![](/media/uploads/publication2/210/71/210719-image.jpg)
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана поставил задачу – до 2025-го реконструировать и обеспечить дорожным сервисом 24 тыс. км дорог, то есть все трассы республиканского значения. Около половины из них уже через 4 года должны стать платными и в дальнейшем перейти на полное самофинансирование.
Пилотный проект внедрения платы за проезд в республике был реализован еще в 2013 году на участке дороги Нур-Султан – Щучинск. В январе 2019-го платными стали еще 3 участка на трассах республиканского значения – Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос. Таким образом, на сегодня в целом по Казахстану функционируют 4 платных участка автострад общей протяженностью 682 км.
Имеющая прямой выход на 5 российских регионов Западно-Казахстанская область просто обязана повышать свой транспортно-логистический потенциал. По подсчетам специалистов, по трассе Уральск – Актобе в сутки только грузовых автомашин проходит около 500, по дороге Уральск – Самара – около 600, по шоссе Уральск – Саратов – свыше 650 фур и самосвалов. И эта нагрузка год от года увеличивается, сводя на нет все усилия дорожных ремонтных служб.
В 2019 году было отремонтировано 368 км дорог, в прошлом на ремонт 436,5 км было выделено 36,2 млрд тенге. Платная система проезда позволит содержать автострады в порядке, обеспечить объектами придорожного сервиса.
На проведенных в конце прошлого года общественных слушаниях по внедрению в Западно-Казахстанской области платных дорог специалисты отмечали, что участки с платным проездом более безопасны, регулярно ремонтируются, а по характеристикам дорожного полотна и придорожной инфраструктуры их качество на порядок выше. К примеру, благодаря реконструкции участка дороги Уральск – Таскала – граница РФ (на Саратов) за последние 3 года число дорожно-транспортных происшествий здесь удалось снизить более чем в 2 раза.
Для внедрения в области системы платного проезда определены 3 участка дорог республиканского значения – это участок граница РФ (на Самару) – Уральск, участок Уральск – Актобе и Уральск – граница РФ (на Саратов) – всего 421 км.
– В первом полугодии планируется установка 3 центров по работе с клиентами. Программно-аппаратный комплекс действует в тестовом режиме, – отметил исполняющий обязанности директора Западно-Казахстанского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Елдар Садық. – Проводятся работы по тестированию другого оборудования, камер фиксации. Пять из восьми арок контроля полностью подготовлены к эксплуатации. В тестовом режиме функционируют арки на участках граница РФ (на Самару) – Уральск и Уральск – граница РФ (на Саратов).
Как отметили в уполномоченном ведомстве, участок граница РФ (на Самару) – Уральск со 195-го по 250-й км имеет III категорию, с 250-го по 251-й км – I категорию. Участок Уральск – Актобе с 261-го по 330-й км имеет II категорию, с 330-го по 526-й км – III категорию. Участок дороги Уральск – граница РФ (на Саратов) с 4-го по 104-й км, реконструкция которого завершена в конце 2018 года, переведен на II техническую категорию.
На данных участках не будет стационарных постов оплаты. Она будет взиматься безналичным способом, по предоплате с автобусов и грузовых автомобилей. Кроме того, предусматривается оплата по факту, то есть путем погашения задолженности за проезд. Таким образом, внедряемые новшества никак не увеличат время нахождения в пути водителей.
Собранные средства обеспечат не только самофинансирование дороги, но и содержание собственной сервисной службы, которая будет осуществлять круглосуточное патрулирование, оперативно устраняя дефекты дорожного покрытия, мачт освещения, дорожных знаков и разметки, очищая дорогу от мусора, грязи и снега.
Как считают водители, основной угрозой на дорогах остается вероятность ДТП при столкновении с домашней скотиной, особенно в ночное время из-за плохой видимости. Так, в Западном Казахстане вдоль участков дорог, которые будут платными уже в текущем году, расположено 38 сел. Эта проблема решается посредством усиления ответственности владельцев скота за его безнадзорный выпас, а также обустройством специальных переходов через автострады.