У режиссера документального и игрового кино Владимира Тюлькина свыше 40 кинонаград с разных международных кинофестивалей документального кино. Вот и сейчас его последнюю картину «Туркестан: вчера, сегодня, завтра» пригласили сразу на несколько кинофестивалей.
Один из них – открытый фестиваль «Россия», который ежегодно проходит в Екатеринбурге. Директор этого кинофорума Георгий Негашев каждый раз после очередного участия Владимира Викторовича просит его остаться в России, а он благодарит и возвращается домой, в Казахстан.
– А теперь и вовсе я буду отвечать отказом на все лестные предложения. Моя единственная дочь выходит замуж за свою любовь с детсадовского возраста – парня-казаха, – говорит режиссер. – Да и сам я однолюб в смысле родины. Расскажу историю своей семьи. Моя мама, Тамара Михайловна Тюлькина, Дуплякова в девичестве, родилась в каком-то богом забытом селе на краю Семипалатинской области. А отца, Виктора Ивановича, прислали служить на Семипалатинский ядерный полигон из Кировский области России. Потом он поступил в педагогический институт, а мама заочно – в зооветеринарный. Вот в этом городе они и встретились. Ладно мама, Семей – это родина ее семьи испокон веков, так ведь и отец прикипел душой к этому суровому краю. Когда маме исполнилось 87 лет, я решил снять фильм о судьбе своих родителей. Первое интервью у нее взял у могилы отца, куда я ее привез. Поженились они в 1953 году. Семья у них получилась очень крепкой. Родили и вырастили троих детей, и каждый из нас, куда бы нас жизнь ни кидала, пронес через всю жизнь любовь к той земле, где родился.
…Владимир Тюлькин в юности долго искал себя. После школы поступил на химический факультет Военно-инженерной академии имени Дзержинского в Москве, оттуда ушел в армию, а после армии уже не вернулся в столицу. Восстановился на второй курс физического факультета Томского университета, но его магнитом тянуло домой, в Казахстан, и он перевелся на этот же факультет в КазГУ. В те же годы началось увлечение поэзией, выпустил сборник стихов, стал даже лауреатом первого республиканского фестиваля «Жигер».
– Когда меня стали публиковать в московском альманахе «Поэзия», думал, что буду заниматься литературой, а потом, к сожалению или к счастью, стал режиссером, – рассказывает Владимир. – В кино я пришел, можно сказать, со студенческой скамьи. Так как учился на вечернем отделении, то устроился на киностудию «Казахфильм» осветителем. И тут у меня пошла карьера – перешел в звукотехники, в ассистенты режиссера, потом стал звукооператором, вторым режиссером… Когда понял, что «тяжело болен» кино, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино.
Первая же картина (она была дипломной) Владимира Тюлькина громко выстрелила. «Буду защищаться сам» – о мошеннике с артистическими задатками. Владимир в то время увлекался психологией, и ему было интересно запечатлеть на экране малейшие движения души героя и его подсознание, так ловко выворачивающего факты наизнанку. Картина «Буду защищаться сам» получила первый приз на Всесоюзном фестивале документальных фильмов. Затем были документальные картины «Босиком по снегу», «Маленькая Нина» о судьбе женщины-лилипута с большой душой. А потом пришел настоящий успех – «Повелитель мух» в 1991 году вошел в список 50 лучших фильмов ХХ века по версии российских киноведов. Эта фантасмагоричная лента о человеке, который хотел уничтожить всех мух на белом свете, получила множество наград. Среди них – главный приз на фестивале «Россия», «Серебряный систерций» и приз критиков на МКФ в Неоне (Швейцария), а также номинация на американскую премию «Эмми», телевизионный эквивалент «Оскара». Еще одна картина – «Опыт креста» – реалистичная картина о жизни в воспитательно-трудовой колонии, снятая без всяких купюр, тоже вошла в список 50 лучших фильмов ХХ века. Благодаря этим лентам в России Владимир Тюлькин стал академиком Евразийской академии телевидения и радио, хотя на родине занимает скромную должность старшего преподавателя Академии имени Жургенова.
Это свое увлечение – исследование человеческой судьбы, чтобы понять не только конкретного человека, а вообще природу человечества, он пронес через всю жизнь. «Меня привлекают люди, которые не боятся обнажить свою суть и пытаются достучаться до самих себя», – сказал он однажды в интервью киноведу Андрею Ледневу.
В 2017 году он снял фильм как раз о таком человеке – незрячем фермере из Восточного Казахстана Серике Боданбаеве.
Герой Владимира Тюлькина – не просто сгусток позитива. Обладатель редкого умения находить радость в повседневности нелегкого бытия, Серик помогает многим из нас по-иному взглянуть на свои жизненные проблемы. Он заражает своим веселым неунывающим нравом всех вокруг настолько, что после съемок фильма «13 километров» появился еще один фильм: ассистент режиссера Владимир Денякин снял 15-минутную ленту «Дорогу осилит идущий» об уже снятом фильме.
Начинается она с недоуменного вопроса Владимира Тюлькина своему герою: правда ли, что тот летом в одиночку проходит путь до аула, что в 20 километрах от зимовки? На что незрячий фермер задорно отвечает:
– А что? Я и зимой могу. Две палки в руки – и побежал: за пять часов буду в деревне. Давай поспорим?
И заключив шуточное пари, Серик действительно трогается в путь по заснеженной степи, идущая следом съемочная группа не поспевает за ним. Выполнив задачу, неунывающий фермер философствует за чашкой чая:
– Для меня каждый день радостный. Вот сегодня встал утром и пошел в поселок – радость. Нет пастуха, и мы с Гульзадой (женой) сами пасем овец в горах – радость. И что мне ворох денег в кармане, машина хорошая, большие коттеджи, чины разные по сравнению со счастьем содержать своим трудом самого себя, свою семью? Мне кажется, что слепой человек, идущий по дороге, – это то же самое, что здоровый, шагающий по дороге жизни. Мы оба не знаем, что ждет нас впереди. Укладываясь спать, не ведаем о том, что можем завтра найти клад и внезапно разбогатеть. Или загадываешь на долгую жизнь, но завтра некто за что-то (а может, и ни за что) вдруг решил убить тебя, а то и сам человек вдруг решает уйти из жизни. Вот и слепой, выходя с зимовки, не знает, что с ним может случиться в пути: может заблудиться по сто раз хоженой дорожке или упасть в яму, а могут и волки загрызть. И если здоровые люди говорят, что жизнь – это борьба, то для таких, как я, она – битва, как на войне. Потому я, сражаясь со своей инвалидностью, изо всех сил стараюсь быть наравне со всеми.
– В образном смысле поход Серика из аула в поселок – жизнь человека вообще, – говорит Владимир Тюлькин. – Для любого из нас – это дорога на ощупь непонятно куда. На что-то натыкаешься, с кем-то встречаешься…
В обоих фильмах – и в «13 километров», и в «Дорогу осилит идущий» – пафос отсутствует абсолютно. Ни единым словом не сказано, например, о любви к родине, но фильм пронизан ею. Она – и в ставшем жизненной философией позитиве незрячего фермера, которого оберегает родная земля, и в щемяще звучащих за кадром в его исполнении казахских народных песнях. Кстати, мать Серика родом из Белоруссии. Однажды с Витебского аэродрома, где она работала, ни один самолет не поднялся в воздух: кто-то насыпал соль в топливо. Начальство расстреляли, а рабочих отправили на лесоповал в Красноярский край. Там родители Серика и встретились. Отца Серика посадили за то, что вопреки запрету – не использовать для личных нужд домашний скот – зарезал козу, провожая в 1941 году брата на фронт. Они поженились в 1956 году, родили пятерых детей – четырех девочек и сына.
Последний фильм Владимира Тюлькина «Туркестан: вчера, сегодня, завтра» посвящен судьбе Хаджи Ахмета Яссауи. По словам режиссера, эта историческая личность – квинтэссенция казахского народа, ищущего, любознательного, легко принимающего все новации, происходящие в мире. Картина, не успел режиссер поставить последнюю точку в ней, как она уже приглашена сразу на несколько фестивалей. В июле фильм принял участие от Казахстана на фестивале игровых и телевизионных фильмов государств – членов ШОС. В сентябре участвует в XVII Казанском международном фестивале мусульманского кино, который проходит под девизом «Через диалог культур – к культуре диалога».