
На пенсию Жаукен Тукубаевич ушел с должности начальника организационно-мобилизационного управления – заместителя начальника Главного штаба Внутренних войск МВД РК. Штабная работа требует умения нестандартно мыслить, учит принимать смелые решения, дает навыки методической работы.
Преподавателя-организатора начальной военной подготовки Жаукена Алагузова коллеги относят к числу учителей-новаторов. Отслуживший много лет во внутренних войсках, имея большой практический опыт обучения и воспитания военнослужащих, сегодня он готовит юношей к прохождению службы в армии. Слова Главы государства Нурсултана Назарбаева, обращенные к молодым гражданам страны, «...каждый мужчина должен пройти службу. Каждый мужчина должен готовить себя к защите Родины. Каждая семья должна знать, что у Родины есть защитник» педагог определил для себя как приоритетное направление.
В то же время в своей педагогической деятельности он стремится к тому, чтобы ученики увидели в нем старшего товарища, наставника, которому можно полностью доверять и у которого можно получить ответы на все вопросы о солдатской жизни, о казахстанской армии. В школе № 28 в среде призывной молодежи изменилось настроение, а имевшее ранее место мнение о том, что армейская служба ничего не дает, стало спорным.
Вот уже несколько лет многие юноши и девушки в школе успешно занимаются военно-прикладными видами спорта, считая их важными и полезными для здоровья, нужными как в армии, так и вне ее. А положительную мотивацию Жаукен Тукубаевич создает воспоминаниями из своей срочной воинской службы, рассказами о том, как пребывание в армейских рядах повлияло на выбор им профессии военного. Как он трудился над своим физическим развитием, достиг определенных спортивных результатов, накопил жизненный опыт.
Немаловажно и то, что Жаукен Алагузов использует разные формы организации занятий и методы при их проведении. Разъясняя цели и задачи начальной военной подготовки как предмета, имеющего свои специфические особенности, стремится довести до юношей смысл понятия «необходимый уровень готовности к воинской службе» (военно-патриотическая компетенция). Считает важным создать педагогические условия для положительного восприятия учениками армейского принципа «Делай, как я!», а при проведении уроков и мероприятий во внеурочное время старается создать микроклимат воинского коллектива.
– Очень продуктивно взаимодействие с воинскими частями, – считает учитель. – С помощью военных проще перевести теоретические знания юношей в практическую плоскость, закрепить умения и навыки через проведение нестандартных уроков и ознакомление с разными сторонами жизни военного сообщества.
И очень важно привлекать к военно-патриотическому воспитанию молодежи воинов-«афганцев», ветеранов Великой Отечественной войны, представителей общественных объединений.
Жаукен Алагузов уделяет большое внимание тесному общению с представителями воинских частей, дислоцированных в городе, что позволяет быть в курсе степени реализации военной реформы в Вооруженных силах, знать о проблемах, имеющихся в армии на данном этапе, как они решаются, на что обратить особое внимание при подготовке учеников к предстоящей воинской службе. В то же время немаловажно наличие обратной связи учителя с учениками, ведь каждый из них вправе полученную информацию пополнить, подтвердить или проверить. Хороший педагог позволит юношам почувствовать себя раскрепощенными, высказать свое мнение, помогает формированию их гражданской позиции.
Не ограничиваясь разговором о безошибочности принятого много лет назад решения стать военным, Жаукен Алагузов организует встречи учеников с молодыми офицерами – выпускниками военных училищ, направляя их в русло общения, рассказов о будничной стороне службы, о тяготах, встречающихся в жизни военного. Это заставляет молодого человека основательно подумать о своем желании стать военным, чтобы решение его было взвешенным со всех сторон.
Говоря об ответственности, лежащей на плечах военного человека, о постоянной боевой учебе, трудностях, учитель не забывает напоминать, что в жизни офицера есть место и любви, и созданию семейного очага, есть романтика частых переездов, расставаний и встреч. Передавая свой багаж знаний ученикам, воспитывая в них личности, педагог прививает им уважение к армии, готовность к выполнению конституционного долга защитника Родины.
Даулет ЕЛЕУСИЗОВ