Дистанционное обучение может стать достойной альтернативой существующей системе заочного образования.
Заочное образование в Казахстане трансформируется в дистанционное. И рождает много вопросов. Главным аргументом отмены в стране традиционной формы служит отсутствие должного уровня знаний при слишком свободной форме обучения. Ее должным образом может заменить дистанционная технология. И она, как любая другая инновация, что отмечает и министр образования и науки РК А. Саринжипов, ни в коем случае не должна отражаться на качестве образования.
Актуальность этой инновационно-ориентированной модели обучения отмечалась на конференции «Развивающиеся страны: в центре внимания – университеты» в Москве, организованной компанией QS и Международным информационным агентством Interfax. Усиление роли дистанционной технологии в высшем образовании рассматривалось как одна из основных тенденций развития мировой образовательной системы. Еще в мае 2013 года Гарвардский университет и Массачусетский институт технологии сообщили о совместной разработке в дистанционном обучении. Каждый желающий вне зависимости от места жительства и финансового благополучия сможет пройти курсы обучения в самых престижных вузах США.
Ведущие российские вузы заявили о своей готовности провести перезачет дисциплин, дистанционно полученных в ведущих зарубежных университетах, и дальнейшего совершенствования форм и технологий дистанционного образования. И только в Казахстане все еще не разработаны четкие нормативно-правовые стандарты применения данной технологии обучения, которая во всем мире не только активно применяется, но постоянно совершенствуется и признана инновационной.
Что же может гарантировать качество дистанционного образования, сменяющего традиционное заочное? Две основных составляющих: технологическая – с организацией учебного процесса и контентом и инвестиционная – основанная на достаточно высокой материально-технической базе университета. Первая включает все новое: планирование учебного процесса, поколение специально предназначенных для самостоятельного изучения учебно-методических пособий и материалов, подходы к проведению учебных занятий, аттестаций и многое другое.
Если заочное обучение является типично национальным феноменом – в каждой стране своя система, то дистанционное обучение на базе информационных технологий имеет интернациональный и глобальный характер. И в нем, кроме традиционных учебников, студенты получают возможность доступа к большому объему текстовой, аудио- и видеоинформации, прохождение тестирования, общение друг с другом на значительных расстояниях. Словом, обеспечиваются гибкость, вариативность, доступность, удобство и скорость коммуникаций. Суть дистанционного образования сводится к максимизации преимуществ от самообучения, когда не преподаватель, а обучающийся является ключевой фигурой в процессе.
Отмечу с позиции качества, что в мировой практике университетское дистанционное образование бывает двух видов. Бимодальное, когда вуз – он называется открытым – предлагает программу в качестве дополнения к традиционному очному обучению, и полное дистанционное, когда специализированное учебное заведение практикует только дистанционное образование. Преимущество бимодальных университетов в том, что они не тратят дополнительные средства на создание курса обучения или служб поддержки студентов, не платят за пользование библиотекой и лабораториями, услуги технического персонала. А специализированные университеты все средства расходуют на нужды дистанционного образования, и в результате их едва хватает на самое скромное существование.
По некоторым подсчетам, специализированному учебному заведению нужно решить минимум 10 000 различных задач, чтобы начать свою деятельность и в полном объеме использовать ресурсы, необходимые для коллективной работы над созданием учебного курса. А для функционирования бимодального университета требуется решение гораздо меньшего числа проблем, потому что преподавание по программам дистанционного обучения может быть организовано посредством отдельных факультетов или централизованных административных подразделений.
И Карагандинский экономический университет уже 10 лет как внедряет и развивает дистанционную технологию высшего образования по бимодальной системе. Экспериментальное направление и распространение нашего опыта получило полную поддержку уполномоченных государственных органов. Внедряемой у нас дистанционной технологии образования Премьер-Министр РК Карим Масимов во время посещения университета дал высокую оценку, которая обязывает нас к дальнейшему развитию и упрочению позиций вуза.
Именно по поручению Премьер-Министра МОН РК издало приказ № 113 от 7 марта 2008 года, в соответствии с которым КЭУ Казпотребсоюза присвоен статус базового вуза по дистанционным технологиям образования и тренингового центра распространения инновационного опыта по другим вузам Казахстана. На сегодня центром дистанционного обучения КЭУ организовано повышение квалификации и сертификации более 600 преподавателей и тьюторов из 18 вузов Казахстана.
Технологическая составляющая дистанционного образования в нашем вузе развивается на базе глобального информационного проекта «электронный университет». Мы приступили к завершающей фазе создания единого информационного пространства и эффективной коммуникационной инфраструктуры с внедрением образовательных услуг на основе современных информационных технологий, предусмотренных Госпрограммой развития образования республики на 2011–2020 годы. В перспективе на базе «электронного университета» планируется построить более инновационный smart-университет.
Агентство по информатизации и связи РК через департамент снижения информационного неравенства и АО «Национальные информационные технологии» в 2008 году провело экспертизу проектов КЭУ «виртуальное предприятие» и «электронный университет». Для развития последнего эксперты рекомендовали организовать творческую группу по созданию информационной системы и применению ее в средних, средних профессиональных и высших учебных заведениях, используя интеллектуальный потенциал КЭУ. Они считают целесообразным дальнейшее сотрудничество в развитии электронного обучения в рамках госпрограммы формирования «электронного правительства», ибо вуз располагает достаточными интеллектуальными и технологическими ресурсами.
Глобальной виртуальной средой обучения нашего университета, активно сотрудничающего с Московским госуниверситетом экономики, статистики и информатики, является образовательный портал. Он-то и выступает основным информационным центром в управлении системой обучения, содержащим учебно-методическую и дидактическую информацию и имеет ограниченный доступ к базе данных через логин и пароль, используя метод шифрования данных. У нас разработан и постоянно обновляется собственный учебный контент, созданный профессорско-преподавательским составом и включающим в себя 1 044 учебно-методических комплекса дисциплин и 1 044 силлабуса, что отвечает требованиям глобальной виртуальной среды дистанционного обучения. Наши преподаватели, учебно-вспомогательный персонал и инженерно-технические работники прошли курсы повышения квалификации, получив навыки использования программ Credit Learning и LMS Web Professor. Это позволяет им проводить обучение полностью в сетевом режиме и реализовать в электронном виде кредитную систему обучения.
В учебный процесс входят дистанционный и контактный формат с самостоятельной работой студента на образовательном портале, в непосредственном контакте с преподавателями, строго по графику, определенному академическим календарем, и на удаленном расстоянии в режиме реального времени. Инновационные образовательные задачи решает и организация 5 виртуальных аудиторий вместимостью по 100 студентов. Они оснащены передовым программно-техническим обеспечением, имеют прекрасное дизайнерское решение и соответствуют эргономическим требованиям. Высокий уровень качества достигается высокими технологиями. Даже если несколько участников разговаривают одновременно, голос каждого из них звучит отчетливо.
Говоря о второй составляющей качества инновационного образования – инвестициях, хотел бы отметить значительные вложения в материально-техническую базу университета. Ведь в качестве основного преимущества дистанционного образования отмечается его относительная дешевизна для студента. Сказывается ли это на качестве? Мол, апеллируют противники данной инновационной технологии, «хорошее образование не может быть дешевым». Но в случае с дистанционным обучением речь идет не о дешевизне как таковой, а о максимальной материальной доступности.
Относительная дешевизна для обучающегося покрывается высокими техническими и программными затратами университета, для которого главное – качество образования. Оно может быть достигнуто только через высокие инвестиции на формирование и постоянное обновление материально-технической базы, разработку и использование желательно собственной системы программно-информационного обеспечения, что резко ограничивает число университетов с качественным дистанционным образованием.
Собственные инвестиции КЭУ, базового вуза в дистанционном обучении, на техническое оснащение и программное обеспечение составили более 654 млн. тенге. Полностью оборудовано 24 специализированных компьютерных зала с 1 286 компьютерами, из которых 630 – с выходом в Интернет, два электронных читальных зала. Великолепно укомплектованы презентационным оборудованием информационно-образовательный центр и зал конференций. Имеются 5 высокотехнологичных интерактивных кафедр, а вся компьютерная техника включена в локальную сеть с пропускной способностью главной магистрали 1 Гбит/с доступа в Интернет и соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. Суммарная протяженность локальной сети университета – около 10 км.
Зарубежные эксперты в основных тенденциях дистанционного образования отмечают следующее. В университетах будет расти роль преподавателя, владеющего всеми возможностями информационных и дистанционных технологий, которые надо уметь использовать с отдачей для ученика. Интенсивный рост рынка информационных технологий, высокие темпы развития промышленности, нехватка квалифицированных кадров и рост потребностей специалистов в постоянном повышении квалификации и получении дополнительного образования позволяют предположить: эволюция дистанционного образования в системе высшего образования продолжится в сторону мобильности и доступности в любой точке, без привязки к конкретному рабочему месту. И в краткосрочной перспективе для получения новых знаний станут использоваться мобильные устройства, включая телефоны, смартфоны и планшеты, что приблизит самостоятельный доступ к материалам курсов.
Это направление дистанционного образования будет развиваться уже в ближайшем будущем, так как оно делает получателя информации более свободным в использовании своего времени и в территориальном расположении. В мировом образовательном пространстве усиливается тенденция применения инновационных технологий дистанционного образования, повышающих доступность высшего образования не в ущерб качеству. Но данная технология требует сильной материально-технической базы, полной инновационной ориентированности руководства и высокого кадрового потенциала университетов.
Мне видится, что для распространения многолетнего опыта дистанционного образования на базе Карагандинского экономического университета есть возможность под эгидой МОН РК открыть специализированный методический центр по экспериментальному развитию форм и технологий дистанционного образования. Здесь при непосредственном участии ведущих экспертов из зарубежных вузов можно апробировать все современные формы и технологии дистанционного образования. Это позволило бы разработать единый государственный стандарт качества в применении электронных технологий и средств обучения в Казахстане.
Еркара Аймагамбетов, ректор Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, доктор экономических наук, профессор