Грейдерист – престижная специальность

204
Алибек Байшуленов
собственный корреспондент по Кызылординской области

Одной из редких сегодня профессий обладает 34-летний житель пригородного села Акжарма

фото автора

Редкой, потому что в колледжах и автошколах ее азам не обучают. Строительные и дорожно-строи­тельные компании днем с огнем не могут отыскать квалифицированных отечественных грейдеристов.

Куанышбека Амирбекулы официально профессиональным навыкам грейдериста тоже никто не обучал. Управлять этим тяжелым землеройно-планировочным транспортом сельский паренек научился большей частью самостоятельно, поскольку негде было учиться. В Кызылординской области, как и по всей республике, сейчас не осталось ни одного среднего профессионального учебного заведения, где бы готовили машинистов автогрейдера. Буду рад ошибиться, если это не так.

Свою трудовую биографию Куанышбек начал в 2008 году. После окончания школы юноша устроился в рисоводческую бригаду. Воспитанный в лучших семейных традициях, он пошел по стопам отца и выбрал профессию механизатора. Можно сказать, что Куанышбек – потомственный водитель полевой сельхозтехники. Его отец Амирбек Курманбаев до пенсии работал на рисовых полях мотористом, механизатором, умел управлять трактором, бульдозером, а при необходимости – комбайном.

– На рисовых чеках и я приобщился к технике. Через год отучился и сдал на права, – рассказывает Куанышбек. – Сразу же сел за руль трактора «Беларус-150» и работал пять лет в сельской отрасли. Параллельно продолжил осваивать технику и сейчас владею категориями водительских прав для управления всеми видами спецтехники.

Однако за рычаги автогрейдера Куанышбек сел в 2015 году, когда уже работал в совершенно иной отрасли – нефтегазовой.

– Тогда, помнится, в компании «Каис-Сервис», задействованной на нефтегазовом месторождении Кумколь, появилась вакансия грейдериста, – продолжает наш собеседник. – Я решил попробовать. Кое-что, конечно, мне показали, но в основном действовать пришлось методом «научного тыка». Ну и штудировать инструкцию к грейдеру. На одной из вахт мне рассказали обо всех премудростях управления грейдером, а самостоятельно практиковался уже на следующей вахте. Стажировка прошла успешно. С тех пор автогрейдер – моя любимая рабочая лошадка. Последние семь лет работаю машинистом автогрейдера в компании «Қыран».

Куанышбек Амирбекулы с особой благодарностью отзывается о наставниках. Особенно признателен за советы, рекомендации и поддержку своему дяде Зулхарнаю, который сейчас работает грейдеристом в подразделении АО «НК «ҚазАвтоЖол». А в домашнем кругу свои знания и умения парню передал брат отца Болатбек Курманбаев. Он, кстати, тоже работает грейдеристом, но в китайской компании, которая сейчас строит Жезказганскую трассу.

– Первым моим «железным конем» был китайский автогрейдер марки XCMG GR215, на котором я и учился выравнивать дороги, откосы и кюветы, – говорит Куанышбек. – Признаюсь, управлять сложной техникой не очень-то просто, я года два набирался опыта, только потом освоился. А сейчас работаю на новом автогрейдере Caterpillar 160. Это «умная» и прочная машина с очень чувствительным ножом-отвалом. На ней с максимальной точностью легко разравнивать поверхность дороги.

Отмечает Куанышбек и другие технические достоинства автогрейдера. В частности, то, что двигатель машины работает на дизельном топливе, объем бака – 350 литров. За час работы под нагрузкой расходуется 24 литра солярки. Для управления есть десять рычагов, восемь скоростей. И на любой дороге грейдер способен разгоняться до 40 км в час.

– Моя рабочая техника универсальна, – считает наш герой. – Она может использоваться при земляных работах, планировке территорий, очистке автодорог от снега и грязи. Но чаще всего я работаю на строительстве дорог, по разметкам геодезиста разравниваю «землянку», обравниваю гравийно-песчаную смесь, вывожу уклоны и откосы. Где нужно, снимаю поверхность или досыпаю – вывожу все «под ноль». Для всего этого требуется точный глазомер. К примеру, мы исполняем «миллимет­ровые» задания – срезать или досыпать два сантиметра.

Куанышбек тепло отзывается о своем трудовом коллективе. «Қыран» – известная компания с большим опытом строи­тельства автомагистралей в регио­не и республике. Ее специалистами укладывался асфальт в области Жетысу на участке автострады Ушарал – Достык, на месторождении Кумколь, Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороге (БАКАД), Жезказганской трассе, в городе Кызыл­орде и районах области.

– У нас дружный рабочий коллектив, – говорит Куанышбек. – Все ребята – квалифицированные специалисты, каждый знает свое дело. Особо отмечу руководителя компании Жайсана Сыз­дыкова, который действительно ценит своих работников. Я трудился во многих компаниях, но именно здесь мне очень комфортно. Все дело в отношении к сотрудникам. Каждый из них обеспечен стабильным заработком, социальным пакетом и приемлемыми условиями труда. Чем лучше работаешь, тем оплата выше. К примеру, шесть лет назад я получал 250 тысяч тенге, а сейчас мой оклад вырос в несколько раз.

На вопрос, почему безработная молодежь не идет в грейдеристы, Куанышбек ответил, что не все любят возиться с техникой:

– Наверное, работа не так легка и прос­та. Водить легковой автомобиль – это одно, а управлять многотонным дорожным тяжеловесом – совсем другое. Для этого нужно не только желание, но и навыки и упорство.

Характеризуя своего ценного работника, глава ТОО «Қыран» Жайсан Сыздыков отмечает, что Куанышбек пользуется большим уважением в коллективе. И не только за мастерство и трудолюбие.

– В Куанышбеке Курманбаеве прежде всего ценю его воспитание. Он вырос в селе, с детства был близок к технике и работал в полевых условиях, – говорит руководитель. – Его не надо контролировать, у него сильно развито чувство ответственности. Отмечу его стремление качественно выполнять задания и умение работать в команде. Наша компания заинтересована в качестве труда, а значит, в квалифицированных и опытных специалистах.

И это не просто слова. Руководство ТОО «Қыран» давно решает проблему некомплекта персонала своими силами. По востребованным профессиям оно оплачивает учебу местным юношам и девушкам, а после ее завершения приглашает по контракту отработать в компании положенный срок. Многие остаются работать здесь и дальше.

Популярное

Все
Возьмите меня в газету!
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Закон Республики Казахстан
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Дожди с градом обрушатся на Казахстан
Свыше полумиллиона алматинцев посетили ярмарки выходного дня с начала года
В Алматы вырос поток иностранных туристов
Эти стены хранят вековую историю
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Ураган не щадил никого
Факты двойных оплат за штрафы выявили в Павлодарской области
Еще 145 офицеров выпустила Академия гражданской защиты МЧС РК
ИИ возвращает кошек домой
Способность противостоять коррупции должна стать нормой
Минторговли разъяснило введение минимального уровня цен на муку, яйца, масло
20 лет без паспорта прожила казахстанка
Двум казахстанцам вернули зрение путем трансплантации роговицы
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
В Уральске реконструируют набережную
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы

Читайте также

Девушка может и слесарем быть
Стенд для профориентации школьников придумал студент из Кен…
Растет спрос на профи
Чтобы рождалась сталь

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]