![](/media/news/2022/default.png)
![10](https://kazpravda.kz/wp-content/uploads/2013/10/102.jpg)
Семиклассница алматинской гимназии № 27 Аня Дмитриева в новом учебном году удивляет своих учителей и одноклассников одним любопытным увлечением. В конце мая нынешнего года, аккурат к началу летних каникул, ее в международную школу скорочтения привела бабушка Татьяна Морозова, один из учителей. И внучка до сих пор с неподдельным интересом продолжает посещать занятия.
Избитое словосочетание «техника чтения» набило оскомину в родительской среде. От будущих первоклассников, как правило, учителя уже в сентябре ожидают знания алфавита, навыков чтения. Сложно представить, но в международной школе скорочтения, существующей в Алматы уже 13-й год, есть такие рекорды, которые учитель обычной школы поставит под большое сомнение. Одна из столичных учениц – Татьяна Цой за минуту читает 28 тыс. слов, рекорд алматинцев скромнее. В 2002 году один из лучших местных результатов составил 7,5 тыс. слов, в 2005 году – 13 тыс. слов, в 2009-м – 18 тыс. слов. И ребята продолжают удивлять, из года в год делая солидную прибавку к достижениям родной школы и всего за полгода осваивая уникальную методику чтения между строк.
Ее автору, директору международной школы скорочтения Джамили Талиповой, удалось из различных мировых методик собрать лучшее и адаптировать для казахстанских детей. Она доказала, что искусством оптимального чтения может овладеть любой человек средних способностей. Секрет местных методик – в увеличении на книжной странице поля зрения: здесь учат воспринимать текст через специальные трафареты, позволяющие человеку развить боковое зрение. Позже, после окончания обучения, человек схватывает открытый перед ним текст без дополнительных приспособлений, читая на своеобразном «автопилоте» не два-три слова, а сразу несколько строк, предложений, абзацев.
В группах занимаются по 7–8 человек, обучение ведется на государственном и русском языках. Занятия нацелены не столько на то, чтобы научиться быстро читать, а на то, чтобы помочь человеку освоить как можно больше полезной информации, особенно в условиях современного цейтнота.
– Читающие люди стали прагматичными, – считает Юлия Жакитова, учитель Анны. – Посыл этой системы обучения в том, чтобы поддержать желание человека лучше воспринимать нужную ему информацию, развить внимание, логику, память. Они любят читать, но читать хотят, экономя свое время. И на чем я хочу заострить внимание особенно, качество восприятия текста не страдает – после скорочтения мы просим ребенка пересказать текст, передать основную мысль.
Местные учителя говорят, что некоторые ученики, особенно из начальных классов, до сих пор не понимают разницы между пересказом и заучиванием текстов. Их коллеги из обычных средних школ в погоне за успеваемостью грешат тем, что прививают учащимся навыки не осмысленного пересказа, а банального зазубривания текста.
Здесь же дети оперативно воспринимают информацию и развивают мышление. Сложно представить, но в конце 6-месячного обучения страницу книжного текста ребята могут прочитать за несколько секунд. На уроках через специальные методики изучают и запоминают географические названия, исторические даты, технические термины, иностранные слова. Занятия посещают и взрослые, но в отличие от них и от самых юных ребят – дошкольного возраста, которые здесь достаточно частые гости, – самыми перспективными учителя считают подростков. Ученики в возрасте от 10 до 18 лет чаще всего демонстрируют самые высокие результаты и достигают тех самых рекордных результатов, о которых я упоминала. Опыт полугодовой учебы в этой школе ребятам дает о себе знать через несколько лет. Учителя признаются, что их выпускники часто приходят и благодарят за то, что приобрели необходимые навыки скорочтения, которые помогли им в жизни. Помнят в школе и о телефонном звонке одной из учениц, которой удалось поступить на учебу в университет Англии.
Аня Дмитриева – одна из лучших учениц школы, учиться ей еще 3 месяца. Ее рекорд – 3 460 слов в минуту, и это, по ее словам, не предел. Девочка очень старается, всерьез принялась за новое увлечение и, что удивительно, с удовольствием и много читает. Читает залпом, одновременно несколько книг. С улыбкой признается, что в начальных классах, когда в первые школьные дни получала хрестоматии по литературе, прочитывала их за один присест, потому что, по ее же выражению, «обожает читать». Это достаточно большая редкость в наши дни, такие заявления современные подростки делают очень редко. Аня постоянно носит с собой книги, и даже в сотовый телефон она закачала книг больше, чем игр. Читает дома, на улице, на остановках, когда ждет автобус. Ей также очень нравится музыка, любит писать стихи, в футбол играть с мальчишками во дворе или на уроках физкультуры. Из школьных предметов особенно ей по душе математика, литература и русский язык. Девочка из тех, кого окружающие воспринимают по внешним атрибутам и называют неформалами, и она сама попросила обратить внимание на следующий факт.
– Мы с подругами через внешние знаки выражаем свое внутреннее состояние, – объясняет Аня. – И несмотря на то, что мы приверженцы неформального движения, мы не застопориваем свое сознание, а постоянно развиваемся, познаем новую информацию. Не забываем о своих увлечениях. К примеру, следующим летом собираюсь волосы покрасить в синий цвет, и мама мне разрешила! Потому что в школе у меня складывается все неплохо, я крепкая хорошистка. А четыре класса была отличницей… Но в текущем году надо учебу подтянуть, скорочтение мне в этом очень поможет.
Асемгуль БАКЫТОВА