Очень активно в регионе в рамках ГЧП открываются сейчас частные детские дошкольные заведения. Только в текущем году появилось десять таких садиков, и их число постоянно растет.
По большому счету, назвать появление этих заведений результатом государственно-частного партнерства в чистом виде нельзя, так как строятся они почти всегда на средства предпринимателей. Государственное же участие проявляется при приеме детей из очереди, следом «идут» бюджетные средства – почти 20 тыс. тенге за каждого дошколенка. Столько же в среднем по Уральску составляет родительская плата за частный садик.
Благодаря финансовому участию акимата достигается главная цель – малышам не приходится дожидаться, когда дойдет их очередь приема в государственные детсады. Одновременно с этим появляются новые рабочие места, развивается частное предпринимательство, растут налоговые поступления в бюджет.
В ближайшее время в области вообще не планируется строить садики исключительно за государственный счет, как было раньше. Эта сфера должна полностью перейти на рельсы ГЧП, уверено руководство региона. В данном случае акимат не ограничивается субсидированием услуг, а берет на себя целый ряд обязательств: предоставляет земельный участок под строительство, обеспечивает инженерную и транспортную инфраструктуры, компенсирует вложенные затраты и оплачивает вознаграждение за управление.
Роль инвестора – построить объект (в случае необходимости – с привлечением заемных средств), содержать его и, естественно, предоставлять услуги по дошкольному образованию, получая подушевое финансирование.
Не менее важен с социальной точки зрения и проект передачи в аренду школьных столовых. В его рамках планируется не только организовать питание учеников, но и обновить точки общепита сразу в четырех уральских среднеобразовательных школах. В этом случае государство обязуется выделять средства на организацию питания младшеклассников и в течение пяти лет компенсировать затраты на новое оборудование для кухни и мебель для столовой.
По данным и. о. председателя правления АО «СПК «Орал» Артура Доскалиева, до конца года управлением образования области будут объявлены конкурсы по выбору частных партнеров для строительства и дальнейшей эксплуатации пяти детских садов в областном центре, Акжайыкском, Сырымском и Таскалинском районах, а также для проведения капитального ремонта средней школы в селе Таскала.
В доверительное управление на принципах государственно-частного партнерства будет передана городская поликлиника № 7. Частников привлекут на возведение врачебной амбулатории в селе Лубенка Чингирлауского района и для приобретения магнитно-резонансного томографа для областной клинической больницы, а также для сервисного обслуживания автодороги Чапаево – Жангала – Сайхин протяженностью более 330 км. За счет возможностей ГЧП планируется построить физкультурно-оздоровительный комплекс в селе Чапаево и провести модернизацию уличного освещения, передав его в управление инвестора.
Считается, что государственно-частное партнерство можно развивать в разных направлениях, находя точки соприкосновения государственных интересов и предпринимательской выгоды. Однако, несмотря на, казалось бы, взаимовыгодные условия сотрудничества, отмечается низкая активность государственных органов и бизнеса в инициировании проектов ГЧП, что, по мнению специалистов СПК «Орал», во многом связано с некачественным планированием и несвоевременным предоставлением документации.
Это, по всей вероятности, свидетельствует о весьма внушительной папке документов, требующихся для участия в деле. Осознавая это, в СПК занялись разработкой типовых проектов. Здесь обещают, что до конца года будет выпущена типовая документация для проведения упрощенной процедуры конкурсов ГЧП для сельскохозяйственных сервисно-заготовительных центров. Это должно привлечь потенциальных инвесторов.
Интересным для себя сотрудничество с государством видит одно из крупнейших в Западно-Казахстанской области предприятий по выращиванию и продаже растений – КХ «Уланов». Руководство компании готово взять на себя заботы по озеленению и уходу за живыми насаждениями целой улицы, сквера или микрорайона при условии, что впоследствии государство возместит затраты. Предприятие включено в список потенциальных частных партнеров, однако предпринимательская инициатива пока существует в статусе идеи.
Озеленители отмечают: в последние годы в связи с существующими требованиями при строительстве жилого дома, социального объекта или другого здания подрядчик берет на себя обязательства по благоустройству дворовых территорий, обустройству детских площадок, тротуаров и подъездных путей, а также озеленению, которое для строительных компаний, естественно, не является профильным. В лучшем случае для этих работ привлекаются специалисты. Но чтобы сэкономить на оплате, строители чаще всего справляются собственными силами.
По дешевке приобретая саженцы деревьев и рассаду цветов, прикапывают их непосредственно перед приездом комиссии, создав газону видимость ухоженности. А вот за приживаемостью таких насаждений чаще всего никто не следит, поэтому от них в скором времени ничего не остается. Вполне возможно, что решение этой проблемы можно найти в механизмах государственно-частного партнерства, которое на самом деле обладает пока нераскрытым потенциалом.