На необходимости реформирования АПК постоянно акцентирует внимание Президент Касым-Жомарт Токаев. При этом, на мой взгляд, реформы нужно начинать с низов, с акиматов сельских округов. Им необходимо выделить дополнительные штатные единицы: агрономов, зоотехников, инженеров, ветеринаров и других. Соответственно, изменить и систему финансирования.
Пока же положение дел таково, что в отделах сельского хозяйства районных акиматов работают по три специалиста, которые при всем желании не в силах решить возникающие проблемы.
Скажу больше – необходимо повысить статус Министерства сельского хозяйства.
Также все ведомства, занимающиеся вопросами сельского хозяйства, должны быть переданы в ведение акиматов областей, в то время как Минсельхозу надлежит заниматься исключительно задачами стратегического развития отрасли.
Пока же ведомственные организации в сфере АПК напрямую подчиняются головным структурам в столице, а спрос за ситуацию в сельском хозяйстве почему-то всегда учиняют с глав регионов. Я считаю это, по меньшей мере, нелогичным.
В корне нужно менять систему обеспечения. То, как это делается сегодня (проведение тендеров), приводит к волоките и проблемам. Затягивание сроков определения победителей на распределение удобрений, ГСМ и других услуг негативно сказывается на итогах весенних и осенних полевых работ. А кроме того, серьезно бьет по карману агрария, который вынужден тратить драгоценное время в поисках необходимых средств на посевную или уборочную. Вместо того чтобы находиться в поле, фермер занимается заполнением документов, чтобы получить требуемую сумму денег.
Мы провели встречи с аграриями Костанайской и Туркестанской областей. Причем что касается последней, то фермеры подняли вопрос кредитования. По их словам, сбор документов для оформления кредита отнимает очень много времени. В банках второго уровня приходится сталкиваться с волокитой, отвлекающей от основной деятельности.
Фермеры также отметили необходимость новых форм кредитования. По их мнению, отрасль нуждается в доступных долгосрочных кредитах с разумными процентными ставками.
Много нареканий в связи с этим прозвучало в адрес «КазАгро» и его дочерних организаций, особенно «КазАгроФинанса», накидывающих высокие проценты на приобретаемую технику. Причем «КАФ» забывает, что средства, которые проходят через них, – это народные деньги, выделенные Национальным банком.
Вот и Касым-Жомарт Токаев указал на недостатки в работе «КазАгро», отметив необходимость его реформирования. Сегодня здесь сократили количество «дочек». Но, по нашему мнению, необходимо полностью упразднить эту структуру, как и другие финансовые и микрофинансовые организации, основав вместо них единое кредитно-финансовое учреждение. Это мог бы быть «КазАгроБанк», куда фермеры могли бы обращаться за кредитами.
Надо прекратить разбазаривание бюджета, предназначенного для развития АПК. Эти средства должны дойти до каждого фермера. Мне же порой кажется, что его распределение производится с учетом интересов отдельных крупных агроформирований, тогда как львиная доля сельхозпродукции производится личными, малыми и средними крестьянскими хозяйствами.
В той же Туркестанской области аграрии предложили обратить внимание на хлопководство. В данном регионе в силу климатических условий много площадей пригодны только для выращивания этой культуры. В недавнем прошлом в стране действовала программа развития хлопководства. Но в прошлом году до разработки новой отраслевой программы у Минсельхоза руки не дошли. В результате отечественные хлопкоробы остались без господдержки.
Кроме того, фермеры хотели бы стабильности в вопросах субсидирования. Порядок выделения субсидий у нас меняется несколько раз в году. Каждый новый министр сельского хозяйства вносит в него свои изменения. А страдают аграрии...
Костанайцы выразили недовольство предоставлением заявок на субсидирование АПК через электронный реестр Qoldau. Казалось бы, он должен облегчить жизнь фермеров, но все вышло с точностью до наоборот, потому что и здесь действует пресловутый человеческий фактор.
Даже если заявка подается своевременно, то при обнаружении ошибки ее приходится переписывать. А в случае если финансирование приостанавливается по причине нехватки средств, заявка исключается из реестра. В итоге фермеры остаются без субсидий, причем их вины в этом нет.
Если государство выделяет деньги на развитие растениеводства или животноводства, то аграрии должны их получить. Ладно, бывает, что бюджетных денег не хватило, но в таком случае заявка должна оставаться в реестре и ждать выделения дополнительного финансирования.
Есть проблемы и с выгоном скота, нехваткой пастбищ.
К слову, если в 1990 году в Казахстане, согласно статистике, было произведено 1 076 55 тыс. тонн мяса и субпродуктов, то в 2018-м данный показатель составил 263 529 тыс. тонн. То есть всего четверть от прежнего уровня производства! То же самое можно сказать о выпуске колбас, молока, сливочного масла. Значительное снижение наблюдается по сыру и творогу, хлебу, шерсти и хлопку.
Если сегодня не заняться этими проблемами, то завтра будет поздно. Необходимо разработать новую программу развития АПК на ближайшие 5 лет с учетом существующих реалий и мнений всех заинтересованных сторон.
Основная идея деятельности Союза фермеров Казахстана заключается в том, чтобы обеспечить общественное и социальное благополучие в стране. Мы не можем говорить, что у нас все плохо, но мы хотим значительно повысить качество сельской жизни. И, по моему мнению, все законы, касающиеся аграрной сферы, необходимо принимать, руководствуясь интересами тружеников села.