Следующая Государственная программа развития здравоохранения на 2011–2015 годы «Саламатты Қазақстан» предусматривала внедрение новых механизмов управления финансовыми потоками в отрасли и достижение эффективности системы экономически выстроенными способами взаимоотношений субъектов. Одновременно были проведены масштабные меры по обучению специалистов новым технологиям диагностики и лечения в ведущих клиниках ближнего и дальнего зарубежья.
В рамках реализации программ удалось построить новые отношения между горизонтальными и вертикальными уровнями системы здравоохранения, что отразилось в первую очередь на эффективности внедрения высоких технологий. Принятые меры способствовали улучшению практически всех целевых индикаторов здоровья и достижению отдельных высоких показателей по снижению младенческой и детской смертности, тенденции к уменьшению материнской смертности.
Вместе с тем итоги реализации государственных программ выявили определенные недостатки системы. В первую очередь это слабый уровень первичной медико-санитарной помощи и неадекватность нынешних принципов финансирования системы ее растущим потребностям. Помимо этого, Казахстану, наряду со всеми странами мира, предстоит решение задач по глобальным вызовам, связанным с ростом продолжительности жизни населения, хронических неинфекционных заболеваний, что неизбежно приведет к дальнейшему росту потребления медицинских услуг.
На решение соответствующих задач направлена новая Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016–2020 годы, которая предполагает закрепление и улучшение достигнутых успехов, искоренение имеющихся проблем в вопросах охраны здоровья, планомерную модернизацию системы.
С удовлетворением следует отметить, что одним из приоритетов государственной программы выделена дальнейшая модернизация медицинского образования, предусматривающая непрерывное профессиональное развитие кадровых ресурсов, развитие инноваций и медицинской науки. Естественно, ведущая роль в реализации данного направления будет принадлежать медицинским университетам страны.
Предполагается, что основой системы непрерывного профессионального развития кадровых ресурсов системы здравоохранения станет Национальная рамка квалификаций, которая в первую очередь предусматривает оптимизацию перечня медицинских и фармацевтических специальностей и пересмотр принципов и механизмов формирования статистики по кадровым ресурсам здравоохранения в соответствии с международной практикой.
Другим важным направлением должно стать совершенствование политики отбора и приема граждан в организации медицинского и фармацевтического образования, в том числе на основе внедрения психологического тестирования абитуриентов. Не менее значимым является и обновление соответствующих государственных стандартов, а также стандартов профессиональных, регламентирующих уровень квалификации выпускников и действующих специалистов.
Предлагаемой программой предусматривается, что совершенствование методологии медицинского и фармацевтического образования будет базироваться на профессиональных стандартах, разработанных с непосредственным участием медицинских университетов, научных структур, организаций практического здравоохранения и ассоциаций врачей. Для оценки уровня теоретических знаний и практических навыков выпускников инновационно представлена система независимой оценки компетенций, которые основываются на профстандартах и лучшей международной практике.
Построение и дальнейшее развитие медицинского и сестринского образования основано на триединстве клинической практики, медицинского образования и научной деятельности, которое обеспечивает, во-первых, эффективное управление академическими и производственными процессами на основе единства стратегических целей и задач. Во-вторых, качественное медицинское образование на основе получения современных теоретических знаний и реальных практических навыков, и, наконец, в-третьих, устойчивое повышение качества медицинской помощи на основе доступа к передовым технологиям и научным разработкам и широкие клинические и лабораторные базы для проведения актуальных научных исследований с немедленным внедрением их результатов в практическое здравоохранение.
С этой целью предусматривается разработка концепции развития интегрированных академических медицинских центров (университетских клиник) на основе функционального (консорциумы) и организационного (холдинги) объединения научных организаций, медицинских высших учебных заведений, стационарных и амбулаторных организаций по принципу полного цикла подготовки кадров. При этом в процессы образования и научных изысканий мотивированно вовлекаются лучшие специалисты практики, а научные работники и преподаватели получают возможность практической работы и проведения клинических исследований.
Безусловно, это позволит рационально использовать врачебные кадры (врач, преподаватель, ученый в одном лице), обеспечить их высокую материальную и профессиональную мотивацию. Также это будет способствовать формированию модели научно-педагогического карьерного развития медицинских кадров, являющейся на сегодня лучшим стандартом профессионального развития в мировом здравоохранении.
Обязательным условием развития медицинского образования выступает его полная информатизация с созданием онлайн-сервисов, библиотек, аудиторий, персональных электронных аккаунтов студентов и преподавательского состава. Дальнейшее развитие получат дистанционные образовательные технологии для специалистов в регионах, не имеющих возможности длительно находиться в местах расположения высших учебных заведений для переподготовки и повышения квалификации.
К 2020 году предусмотрен пересмотр и обновление стандартов медицинского образования, в том числе с целью обязательного овладения студентами английским языком на уровне, достаточном для получения и поддержания знаний и навыков как в научной, так и клинической практике. Для повышения потенциала профессорско-преподавательского состава разрабатывается модель компетенций, а также программа повышения квалификации на основе использования опыта высшей школы образования Назарбаев университета.
Основой повышения эффективности управления в образовании должны стать меры по расширению автономии медицинских вузов, развитие государственно-частного партнерства при строительстве и реконструкции университетских кампусов, внедрение лучших принципов корпоративного управления. В соответствии с лучшими международными стандартами к 2020 году предусматривается проведение аккредитации организаций и программ высшего, послевузовского медицинского и фармацевтического образования.
Для обеспечения долгосрочного развития инновационного потенциала медицинской отрасли на основе стратегических целей социально-экономического развития государства предполагается разработка долгосрочного плана научно-технического развития здравоохранения InnovativeHealth: Vision 2030. В рамках этого документа будут определены цели, приоритеты и задачи научно-исследовательской деятельности в сфере охраны здоровья населения на долгосрочный период с учетом глобальных и региональных факторов.
Помимо этого, при реализации данной государственной программы на основе поставленных стратегических целей по охране и укреплению здоровья населения определяются приоритетные направления развития медицинской науки на период до 2020 года. Они связаны с поиском действенных методов предотвращения и устранения последствий основных заболеваний и вредных факторов внешней среды, в том числе наиболее распространенных неинфекционных и инфекционных заболеваний.
Первоочередная задача развития отечественной медицинской науки – модернизация ее методологических подходов на основе использования передовых мировых стандартов и концепций. С этой целью большое внимание должно быть уделено интеграции отечественных научно-исследовательских программ и проектов с международными. Необходимо стимулировать переход и вовлечение отечественных проектов в программы международных исследований.
Широкое распространение должен получить принцип командной, проектной научно-исследовательской работы. Индивидуальные научные исследования смогут быть одобрены только как часть более обширного группового или многоцентрового исследования. Особое внимание в программе уделяется дальнейшему развитию комплексных механизмов защиты авторских прав и интеллектуальной собственности, развитию знаний, навыков и механизмов в области обеспечения коммерциализации результатов научной деятельности.
Основополагающей задачей развития медицинской науки определяется укрепление ее интеллектуального потенциала. С этой целью необходимо обеспечить системные меры выявления и долгосрочной поддержки одаренных исследователей и уникальных инновационных идей. Для продвижения перспективных и конкурентоспособных научно-исследовательских проектов, в том числе в форме startup-проектов, инновационных грантов, венчурного фондового финансирования, предусматривается реализация мер государственной поддержки, в том числе финансовой, а также развитие научных компетенций, обучения и научных стажировок по стратегически приоритетным направлениям.
Среднесрочная программа предполагает обмен научными кадрами, оказание помощи в обучении международным стандартам научной работы, в том числе выработке дизайна и методологии исследований, помощь в оформлении научных трудов. Обеспечивается адекватное, устойчивое и прозрачное финансирование научно-исследовательских проектов и программ. С этой целью определен поэтапный переход от программно-целевого контрактного финансирования и базового финансирования научных организаций к финансированию научно-исследовательской деятельности только на основе грантов.
При этом будет обеспечена ясность и простота финансирования и отчетности в интересах научных работников. В рамках бюджетов научных программ предусматриваются гибкие формы оплаты труда и вознаграждений за достижение инновационных и конкурентоспособных результатов. В целом приоритет в финансировании отдается исследованиям в рамках международных многоцентровых научных проектов, а также проектов с внешним софинансированием. Выработка соответствующих системных мер позволит укрепить инфраструктуру научно-исследовательской деятельности.
Исходя из опыта передовых стран мира развитие медицинской науки будет концентрироваться вокруг медицинских университетов. С этой целью предусматривается стимулирование интеграции научных, образовательных и медорганизаций для совместного использования ресурсов (зданий, оборудования, человеческих ресурсов и прочего).
С целью повышения эффективности подготовки кадров и проведения исследований дальнейшее развитие получат современные формы партнерства высших учебных заведений, медицинских, научных организаций и предприятий реального сектора экономики в виде функциональных объединений (консорциумов, научно-технических парков), а также путем организационного слияния в виде холдингов или крупных научно-практических университетов.
Также предусмотрено поэтапное создание инновационных биотехнологических парков на базе медицинских и многопрофильных университетов, крупных клиник с привлечением медицинской и фармацевтической индустрии. Получит дальнейшее развитие система научных лабораторий коллективного пользования. Укрепится их материально-техническая база, а также инфраструктура для проведения доклинических и клинических исследований. Будет осуществляться системная поддержка и стимулирование локализации клинических испытаний медицинских технологий.
Реализация данных мер должна обеспечить рост числа отечественных научных разработок и инноваций в области здравоохранения за счет создания эффективной системы переноса результатов научных исследований в систему практического здравоохранения и ликвидации существующего разрыва между наукой и практикой. Для этой цели разрабатываются механизмы продвижения и доведения до практической реализации научных разработок и инновационных идей специалистов здравоохранения.
В целом следует отметить, что предлагаемая Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016–2020 годы открывает широкие возможности и перспективы для дальнейшего развития медицинского образования и науки, обеспечит развитие эффективной и устойчивой системы охраны здоровья граждан как основы социального благополучия и экономического процветания государства.